Декан ММФ: «Проблем с трудоустройством у наших выпускников точно нет»

«Мехмат – это глобально!» - таков неофициальный девиз факультета. Во-первых, математика – королева всех наук и лежит в основе всего. Во-вторых, выпускники факультета работают повсеместно: речь не только об обширнейшей географии, охватывающей оба полушария – среди окончивших мехмат и видные учёные, и успешные инженеры, и программисты, и состоятельные бизнесмены. Но эти разные люди сохраняют совершенно особое единство. Из чего оно складывается и каков мехмат сегодня, рассказал выпускник ММФ, ныне декан факультета Михаил Валентинович Фокин.

Михаил Валентинович Фокин – доктор физико-математических наук, профессор. Заместитель директора Института математики им. С.Л.Соболева. Декан ММФ с 2011 г.

Михаил Валентинович, механико-математический – один из первых факультетов университета. За более чем полувековую историю новые направления появлялись только дважды – в 1976 году Прикладная математика и в 2011 году Математика и компьютерные науки. Нет ли планов набрать темп и увеличить количество направлений подготовки?

В этом нет необходимости. Наши студенты получает максимально полное представление о состоянии современной математической науки. Программы постоянно уточняются, совершенствуются. Базовые знания об истории, основных направлениях даются с первых дней обучения на факультете. Постепенно студент начинает ориентироваться, как он может реализовать свой потенциал в исследовательской работе, и к моменту, когда он должен окончательно определить вектор своей бакалаврской работы, чёткое понимание, что стоит за каждым из четырёх направлений факультета, у него уже есть. К сожалению, абитуриенты не могут этим похвастаться, поэтому их только дезориентирует обилие направлений.

А каких вы ждёте абитуриентов? На уровне Министерства Образования РФ ведутся разговоры о портфолио выпускника в дополнении к ЕГЭ. На что бы в таком портфолио обратили внимание в приёмной комиссии механико-математического факультета?

Конечно, мы ждём победителей олимпиад. Этот показатель лучше всего демонстрирует интерес человека к предмету и способности в нём разобраться. При прочих равных, пожалуй, спортивные успехи.

То есть для обучения у вас нужны сила и выносливость? Много времени нужно сидеть за учебниками?

Не думаю, что больше, чем на других факультетах НГУ. Но учебная нагрузка у нас – серьёзная. Да, к таланту обязательно приложение усидчивости - выносливости, если угодно. Очень жаль, что, поступив в университет, кто-то забывает, что это труд, на который надо затратить много сил. Есть ребята способные, сообразительные, но катятся как перекати-поле: поступил, ну и окончу как-нибудь. А так не выходит у нас. Вот поэтому я и говорю про мотивацию. Если у человека нет чёткого понимания, зачем ему это надо, то он и не поймёт, что надо работать. Для меня странно, когда человек подаёт документы и к нам, и на геологию, а то и к нам, и на гуманитарный факультет. Мы ждём от своих студентов сознательного и мотивированного выбора.

Абитуриенты магистратуры подтверждают Ваше убеждение – эти ребята отличаются мотивацией? И чем отличаются «родные» студенты от студентов других факультетов и других вузов, которые участвуют в конкурсе в вашу магистратуру?

Надо сказать, что «из вне» к нам приходят редко. Боятся нас что ли? (Улыбается.) Да, порой заметна нехватка фундаментальной подготовки, которую ребятам приходится преодолевать самостоятельно, так как магистратура направлена на специализацию и собственную исследовательскую работу. Обязательные курсы занимают минимум в учебном плане. Остальные часы магистрант «добирает» специальными курсами на свой выбор, а также работой под руководством научного руководителя. Так что в магистратуре проще оказаться именно заинтересованным людям, которые в состоянии продумать свой путь. Именно поэтому у нас на факультете существуют особые условия зачисления успешных бакалавров, отличившихся высоким средним баллом и основательностью исследования. Однако есть и открытый конкурс, где мы ждём всех серьёзно интересующихся математикой.

После магистратуры третья ступень – аспирантура, где вы логично ожидаете лучших из лучших…

Действительно, последние изменения Закона об образовании сделали аспирантуру третьей стадией высшего образования со своими курсами и дипломом как свидетельством об окончании. Главная цель этого процесса – подготовить и защитить кандидатскую диссертацию- теперь выглядит расплывчато. А мы продолжаем считать наиболее важным продвижение в научной карьере. Хотя прекрасно понимаем, что сфера применения способностей наших выпускников гораздо шире, и в бизнесе их очень ждут, так что проблем с трудоустройством у них точно нет.

Всё-таки наука как ориентир для студентов в приоритете? Преподаватели на лекциях настраивают на исследовательскую деятельность? Да, это осталось из прежних времён. Факультет и весь университет были задуманы, чтобы подготовить кадры для СО РАН и вузов Сибири и Дальнего Востока. Мы стараемся и сейчас выполнять эту задачу.

Что ещё вы как выпускник мехмата, а теперь его декан хотели бы сохранить из традиций факультета?

Безусловно, самое главное – качество образования и особая идеология, которую заложили великие академики. Все наши преподаватели реально занимаются наукой, почти все совместители – работают в институтах. Но ещё мне хотелось бы, чтобы было живо наше особое мехматовское братство. Неважно, какой путь выбираем мы для себя, нам всегда приятно видеть однокурсников, нам всегда есть о чём поговорить. Нас объединяет благодарность нашему факультету – мы все понимаем, как многому нас здесь научили.

Михаил Валентинович, Вы продолжаете преподавать, не оставляете научную карьеру, при этом на Вас возложено руководство одним из самых крупных факультетов НГУ. Какие приятные моменты есть в каждом из этих видов деятельности, которые позволяют Вам не экономить силы, не сосредоточиться на чём-то одном?

В науке интересно что-то придумывать. Как декан я очень радуюсь успехам студентов – вот уже и на Олимпиадах международного уровня они показывают достойные результаты. А преподавание, действительно, можно было бы и оставить, – нагрузка у меня и без того большая. Но видеть настоящий интерес, видеть, как студенты «загораются» наукой – это дорогого стоит.

Последняя редакция: 02.12.2014 18:25