Владимир Барахнин: «НГУ дает классическое образование и фундаментальные знания»

Барахнин Владимир Борисович – доктор технических наук, ведущий научный сотрудник Института вычислительных технологий СО РАН, профессор кафедры математического моделирования и член Учёного Совета НГУ. В 1993 году окончил механико-математический факультет Новосибирского государственного университета. В 1996 году защитил кандидатскую, а в 2011 году – докторскую диссертацию.

– Владимир Борисович, почему в свое время вы решили поступать на ММФ НГУ?
– Мне нравилась математика, любил решать задачи, брал места на всероссийской, участвовал во всесоюзной олимпиаде по математике. Поэтому сомнений, куда поступать, у меня не было.

– Что вам дал НГУ?
– Главное предназначение вуза – давать знания. НГУ дает фундаментальные знания, которые, оказывается, при необходимости могут быть актуализированы, даже если ты не пользовался ими 20-25 лет. К примеру, недавно мне предложили читать лекции по теории вероятности в СибГУТИ, и я без особого труда смог достаточно быстро подготовить этот курс.

Кроме того, НГУ всегда был ценен личным общением с преподавателями. Личности многих из них оказали значительное влияние на формирование моих взглядов, научных вкусов. Особенно я отметил бы Юрия Ивановича Мерзлякова и своего научного руководителя Геннадия Владимировича Демиденко.

– Какие знания и навыки, полученные в университете, пригодились вам в дальнейшей работе?
– Умение учиться и браться за новые темы, понимать, что неразрешимых задач нет. Как говаривал Козьма Прутков, усердный в службе не должен бояться своего незнания; ибо каждое новое дело он прочтет. Так и здесь, если есть новая задача, надо искать к ней подход и пытаться ее решить. А базовое образование и дальнейшее его развитие это позволяют делать.

У меня была достаточно интересная научная траектория, которая шла от классической математики. Магистерскую я защищал на кафедре дифференциальных уравнений, оценивал асимптотическое поведение решения задачи Коши для одной гиперболической системы уравнений в частных производных. После окончания университета распределился (тогда еще было распределение) в ИВТ СО РАН, кандидатскую защищал по математическому моделированию волновых течений в жидкостях. Потом стал заниматься информационными технологиями, и докторская была посвящена моделям и алгоритмам создания программных систем информационного обеспечения научной деятельности. А сейчас занимаюсь уже не столько даже задачами математической лингвистики, сколько применением методов информационных технологий в задачах классической филологии. Учу студентов, как классическим дисциплинам вычислительной математики, так и читаю спецкурс, связанный с информационными технологиями. Такое универсальное образование даёт наш университет.

– Какой совет вы могли бы дать сегодняшним студентам?
– Совет классический – учиться, учиться и еще раз учиться. Не надо думать, что если не понятно, для чего нужен какой-то курс, то его не нужно учить. По крайней мере, общее представление обо всех курсах должно быть. И поверьте, что всё, что преподается, так или иначе, имеет приложение в науке и в ее практических приложениях. К сожалению, некоторые вещи начинаешь понимать уже на старших курсах: многие математические конструкции, кажущиеся абстрактными, очень важны на практике. Нужно пользоваться тем, что НГУ дает хорошее классическое, фундаментальное образование, но вместе с тем с достаточно сильным уклоном в практику.

Последняя редакция: 05.10.2016 00:43