Модель компетенций Преподавателя НГУ

Группа
компетенций
Компетенции Индикаторы компетенции
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Готовность к саморазвитию
  • способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование;
  • способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
  • готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;
  • способность к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования;
  • способность самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности;
  • способность формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах.
  • умеет вести самостоятельный целенаправленный поиск информации и приобретать новые научные и профессиональные знания, используя современные образовательные и информационные технологии, возможности сети Интернет и другие источники, ищет новые возможности для саморазвития;
  • умеет видеть свои сильные стороны и области ограничений, может самостоятельно определить конкретные направления для саморазвития;
  • оперативно корректирует способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями;
  • ориентирован на получение обратной связи о своей деятельности, корректирует свои действия на ее основе;
  • быстро усваивает знания, передаваемые наставником, перенимает педагогическое мастерство и применяет полученные знания на практике;
  • проявляет заинтересованность в тренировке педагогического мастерства, готов предпринимать дополнительные усилия для развития своих навыков;
  • мотивирован на новаторство, творческий рост.
Коммуникативные способности
  • готовность осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;
  • готовность взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия.
  • умеет логически верно, аргументировано и ясно строить свою речь (как устную, так и письменную);
  • адаптирует стиль подачи информации, умеет понятно доносить свои мысли, ориентируясь на особенности собеседника;
  • владеет навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
  • поддерживает культуру делового общения (открытость, доверие, честность в коммуникации);
  • проявляет терпимость к другим точкам зрения. Конструктивно воспринимает возражения со стороны оппонентов;
  • умеет работать с представителями различных культур;
  • свободно владеет не менее чем одним из иностранных языков;
  • устанавливает педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, проявляет доброжелательность, вежливость и тактичность в общении с коллегами и администрацией;
  • умеет увидеть конфликтную ситуацию на начальном этапе, предпринимает действия, направленные на предотвращение конфликтной ситуации;
  • умеет правильно определять причины конфликта, видеть интересы различных сторон конфликта, находит оптимальные решения конфликтов, устраивающие обе стороны;
  • умеет сохранять уравновешенность в трудных ситуациях;
  • соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Готовность к профессионально-педагогической деятельности
  • способность применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса;
  • готовность к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования;
  • готовность проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения;
  • способность формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики;
  • готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;
  • способность проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии.
  • знает ФГОС, иные нормативные документы, отражающие требования к содержанию и результатам учебной деятельности;
  • владеет знанием содержания дисциплины и отраслей научного знания с учётом последних мировых достижений;
  • умеет формулировать педагогические цели и задачи педагогической деятельности;
  • знает состав и особенности учебно-методических комплексов;
  • умеет разрабатывать рабочие программы по предмету, соответствующие требованиям ФГОС, специфике условий образовательного процесса, требованиям преемственности обучения;
  • умеет разрабатывать/корректировать дидактические и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов;
  • умеет разрабатывать и актуализировать программно-методическое обеспечение дисциплин (модулей), в том числе фонд оценочных средств, учитывает требования ФГОС, особенностей преподаваемой дисциплины (модулей);
  • владеет методикой преподавания учебной дисциплины, умеет эффективно использовать различные формы, методы, средства и технологии обучения, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, применять современные технические средства обучения;
  • умеет создавать на занятиях проблемноориентированную образовательную среду, обеспечивающую формирование у обучающихся компетенций, предусмотренных требованиями ФГОС и (или) образовательных стандартов, установленных образовательной организацией;
  • умеет проводить лекционные, практические/лабораторные занятия с учетом специфики дисциплины;
  • руководит курсовыми и выпускными квалификационными работами;
  • принимает участие в организации производственных и учебных практик;
  • осуществляет текущий и итоговый контроль знаний, оценивает динамику уровня подготовки обучающихся;
  • умеет организовать самостоятельную работу обучающихся по дисциплинам (модулям) во внеучебное время;
  • умеет разработать и применить инструменты контроля выполнения самостоятельной работы;
  • предоставляет обучающемуся развивающую обратную связь по результатам его деятельности, объективно оценивая итоги проведенной им работы, отмечает успехи и недостатки, предоставляет развернутые рекомендации по исправлению недочетов;
  • умеет находить положительные стороны у каждого обучающегося, оказывает помощь обучающимся в выборе образовательной траектории, планировании самостоятельной работы;
  • разрабатывает индивидуальные траектории обучения (в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья);
  • умеет создавать условия для обеспечения позитивной мотивации обучающихся.
Организация внеучебной и воспитательной работы
  • способность организовать внеучебную деятельность обучающихся.
  • участвует в организации и проведении профориентационных мероприятий кафедры/факультета/института;
  • участвует в организации и проведении внеучебных массовых мероприятий факультета/института/НГУ;
  • консультирует обучающихся по вопросам профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции;
  • участвует в организации или организует проведение конференций, выставок, конкурсов и других аналогичных мероприятий в области преподаваемого учебного курса, дисциплины, научной деятельности.
Ориентация на научно-исследовательскую деятельность
  • способность анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование;
  • готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач;
  • способность руководить научно-исследовательской работой обучающихся.
  • участвует в научно-исследовательских проектах;
  • владеет навыками публикации материалов научной работы;
  • владеет технологиями публичных выступлений на конференциях и пр.;
  • умеет самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные научные и исследовательские задачи перед обучающимися.
  • умеет вовлекать обучающихся в научную работу. Консультирует обучающихся на этапах выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских, курсовых, выпускных квалификационных работ, контролирует и оценивает процесс и результаты их выполнения;
  • осуществляет руководство научно-исследовательской работой обучающихся.
ШКАЛА ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ
Оценка Уровни шкалы Описание
7 эталонный уровень Способность, практическое умение или компетенция соответствуют эталону. Компетенция проявляется во всех без исключения ситуациях, своей яркостью выделяется среди других.
6 высокий уровень Способность, практическое умение или компетенция превышают основные требования. Компетенция проявляется практически во всех ситуациях, количество отклонений минимально, нейтрализуются самостоятельно.
5 достаточный уровень Оценка соответствует  достаточно высокому развитию умений и навыков, связанных с данной компетенцией. Самостоятельное и уверенное выполнение работы. Отклонения замечает и нейтрализует почти всегда самостоятельно. Компетенция может быть развита самостоятельно.
4 средний уровень Способность, практическое умение или компетенция соответствуют основным требованиям, но требуются небольшие доработки. Необходимы указания на ошибки, способен самостоятельно их устранить. Компетенция может быть развита самостоятельно.
3 требующий улучшений Способность, практическое умение или компетенция соответствуют начальным требованиям, но их проявление не систематическое или требуются значительные доработки. Испытывает затруднения при исправлении ошибок, требуется помощь руководителя. Компетенция может быть развита при соответствующем обучении.
2 недостаточный уровень Способность, практическое умение или компетенция отсутствуют или нуждаются в существенном развитии.
Отклонения существенны, не могут быть исправлены самостоятельно. Обучение потребует значительных усилий.
1 дефицитный уровень Компетенция абсолютно не проявлена.

Последняя редакция: 26.09.2017 10:41