03.10.2017

В конце сентября завершился VIII сезон ежегодного литературного конкурса «Новая детская книга». В Российской государственной детской библиотеке состоялась торжественная церемония награждения финалистов и победителей. Лауреатом в номинации «Стихи и сказки для самых маленьких» стала детская писательница, выпускница НГУ 2005 года, Анна Анисимова. Главным призом конкурса является контракт с издательством «Росмэн» на издание книги-победителя.

Всего у Анны уже вышло шесть книг для детей. Еще одна – «Истории Цветного проезда», получившая название благодаря тому, что ее автор несколько лет жила в Академгородке, находится в печати и совсем скоро увидит свет.

О том, как рождаются сюжеты сказок, как были сделаны первые шаги в литературе и какие знания, полученные в НГУ, пригождаются сегодня в работе, Анна рассказала в интервью NSU.ru

– Анна, почему в свое время вы решили поступать в НГУ?

– Так сложились обстоятельства. Сегодняшнего интернета, который как воздух, когда я училась в школе, ещё не было. Я просто отправила в приёмную комиссию традиционное письмо, как в один из ближайших к моему городу университетов, – и мне прислали книжицу. Сведения для поступающих – это всё, что я знала о НГУ. Зато когда в первый раз вышла из «пятнашки» в Академгородке и прошла к университету через полный комарья лес, то тут и захотела учиться. Сильно меня покусали.

– Чем запомнилась учеба в НГУ? Какие знания и навыки, полученные в университете, пригодились в дальнейшей работе?

– НГУ был для меня новой оптикой. Приходишь со своим провинциальным школьным зрением, а тут – взгляни на мир через эти очки, а теперь попробуй вот так посмотреть... Это, правда, я не сразу поняла: привычнее ведь смотреть по-старому. Но НГУ учил видеть. Вширь и вглубь. Люди НГУ. Я многих вспоминаю с благодарностью, особенно моего научного руководителя Исаченко Оксану Михайловну с её цепким, иногда жёстким, но всегда чутким отношением к языку, к каждому слову. Наблюдать за чужой речью, радоваться неожиданному словоупотреблению, искать новенькое – мне кажется, во мне это отозвалось.

– Интерес к детской журналистике и детской литературе появился в университете или раньше?

– Почему-то я никогда не переставала читать детские книжки. Даже в старших классах. Не вырастала из них. А когда на АХЛ я в первый раз увидела стеллажи с детской литературой, то беспечно набрала себе стопку. Как будто мне нечего было читать!.. Отдельной моей любовью в детстве были журналы. Поэтому когда мы на втором курсе придумывали проекты журналов, то я мечтала о детском. А когда преподавательница по мастерству Елена Валерьевна Климова после этого предложила нам с Наташей Гилиной делать страничку для детей в «Советской Сибири», это был просто праздник, и всё встало вверх тормашками.

– Как развивалась ваша карьера в этом направлении? Когда были написаны первые сказки и о чем?

– Мы несколько лет писали для «Тормашек» (детская страница в газете «Советская Сибирь» - ред.): что-то придумывали. Ещё я работала в летних лагерях: там мы тоже что-то придумывали. А потом всё закончилось. Как-то я шла по Цветному проезду – и вдруг идея. «И куда же её? Что мне с ней делать?» И я решила тогда: буду просто придумывать, потому что мне этого не хватает. Сначала сделала самодельную книжку в подарок дочке друзей. Потому ещё одну. Правда, это всё слабенькое было. Но помогло начать писать.

– Как рождаются идеи? И как долго вы работаете над книгой?

– Идеи разные, как общение с людьми. С одними – головокружительно и быстро. С другими – надёжно и с удовольствием. С третьими – безнадёжно, пока не найдёшь контакт. И так далее. Иногда идеи рождаются, когда впечатления или опыт пережиты и хочется ими поделиться. Так появился «Невидимый слон». А иногда идеи берутся на самом деле из воздуха. В прошлом году мы с мужем плыли в Хельсинки на многоэтажном пароме, чтобы пробежать полумарафон. Мы забрались на самую верхнюю палубу, а там из трубы тянуло борщом. Алёша пошутил, что наш паром плывёт на борще – и тут же родились истории про Капитана Борща.

– Сколько книг у вас уже вышло? Перед печатью читаете ли вы свои сказки детям?

Вышло шесть. О них можно прочитать на моём сайте. Когда я только начинала писать, то просила знакомых родителей почитать мои тексты детям. Их отзывы помогали мне услышать целевую аудиторию. Сейчас мне важнее своё чутьё. Каждая работа – это такая литературная теорема, с которой интересно повозиться и доказать самой.

– Расскажите немного о книге, которая сейчас находится в печати, «Истории Цветного проезда». Действительно ли они были придуманы/ «подсмотрены» на Цветном проезде?

– Нет, эти истории не репортажи. Эта книжка – привет моему детству в далёком посёлке Кропоткин Иркутской области. Мне хотелось передать своё ощущение от игры и дружбы во дворе. Но Кропоткин – это слишком колоритно. Мне не хотелось, чтобы фактура перевешивала игру. Поэтому я выбрала Цветной проезд, на котором долго жила, за яркость и реальность места и возможность играть во дворе. Так что истории придуманы, но, конечно, в них отразилось что-то подсмотренное, что-то подслушанное, что-то пережитое – и всё тщательно перемешалось.

– Из того, что вы написали, есть ли любимые книги?

– Люблю все. В каждой часть меня – это материнство, за каждой обязательно стоят какие-то люди или прошлое – это память, на каждой учусь чему-то новому. Но самые любимые – неизданные. Потому что они ещё под бочком. Потому что им ещё можно отдавать. А когда текст становится книгой – он как будто вырастает и живёт уже своей жизнью.

– Есть ли у вас свои гуру в мире детской литературы? Чьи работы вдохновляют?

– Я считаю своей большой удачей, что мне довелось принять участие в фестивалях «Молодые писатели вокруг Детгиза» и в семинарах, которые организует фонд Сергея Филатова. Счастье – учиться у таких мастеров, как Сергей Махотин, Михаил Яснов, Марина Бородицкая, Валерий Воскобойников. Но эти фестивали и семинары подарили мне много друзей и коллег, которые поддерживают, верят и вдохновляют. Меня вдохновляют все, у кого можно чему-то научиться.

– Впервые ли вы участвовали в конкурсе «Новая детская книга»? «Капитан Борщ», «У фургона — хвост!», «Бабушка Луна» – были написаны специально к конкурсу? Если нет, то, как выбирали, что отправить?

– В НДК я участвовала несколько лет подряд, но только в этом сезоне впервые попала не только в лонг-лист, но и в шорт. Так сложились обстоятельства, что в период объявления конкурса я работала именно над сказками для малышей (в этом году, например, вышли книжки «Малыш великан» и «Семейка гор»), поэтому у меня был запас сказок.

– Насколько для вас это значимая победа? Какие цели ставите перед собой теперь?

– Каждая победа расширяет собственные границы. Это как снова пробежать полумарафон и открыть про себя: я могу! Конечно, к этому готовишься и подозреваешь, что всё возможно, но это в голове. А когда пересекаешь финишную черту – это в реальности.

Премия «Новая детская книга» учреждена в 2009 году детским издательством «Росмэн». В первую очередь — для поиска новых авторов. В связи с этим допускает и поощряет самовыдвижение. В жюри премии входят в основном сотрудники «Росмэна» и издающиеся в нем авторы. Предусмотрены три категории: для возрастов 2–8 лет и 10–16 лет, а также «Новая детская иллюстрация» (для художников).

Фото из группы «Новая детская книга»

Последняя редакция: 04.10.2017 11:04