Валентин Кузнецов: «Каждая пятерка в дипломе – это дополнительный нолик в твоей будущей зарплате»

Валентин Кузнецов в 2006 году окончил ЭФ НГУ, 12 лет проработал в компании ЦФТ, где прошел путь от стажера до руководителя департамента с командой из 40 человек и оборотами в несколько миллиардов долларов. В настоящее время учится в Стэнфордском университете США.

– Валентин, почему после школы вы решили изучать экономику?
– Передо мной никогда не стояла дилемма выбора вуза, так как я вырос в Академгородке. Если у тебя под носом один из лучших университетов в России, зачем искать что-то еще. Из всех факультетов НГУ наиболее интересным тогда мне казался факультет экономики. Я считал, что экономика как наука хорошо объясняет процессы, происходящие в обществе, и законы, по которым люди взаимодействуют между собой, мотивы, которые ими движут. Учиться было очень интересно, каждый день мы узнавали что-то новое, вокруг были новые люди, другой уровень самостоятельности и ответственности.

– Какие знания и навыки, полученные в НГУ, пригодились в дальнейшей работе?
– Я учился на направлении «Матметоды в экономике», нам давали теоретические (микро- и макроэкономику, теорию игр) и прикладные (бухучет) экономические предметы, а также много математических предметов (математическую статистику, теорию вероятностей). Наверное, никакие из этих знаний, кроме бухучета, в дальнейшем в чистом виде я не применял на практике, но преимущество фундаментального образования в том, что ты глубоко понимаешь базовые законы, по которым живет мир. Они записываются где-то на подкорке, и потом на их основе ты оцениваешь ситуации, с которыми приходится сталкиваться на работе, строишь прогнозы относительно их дальнейшего развития и принимаешь решения. В этом смысле я, зачастую неосознанно, применяю эти знания и навыки каждый день.

Конечно в НГУ я получил и ценный жизненный опыт – было много ситуаций, связанных с учебой, со сдачей экзаменов, со взаимодействием с однокурсниками, все они развивали умение находить решения в разных ситуациях, планировать свои ресурсы, изучать большой объем информации за короткое время. Это постоянно пригождается. Кроме знаний и навыков, главный актив, который я вынес из НГУ, – это дружеские контакты с большим количеством близких по духу людей, живущих сегодня не только в Новосибирске и Москве, но и по всему миру.

– Как развивалась ваша карьера после университета?
– После третьего курса я пошел на практику в компанию ЦФТ в Новосибирске, где присоединился к проекту денежных переводов «Золотая Корона», который тогда только-только запускался. Я стал одним из первых членов команды, занимавшихся его развитием. Работать было очень интересно, и я остался в компании, последний четвертый курс учебы уже совмещал с работой на полную ставку. Начинал с базовых вещей: подключал партнеров, делал «холодные звонки», рассылал по почте коммерческие предложения и т.д. Рос проект, и я рос вместе с ним: сначала работал только с банками в России, затем начал подключать банки в СНГ. Постепенно увеличивался коллектив, отлаженные процессы, такие как подключение банков, я описывал, стандартизировал и отдавал на откуп новым сотрудникам, сам занимался более сложными и нетиповыми проектами: подписывал партнерские договоры с небанковскими организациями, другими системами переводов. Самый большой проект, который я тогда сделал – подписал партнерское соглашение и запустил проект с международной системой переводов MoneyGram. Это было очень сложно и интересно – абсолютно другая технологическая архитектура и внутренняя логика работы, вся документация и договоры на английском языке, все это надо было понять и как-то «подружить» с нашей системой.

В 2008 году переехал в Москву, чтобы развивать бизнес в московском офисе ЦФТ и запустить его первый проект по оказанию финансовых услуг через «Связной». Проект оказался крайне успешным и вырос в отдельное направление, которое я возглавил. Так шаг за шагом дорос до того, что в 2016 году руководил департаментом из 40 человек, который отвечал за работу со всеми крупнейшими российским ритейлерами. В зоне ответственности у меня были «Евросеть», «Связной», «Билайн», МТС и другие компании, а обороты достигали нескольких миллиардов долларов.

– Почему достигнув таких результатов, вы решили снова пойти учиться?
– Причин несколько. Одна из них заключается в том, что 12 лет я рос внутри одной компании, что несколько сужает кругозор и замыливается взгляд. Кроме того, в какой-то момент я просто почувствовал, что мне не хватает знаний для того, чтобы работать и развиваться дальше. Захотелось получить знания и опыт извне. И вот в июне этого года я переехал в Сан-Франциско и сегодня учусь в Стэнфорде. В той области, в которой мы работаем – финансовые услуги, IT-технологии, – США, Кремниевая долина – одно из лучших мест, которое задает основные тренды. Вторая причина, все это время я работал с рынком в России и СНГ, теперь мне захотелось узнать, как работают международные рынки. И лучше всего это можно узнать, обучаясь за рубежом. В нашей группе около 60% студентов – люди со всего мира: из Китая, Японии, Сингапура, Африки, Европы. Сейчас у меня заканчивается первый семестр, проходим микроэкономику и бухгалтерский учет, матстатистику. Базовые курсы, которые я когда-то изучал в НГУ. Вспоминаю полученные тогда основы, и это очень помогает. Думаю, что если бы тогда я учился лучше, сейчас было бы намного легче сдавать экзамены.

– Чем, на ваш взгляд, принципиально отличается обучение в Стэнфорде и в НГУ? Какой опыт вы внедрили бы у нас?
– Это немного разные вещи. Я учусь в Стэнфордской Высшей Школе Бизнеса на магистерской программе. Здесь учатся люди, которые уже имеют какой-то опыт. Средний возраст студентов – 35-40 лет, стаж работы более 10 лет, они или их работодатели платят большие деньги за учебу и прекрасно понимают, зачем они здесь, поэтому внутренней мотивации намного больше. Здесь очень хорошие преподаватели, часто профессора с мировым именем, которые дают качественный материал, но большая часть ответственности за изучение материала все-таки лежит на самом студенте. Перед каждым занятием нам нужно самостоятельно изучить материал, который мы быстро проходим на уроке и потом разбираем вопросы. В российской системе образования, особенно при обучении будущих бакалавров, большая ответственность лежит на преподавателе.

Второе отличие, это фокус на практическом применении полученных знаний. В материал по каждой теме входит не только теория, но и практические кейсы реальных компаний, статьи в прессе по теме и т.д. Теория вероятности и матстатистика раскрываются с совершенно другой стороны, когда ты не просто учишь теоремы, а решаешь реальную задачу по расчету алгоритма овербукинга для American Airlines. Или изучаешь теорию игр, а потом разбираешь реальный кейс компании GE, о том, как она договаривалась с партнерами и создавала систему сдержек и противовесов, благодаря которым партнеры не нарушали эти договоренности.

Третье, что очень отличается, это высокий уровень доверия между преподавателем и студентом. Здесь есть такое понятие, как экзамен на дом. Ты получаешь его в пятницу и должен решить за выходные. Можно искать подсказки в литературе или интернете, но нельзя обсуждать задание ни с кем из других людей. Все это строится исключительно на доверии. Даже если экзамен проходит в классе, преподаватель раздает всем задачи и уходит пить чай куда-нибудь в соседнее кафе. На уровне моральных принципов и социальных норм не принято, чтобы кто-то вытаскивал шпаргалки. Еще один момент – это высокий технический уровень обучения. К примеру, все лекции, все примеры решения задач всегда доступны на общем портале, их можно скачать, изучить, если нужно, распечатать. Как правило, студенты не пишут лекции от руки, а только делают пометки в распечатках презентаций, которые они заранее скачали и изучили. Это очень удобно, не нужно отвлекаться на конспектирование и можно сосредоточиться на изучаемом материале.

– Какой совет вы могли бы дать сегодняшним студентам?
– Четыре года учебы в университете – это уникальный период в жизни, когда студентам предоставляется окно возможностей, чтобы относительно легко получить любые знания, которые они хотят. Потом это сделать будет намного сложнее. Эти четыре года пролетят очень быстро, и переучиться, переполучить и переписать свой диплом возможности у вас уже не будет. Даже небольшая разница в приложенных усилиях в период учебы отразится в огромной разнице на горизонте 10-20 лет.

Нужно постараться как можно раньше определиться со своими целями в жизни. Это очень помогает для внутренней мотивации заниматься и получать знания. В конечном счете, каждая дополнительная пятерка в дипломе – это дополнительный нолик в твоей будущей зарплате, к сожалению, многие это понимают уже после выпуска, когда начинают работать.

Последняя редакция: 22.09.2017 09:43