Наум Шифон: «Учеба в НГУ научила меня самостоятельности и независимости»

Наум Яковлевич Шифон родился в 1952 году в Биробиджане Хабаровского края. В 1967 году как победитель краевого тура Всесибирской олимпиады по математике был приглашён в 9-й класс ФМШ при НГУ. В 1974 году окончил ММФ НГУ. Защитил диплом на кафедре академика Г.И. Марчука. Специалист по прикладной и вычислительной математике, моделированию и расчётам сложных физических и химических процессов. С 1974 по 1990 год занимался научной и научно-преподавательской работой. Завершил научную работу в должности старшего научного сотрудника ИГГ СО АН в 1990 году. С 1987 занимается наукоёмким (инновационным) бизнесом. В 1989 году создал бизнес-структуру (совместное предприятие) из 102 структурных подразделений численностью около 2500 сотрудников, основная направленность – инновационные проекты. Участвовал в создании Ассоциации молодых руководителей СССР, впоследствии Международной ассоциации руководителей предприятий (МАРП). Входил в состав руководства Сибирского отделения МАРП (объединяет в своих рядах около 450 руководителей предприятий сибирского региона). Входил в состав Наблюдательного совета «Сибирского банка». С 1996 года избран Почётным членом Совета МАРП. С 2014 года член правления Наблюдательного совета ассоциации выпускников «СОЮЗ НГУ».

– Наум Яковлевич, почему в свое время вы сделали выбор в пользу НГУ?
– Учёба в школе мне всегда давалась легко, а в 6-м классе, в 1965 году, у нас в школе появился новый учитель математики – Чикишев Валентин Дмитриевич. Выпускник хабаровского пединститута, умный и энергичный педагог – учитель от бога. Его талантом и упорством был сформирован математический кружок, где он сумел зажечь и развить любовь к математике у десятка учеников. Большую роль в моей судьбе, помимо Валентина Дмитриевича, сыграл наш земляк Григорий Гадияк – выпускник ФМШ и ФФ НГУ. Он, приезжая на каникулы, привозил нам задачи всесоюзных и всесибирских олимпиад, задания ЗФМШ и всячески нацеливал нас на поступление в ФМШ и НГУ.

Весной 1967 года, пройдя отбор в Хабаровском краевом туре олимпиады по математике, четыре члена нашего математического кружка, в том числе и я, были приглашены в Летнюю ФМШ в Академгородке. В Новосибирск из Биробиджана мы добирались четверо суток. Когда на автобусе доехали от вокзала до Городка, нас «качало», как в вагоне поезда. Заселились в отведенный нам блок общежития № 6 НГУ, где нас встретила вожатая нашего класса, выпускница ФМШ и студентка 2-го курса ЭФ – Людмила Юхтина. Переборов усталость и «качку», мы с энтузиазмом приняли приглашение Людмилы посмотреть Академгородок. Это было наше первое знакомство с Городком, и оно, как и многое в эти первые дни, было необычайным. Университетский проспект, проспект Науки, Морской проспект, коттеджи Золотой долины, где мы впервые увидели «живых академиков», общавшихся на своих участках с учениками и родственниками в тёплый летний вечер. Обское море, где мы впервые искупались и «пришли в себя» после утомительной вагонной тряски. Торговый центр с его замечательным кафетерием на втором этаже… Всё это открывало для нас новый, ранее неведомый мир, с которым, как оказалось, судьба нас крепко связала на многие годы.

Одним из самых ярких воспоминаний ЛШ было, конечно, выступление в кинотеатре «Москва» (ДК «Академия») «Деда» – Михаила Алексеевича Лаврентьева, с его лекцией по кумулятивным взрывам, с демонстрацией взрывов конусов и любимого им процесса движения дымовых колец, вылетающих с разной скоростью из ящика, стоящего на сцене. Были замечательные встречи с директором ИЯФ академиком Гершем Ицковичем (Андреем Михайловичем) Будкером, директором ИМ академиком Сергеем Львовичем Соболевым, с членом-корреспондентом Алексеем Андреевичем Ляпуновым, который был одним из главных инициаторов создания в 1962 году ФМШ при Новосибирском университете. Он был первым председателем Ученого совета ФМШ и одним из самых любимых учениками лектором, а также одним из организаторов сибирских математических олимпиад и летних ФМШ в Академгородке. Он оказал большое влияние на становление и развитие ФМШ.

После ЛШ, успешно пройдя третий тур олимпиады и собеседования по математике и физике, двое из нашей команды – я и Феликс Кердман были зачислены в 9-й класс ФМШ. Наш набор в ФМШ совпал с переездом школы из микрорайона «Щ» в связи с передачей площадки Министерству обороны под размещение Высшего военно-политического училища. А занятия все два года нашей учёбы в ФМШ проходили в аудиториях НГУ. Так что находиться в стенах НГУ нашему потоку посчастливилось минимум 7 лет.

Конечно, два года жизни и учёбы в ФМШ стали для меня серьёзнейшей стартовой площадкой в жизни и базой для учёбы в НГУ. На вручение аттестатов зрелости об окончании ФМШ, которое происходило в Большой химической аудитории, поздравить нас приехал Михаил Алексеевич Лаврентьев. Он напутствовал нас тёплыми словами – пожелал хорошо сдать вступительные экзамены в НГУ и преумножать достижения Сибирского отделения и советской науки.

У меня не было сомнений и не возникало иных вариантов поступления в вуз, кроме как на ММФ НГУ – это был единственный и бесспорный выбор. Насколько мне помнится, очень многие фымышата, не поехавшие поступать в Москву и Ленинград, поступили в НГУ и НЭТИ. А наша замечательная 911 группа была полностью укомплектована выпускниками ФМШ.

– Что вам дал НГУ?
– Попробую выделить самое важное и существенное, на мой взгляд, то, что сформировало меня и моих однокурсников за годы нашей учёбы в НГУ. Конечно, в первые два года мы ещё не осознавали, что происходящие на ММФ, в университете, институтах, Академгородке и стране процессы, конкретные люди и группы людей начинают самым непосредственным образом формировать наше мировоззрение, профессиональную ориентацию, культуру и нравственность. Мы были весьма далеки от реальной жизни. Нас почти всецело интересовали математика, искусство (музыка, поэзия), спорт.

Стержнем моего личностного формирования на первом этапе студенческой жизни стал цикл лекций академика Александра Даниловича Александрова «Наука и нравственность», «Свобода и творчество», «Личность и общество» и незабываемые личные дискуссии с ним – выдающимся математиком и философом. Много времени мы уделяли работе в заочной ФМШ, учениками которой в то время было достаточно много школьников Дальнего Востока, Забайкалья, Бурятии, Восточной и Западной Сибири, Якутии, республик Средней Азии. Многие ребята из нашей группы работали преподавателями в ЗФМШ со второго-третьего курса и до окончания университета, а Александр Медных не только составлял задания по математике для ЗФМШ на протяжении многих лет, но и был некоторое время её директором. Так мы «возвращали долги» замечательной системе подготовки школьников и её выдающимся авторам.

Только к середине третьего курса я определился с выбором специализации и пошёл на кафедру «Вычислительной математики» академика Гурия Ивановича Марчука, где в качестве курсовой работы мне был предложен достаточно сложный проект по гидродинамическому прогнозу погоды, с задачей проверки алгоритмов расщепления при расчётах реальных метеорологических полей. Мой первый «шеф», Геннадий Романович Контарев, поставив мне задачу, уехал в годичную командировку в США, перепоручив меня своим коллегам, соседям по кабинету в ВЦ – Гдалию Симоновичу Ривину и Валентину Павловичу Дымникову. С курсовой я справился на «отлично», но остался без реального руководителя. Надо заметить, что данная ситуация стимулировала меня к большей самостоятельности и независимости.

Как и многим другим, НГУ помог мне создать семью. Я был три раза женат на выпускницах НГУ, второй моей женой стала Ольга Лаврентьева, с которой мы прожили 27 лет. Так что мои старшие дети – Михаил и Даша – прямые правнуки Михаила Алексеевича Лаврентьева, внуки Михаила Михайловича.

– Пригодились ли вам в дальнейшей работе полученные знания?
– Да, конечно. И знания фундаментальных курсов и практический опыт программирования. Преодолев проблемы, возникшие из-за изменений в личной жизни (уволившись «по собственному желанию» с так называемых «перспективных мест») в конце 1974 - начале 1975 года, зарабатывал несколько месяцев деньги на пропитание в Ботаническом саду – высадил около сотни деревьев на газонах верхней зоны Академгородка, где они, выросшие и «возмужавшие», радуют глаз и сегодня. Осенью 1975 года устроился в НИС Новосибирского института народного хозяйства, где по договорам с предприятиями энергосистем республик СССР внедрял в Алма-Ате, Фрунзе, Одессе, Запорожье, Днепропетровске комплекс программ АСУ, разработанный в ВЦ СО АН СССР. После этого пару лет занимался задачей моделирования систем управления электроприводом на новом советском тепловозе в производственном объединении «Электроагрегат».

Затем на предприятии Министерства приборостроения по договорам с НИС НГУ и Институтом химической кинетики и горения занимался задачей моделирования процессов горения: постановкой, выбором алгоритмов, программированием и расчётами. С помощью созданного мною программного комплекса были получены результаты, явившиеся основой двух кандидатских и одной докторской диссертаций. Для защиты диссертации у меня было достаточно публикаций и все возможности, но не было желания связывать своё имя с руководителем этого проекта. И, честно говоря, я не испытывал ни до того, ни после комплекса неполноценности по поводу отсутствия степени или звания, так как никогда не считал себя «великим учёным», реально оценивая как свой научный уровень, так и научное и карьерное рвение.

С 1982 по 1989 год я в должности старшего научного сотрудника сначала в НГУ, а потом в Институте геологии и геофизики СО АН участвовал в разработке и внедрении на ГГФ НГУ автоматизированной обучающей системы по курсу геофизики.

В 1987 году, когда подули ветры новой экономической политики и начали создаваться первые кооперативы, я организовал научно-производственный кооператив «Диалог-ЭКО», который стал инструментом реализации наших научно-прикладных амбиций, позволившим получить определённый опыт ведения бизнеса и решения задачи условного материального благополучия.

Замечу, что в то время часть наших ребят приняла решение об отъезде из СССР, и заработки в кооперативе позволили им решить часть проблем с подготовкой к этому тяжёлому шагу. Началась вторая волна эмиграции советских евреев: уезжали в Израиль, США, Канаду, Австралию, Германию. Уезжали со слезами на глазах, оставляя друзей, родных, могилы предков, с робкой надеждой на свободную от «инвалидности пятой группы» жизнь и перспективу – если уже не для себя, то, по крайней мере, для детей и внуков…

В 1989 году я, тесно сотрудничая с журналом «ЭКО», принимал участие в создании Ассоциации молодых руководителей СССР, за пост Президента которой боролись Борис Ельцин и победивший в этой борьбе Гавриил Попов. В сентябре 1989 года я вошёл в состав Совета сибирского отделения АМР СССР, возглавив комиссию по внешнеэкономическим связям и коммерции.

В это же время я вместе с двумя своими друзьями создал Новосибирский филиал СП «МКС+» (Совместное советско-английско-индийское предприятие), в состав которого за полгода привлёк около 2500 человек, сформировав 102 структурных подразделения. В основном эти подразделения занимались научно-техническими проектами. Однако были и чисто коммерческие, и чисто производственные подразделения. Например, известная новосибирцам телестанция «МИР» – это бывшее структурное подразделение НФ СП МКС+ – производственно-технический центр «КЛОН». В составе этих подразделений работали сотрудники институтов СО АН, СО ВАСХНИЛ, вузов Новосибирска – НЭТИ, НИИЖТа, СибСТРИНа, НИИГАИКа; Института метрологии, ряда отраслевых и проектных институтов.

В 1990 году я вошёл в состав Правления (Наблюдательного совета) первого в Новосибирске коммерческого банка «Сибирский банк». Это время, вплоть до распада СССР, было крайне интересным и плодотворным для приобретения опыта руководства интересными проектами и большим коллективом. Вот где мне действительно пригодился мой университетский багаж – умение решать некорректные задачи и всегда критически относиться к организации любых бизнес-проектов.

В 1991 году шел быстротечный процесс развала СССР. Пришлось срочно перестраивать бизнес, так как союзное законодательство уходило в небытие, а вместе с ним утрачивал свой статус самостоятельного юридического лица мой основной бизнес-проект – НФ СП МКС+. Я поступил мудро: «отпустил в самостоятельное плавание» все свои Центры, которые перерегистрировались в самостоятельные предприятия по новому российскому законодательству. Сам же, с небольшой группой проверенных временем и бизнесом сотрудников, организовал новое производственно-коммерческое предприятие «МКС+ЛАМА» при российском Союзе ветеранов Афганистана, в рамках которого реализовал несколько проектов. В частности, была проведена напряженная работа по разработке и производству промышленных воздушных фильтров-влагоотделителей сепарационного типа с вихревой закруткой потока воздуха для очистки от влаги и частиц пыли в промышленных сетях сжатого воздуха. Испытательные стенды мы создали и установили в компрессорном цехе НАПО им. Чкалова и в Институте химической кинетики и горения СО АН. Разработка была мною запатентована и очень удачно внедрялась на многих промышленных предприятиях РФ и стран СНГ ввиду простоты установки и обслуживания и высокой эффективности. К сожалению, через несколько лет многие промышленные предприятия «выбросило на мель», а их огромные цеха стали использоваться в основном под оптовые базы, магазины и рынки.

В сентябре-октябре 1993 года шло изматывающее страну и людей противостояние ВС РФ (состоящего, в основном, из той самой номенклатуры) и Президента Бориса Ельцина, закончившееся расстрелом Белого дома. Настроение у меня, как и у большинства людей, занимавшихся предпринимательской деятельностью, да и наукой тоже, падало с каждым месяцем… Всё чаще приходила мысль об эмиграции в Израиль, где в то время учился сын Михаил. К сожалению, моим планам по развитию бизнеса в Израиле не суждено было сбыться, может быть, потому, что мои дела в России требовали моего частого пребывания здесь. В 1997 году я вернулся в Академгородок и приступил к реализации новых проектов.

– Почему решили принять участие в работе Ассоциации выпускников НГУ?
– Мне небезразлична судьба НГУ, Академгородка, ФМШ, институтов Новосибирского научного центра, моих друзей и знакомых. Год назад, на очередном юбилейном мероприятии, возникло желание присоединиться к ребятам, которые решили воссоздать Ассоциацию выпускников НГУ. Два года назад ассоциация была перерегистрирована, в том числе по причине изменения законодательства. Пришла новая команда, которая хочет повлиять на судьбу университета и Академгородка, физико-математической школы.

Основная задача, которую мне хотелось бы решить в рамках ассоциации, – это реализация проекта «Наука детям». Главный вектор проекта направлен на то, чтобы привлекать в университет более подготовленных абитуриентов. Потому что с изменением в системе образования и ориентацией на единый государственный экзамен уровень подготовки, творческого начала и развития у детей резко упал. В итоге в течение первых трех семестров в университете приходится много внимания уделять тому, чтобы каким-то образом детей подтянуть до умения воспринимать непростой университетский материал. Находясь в Правлении, приходится заниматься и многими другими вопросами, но я для себя решил, что несколько лет могу посвятить конкретному направлению и общественной работе.

Сегодня проект «Наука детям» расписан и уже реализуется, есть конкретные дорожные карты, оценены финансовые составляющие. Мы понимаем, чем нам заниматься, четко формулируем эти задачи перед ректором НГУ, перед главой администрации Советского района, перед директорами институтов и другими ответственными лицами, которые тоже заинтересованы в его реализации. Программа проекта опубликована на сайте ассоциации выпускников НГУ и является одной из самых проработанных. Главное сейчас – найти финансовую и организационную возможность для ее поддержки.

– Наша рубрика называется «Истории успеха». Как вы считаете, нужно ли стремиться к успеху? Какой совет могли бы дать сегодняшним студентам?
– Для меня человек успешен, когда он профессионален, дружит с головой, честный, порядочный, надежный. По этим критериям я бы и оценивал, успешен человек или нет. Нужно ли стремиться к профессионализму? Вне всякого сомнения! Это главная задача любого творческого человека. Нужно критически относиться к любым процессам получения и оценки информации, использовать уникальные возможности, которые есть в Академгородке, в университете, в институтах. Нужно быть порядочным, не шагать через головы, не использовать людей в своих меркантильных интересах. Нужно быть открытым, честным, соблюдать законы, понимать проблемы государства и той среды, в которой мы живем. Относиться к ним с критикой и по мере сил и возможностей стремиться улучшить этот мир, устраняя в нем недостатки.

Посоветовал бы студентам никогда и никого не бояться, честно, но очень взвешенно излагать свое мнение, уметь его сформулировать. И всегда стремиться к конструктиву, к созиданию. Ставить конкретные задачи и решать их по максимуму. Всегда нужно рассматривать самый плохой вариант, только так можно научиться решать нетривиальные задачи и находить нетривиальные решения, а, следовательно, – быть успешным.

Последняя редакция: 09.06.2016 00:45