2016.11 Поздравляем школу 112 с вхождением в сотню лучших школ России!

«НЕ СТОИТ БОЯТЬСЯ!»:
РУКОВОДИТЕЛЬ ШКОЛЫ №112 — ОБ ИЗУЧЕНИИ КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА

В.Н. Платонов. Источник - вебсайт СОШ 112

Директор средней общеобразовательной школы №112, эксперт по международному образованию Университета города Циндао Вадим Николаевич Платонов был награжден знаком «Директор-2016», а сама школа получила признание как одна из ста лучших в России на V Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России».

V Всероссийский образовательный форум «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современного образования в России» и финальная часть конкурса «100 лучших школ России – 2016» прошли в Санкт-Петербурге с 25 по 27 ноября 2016 года. Организатор конкурса – независимый общественный совет, в состав которого входят представители Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике, Комитета Государственной Думы по образованию, Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям, Национальной Ассоциации директоров школ и учителей России, Международной академии качества и маркетинга.

Школу № 112 и Центр языка и культуры Китая Гуманитарного института НГУ связывает тесное сотрудничество: в декабре 2011 года на базе школы при поддержке НГУ и Синьцзянского университета КНР был открыт международный центр по изучению китайского языка, все пять лет Вадим Николаевич лично руководит этим «филиалом» Класса Конфуция. Вадим Николаевич Платонов рассказал, как быть директором одной из лучших страны, почему интерес к Поднебесной набирает популярность и зачем стоит изучать китайский язык, невзирая на возможные трудности.

— Вы получили знак «Директор-2016» за какую-то конкретную педагогическую идею или же за свою деятельность в целом?

— В первую очередь следует сказать о том, что педагогами нашей школы накоплен уникальный опыт по формированию инженерных компетенций школьников. В контексте инженерно-технологического образования при поддержке Агентства стратегических инициатив, корпорации «Ростех» и энергетического холдинга «РусГидро» школа № 112 осуществляет сетевое взаимодействие по формированию инженерных компетенций с 15 общеобразовательными организациями г. Новосибирска и Новосибирской области, а также Республики Казахстан и Китайской Народной Республики. Основные цели взаимодействия — профессиональная ориентация школьников на осознанный выбор получения высшего и среднего технического образования; развитие у старшеклассников инженерных компетенций практической и научной деятельности, которые позволят подготовить специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики, крупных промышленных предприятий и малого наукоемкого бизнеса в контексте Национальной технологической инициативы и программы реиндустриализации Новосибирской области. В этом учебном году в школе работают восемь специализированных классов с углубленным изучением математики, а также инженерно-технологические и инженерно-исследовательские классы. Помимо этого, здесь организована работа двух профильных энергетических классов в рамках реализации программы опережающего развития кадрового потенциала энергетического холдинга «РусГидро» «От новой школы к рабочему месту». Церемония награждения. Источник - официальный сайт конкурса — Как проводился отбор конкурсантов?

— Коллектив школы представил в оргкомитет конкурса проект, раскрывающий работу нашей образовательной организации, и мы вышли в финал. После заочного этапа я был приглашен для работы в рамках V Всероссийского образовательного форума, где представил проект, реализацией которого педагоги нашей школы занимаются несколько лет: «Опыт работы центра формирования инженерных компетенций школы № 112 в контексте Национальной технологической инициативы и Программы реиндустриализации экономики Новосибирской области».

Вместе с тем, нами была представлена система работы школы по формированию всесторонне развитой личности. Выпускник школы должен быть готов к постоянному развитию, самосовершенствованию, успешной социализации. Жюри конкурса в Санкт-Петербурге высоко оценили работу педагогического коллектива школы № 112, наградив нашу школу золотой медалью «100 лучших школ России», а меня – почетным знаком «Директор года 2016». Я хотел бы выразить слова признательности ученикам и педагогам нашей школы, социальным партнерам и прежде всего – Новосибирскому государственному университету.

— Школу № 112 и НГУ объединяет совместный проект – ваш центр китайского языка действует фактически как филиал Класса Конфуция НГУ. Как отмечают специалисты, интерес детей и родителей к изучению китайского растет с каждым годом. Интересно, чем руководствуются родители, отдавая детей изучать китайский?

— Китай по-прежнему остается одной из самых загадочных и экзотических стран мира. А бурный рост экономики абсолютно изменил роль страны на мировой арене. Китай имеет партнерские отношения в экономической, культурной, политической, образовательной, научной сферах деятельности со многими странами мира, в том числе и с Россией.

В современном мире владение иностранными языками является уже не преимуществом, а необходимостью. Большинство родителей это хорошо понимают. На мой взгляд, современный квалифицированный специалист, в том числе инженер, должен владеть одним-двумя иностранными языками. Вероятно, самыми востребованными в ближайшее время будут английский и китайский языки. Среди наших стратегических партнеров – Класс Конфуция (Центр языка и культуры Китая) НГУ. Хотел бы выразить признательность его директору Сергею Александровичу Комиссарову, и отметить его дальновидность, когда шесть лет назад при его поддержке кафедра востоковедения направила первых преподавателей для обучения учеников нашей школы китайскому языку.

С 2010 года обучающиеся школы № 112 принимают участие в лингвистической практике в Китае и проходят стажировки: в Синьцзянском университете, Даляньском университете иностранных языков и Тяньцзинском политехническом университете. Открытие при поддержке НГУ и Синьцзянского университета международного центра изучения китайского языка и культуры на базе нашей школы пять лет назад стало первым подобным опытом для общеобразовательных учреждений России. В 2017 году мы планируем участие учащихся нашей школы, успешно изучающих китайский язык, в работе лингвистического лагеря в Урумчи, а также стражировку учителя китайского языка нашей школы Софьи Павлиашвили в Синьцзянском университете.
В.Н. Платонов в составе делегации руководителей образовательных учреждений Новосибирской области в Синьцзянском университете, окт. 2016 г. — Какие интересные занятия, мероприятия ваш центр предлагает ученикам?

— Ежегодно преподавателями Класса Конфуция НГУ проводятся открытые уроки по китайской каллиграфии, вырезанию из бумаги («цзяньчжи»), чайной церемонии «гунфу ча», китайской кулинарии, фотовыставки, лекции о истории и культуре Китая, концерты с участием артистов из Поднебесной. В рамках ежегодной недели интернациональной культуры НГУ приглашаются делегации китайских вузов для участия в концертных программах и культурного обмена. Для учеников и всех интересующихся проводятся лекции известных китаеведов из других синологических центров России и Китая. Особой популярностью у учеников и их родителей пользуется празднование китайского Нового Года с лепкой и дегустацией традиционных новогодних пельменей «цзяоцзы». Мастеркласс по китайской кулинарии проводят преподаватели и аспиранты Синьцзянского университета под руководством директора Класса Конфуция НГУ профессора Ван Линь.

— Интересно, сколько учеников, изучавших китайский язык в школе, выбрали НГУ?

— Мне известно, что из выпускников нашей школы, которые изучали китайский язык ранее, учатся в НГУ и посещают занятия по китайскому языку двое. В настоящее время китайский язык в нашей школе изучают ученики с первого по шестой класс в качестве второго иностранного языка. Есть группа для учеников с 7 по 11 класс.

—Как детям младшего школьного возраста дается иностранный язык? Используют ли учителя особые методики преподавания?

— В начальных классах используется детский учебно-методические комплексы "Царство китайского языка" и «Веселый китайский язык», включающий учебник, рабочую тетрадь и аудиозаписи (хотелось бы выразить благодарность коллегам из Класса Конфуция НГУ за постоянную помощь с учебной и методической литературой).

В старших классах используются китайские и российские учебники, словари, карточки, компьютерные средства обучения. Вместе с тем, особенно в начальных классах, большое значение имеет применение методов, способных увлечь ребят: игры, разучивание песен, стихов, участие в концертных номерах. Думаю, что чем раньше ребенок начинает изучать иностранный язык, тем лучше сможет им овладеть. Психологи утверждают, что длительность сенситивного периода (то есть максимально ориентированного на восприятие) приходится примерно на период от 1,5 до 9 лет. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются все основные речевые навыки и его мозг наиболее склонен к изучению и восприятию любых языков. Позже рецепторы мозга, отвечающие за восприятие и развитие речи, ослабевают и становятся менее гибкими, именно поэтому взрослым намного тяжелее даются новые языки, чем детям.

— Как Вы думаете, почему китайский язык с каждым годом набирает всю большую популярность?

— Интерес к изучению китайского языка растет и у школьников, и у их родителей, и это неслучайно. Экономика Поднебесной развивается очень быстрыми темпами. Отдельно следует отметить концепцию Нового Шелкового пути – новой пан-евразийской (а в перспективе – межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами. Идея Нового Шелкового пути основывается на историческом примере древнего Великого Шелкового пути, действовавшего со II в. до н. э. и остававшегося одним из важнейших торговых маршрутов в древности и в средние века. Современный Шелковый путь является важнейшей частью стратегии развития Китая в современном мире – он не только должен выстроить самые удобные и быстрые транзитные маршруты через центр Евразии, но и усилить экономическое развитие внутренних регионов Китая и соседних стран, а также создать новые рынки для китайских товаров. Китай продвигает проект «Нового Шелкового пути» не просто как возрождение древнего Шелкового пути, транспортного маршрута между Востоком и Западом, но как масштабное преобразование всей торгово-экономической модели Евразии, и, в первую очередь, – Центральной Азии и России. По словам Президента В. В. Путина, речь идет о выходе в перспективе на новый уровень партнерства, подразумевающий общее экономическое пространство на всем евразийском континенте.

В условиях превращения Китая из регионального государства в мировую державу знание китайского языка и культуры в большинстве стран мира приобрело практическую значимость. Число изучающих китайский язык в настоящее время уже превысило 50 миллионов человек. Китайский язык преподается в более чем двух с половиной тысячах высших учебных заведениях, находящихся в разных странах мира. Большой популярностью пользуются китайская философия, медицина, гимнастика и боевые искусства.

— Китайский язык признан одним из самых сложных в мире, это останавливает некоторых желающих изучать его. Можете ли Вы дать совет тем, кто собирается изучать китайский, но боится?

— Не нужно бояться. Было бы желание и настойчивость, успех придет. «Путешествие в тысячу ли начинается с первого шага», — гласит китайская мудрость. К тому же при изучающие китайский язык школьники сегодня могут общаться с носителями языка, у ребят постарше, как сказано выше, есть возможность участвовать в лингвистических лагерях и стажировках в Поднебесной.

— Расскажите, пожалуйста, о планах вашего центра языка и культуры Китая на ближайшее время.

— Каждый год вместе с преподавателями Класса Конфуция мы составляем план работы на следующий период. Из ближайших больших событий – празднование Нового года по лунному календарю. Из новых планируемых проектов – проведение вместе с учителями литературы школы 112 и педагогами Класса Конфуция, литературного вечера посвященного творчеству китайских поэтов династии Тан. Удивительно, но творчество таких поэтов, как Ли Бай, Ван Чжихуань, Ду Му, создававших свои произведения в VI–IX веках, представляют огромный интерес для современных любителей поэзии. Совсем недавно мы отметили Праздник середины осени, провели праздничный концерт и фотовыставку, посвященные 2567 году со дня рождения Конфуция. Последнее мероприятие стало уже в нашей школе традиционным.

Интервью провела специалист по связям с общественностью ЦЯиКК Анна Романенко

Последняя редакция: 15.03.2017 10:56