Наука из первых рук

Вышел новый номер журнала «НАУКА из первых рук».

Читайте в номере 75:

Тысячи молекул-зондов в «нанопробирках», из которых состоит матрица биочипа, позволяют одновременно проводить множество анализов буквально одной капли крови
Клеточные линии человека, которые научились получать из клеток кожи или крови путем перепрограммирования и геномного редактирования, могут заменить лабораторных животных в испытаниях новых лекарств
Даже у одного и того же больного раковая опухоль со временем «эволюционирует», меняя устойчивость к тому или иному виду терапии, поэтому в молекулярно-генетической диагностике больше всего нуждаются пациенты с метастазами и рецидивами
С помощью прибора в виде браслета-датчика с микроиголочками в ближайшем будущем можно будет измерить уровень стресса человека по содержанию окисленной ДНК

Читайте в номере 74:

Академик Н. Л. Добрецов: «В Сибирь поехали те известные ученые, которым было тесно в столицах, кто искал новые возможности для реализации своих идей»
Академик А. Н. Скринский: «…За создание ускорителя на встречных пучках взялся десяток лабораторий по всему миру, но к финишу пришли только наш ИЯФ и Стэнфордский университет»
Академик Г. Н. Кулипанов: «Традиционные круглые столы ИЯФ собирали не только ученых, но и писателей, артистов, режиссеров, поэтов. Это был символ демократии, независимых суждений за чашечкой кофе»
Доктор химических наук А. К. Петров: «В эти самые лучшие наши годы мы могли подойти к любому академику или профессору, задать вопрос и получить ответ. Это была бесценная школа не только науки, но и этики, и самого бытия»

Читайте в номере 73:

Депрессию в прямом смысле можно назвать «болезнью нервов»: она сопровождается повреждением или даже гибелью нейронов и другими нейродегенеративными процессами
Инъекции в сердце ботулотоксина, известного в косметологии как ботокс, служат профилактикой опасных сердечных аритмий, возникающих после успешных кардиологических операций
Модель мозгового кровотока на основе дифференциального уравнения нелинейного осциллятора позволила изменить ход нейрохирургических операций и снизить риск послеоперационных осложнений

Читайте в номере 71-72:

Благодаря гравитационным волнам астрономы и астрофизики получили возможность не только видеть, но и «слышать» Вселенную
В России будет построена первая в мире специализированная медицинская установка для бор-нейтронозахватной терапии самых агрессивных раковых опухолей
Генно-модифицированные линии культивируемых клеток человека заменят подопытных лабораторных животных
Компьютерное моделирование поможет «опознать» причину болезней Альцгеймера и Паркинсона

Читайте в номере 70:

Если все бактериофаги нашей планеты выстроить «в одну шеренгу», она дотянется до ближайшего к нам скопления галактик в созвездии Девы!
Бактериофаги «выиграли» Сталинградскую битву, не «выпустив» эпидемию холеры с территории, оккупированной немецкими войсками.
Благодаря нитчатым бактериофагам скоро появятся энергосберегающие ультратонкие экраны.
Биологи научились «редактировать» геном, подсмотрев, как бактерии защищают себя от повторного заражения бактериофагом.

Читайте в номере 69:

К 90-летию академика Д. Г. Кнорре: «Я знаю, что когда в очередной раз приду в институт в воскресенье, то, как обычно, встречу там Дмитрия Георгиевича» (чл.-кор. О. И. Лаврик).
Исследование супервулкана Тоба на о. Суматра с помощью сейсмической томографии показало, что причиной крупнейших в истории Земли извержений была глубинная миграция воды.
Открытие способности микроорганизмов осадочной толщи Байкала синтезировать углеводород ретен, ранее считавшийся индикатором исключительно хвойных растений, расширило список биомаркеров «молодой» байкальской нефти.
Что такое теломеры – «защитные колпачки» на концах хромосом, не позволяющие им слипаться друг с другом, или хронометры, отсчитывающие время жизни?.

Читайте в номере 68:

Академик М. А. Грачев: «Кризис я называю “загадкой” века, поскольку, по крайней мере, за 100 последних лет научных наблюдений на Байкале подобной беды не случалось ни разу».
Определить вид «подозреваемой» в причинах кризиса на Байкале, печально известной водоросли спирогиры, можно только «застукав» ее на стадии полового размножения.
Если добавить икру самки желтокрылой широколобки в аквариум, где сидит готовый к нересту самец, то он, ведомый запахом, даже не видя объекта своего обожания, начинает мелко вибрировать телом, «вхолостую» выделяя половые продукты.
«Кремниевые нанотехнологии» диатомовых микроводорослей могут стать основой принципиально новых биотехнологических производств.

Читайте в номере 67:

Академик А.Э. Конторович: «Работа советской нефтяной и газовой промышленности на 95 % велась на собственном оборудовании. Но за 25 лет мы растеряли все…».
Профессор В. Л. Зельман: «В недалеком будущем каждый из нас станет обладателем “флешки”, на которой будет записана расшифровка не только нашего генома, но и самой личности».
К юбилею академика Н. Л. Добрецова: «Это сочинение, названное научно-мемуарной композицией, содержит несколько иллюстраций простой мысли: всякие идеи всегда связаны с конкретными людьми, они зарождаются в спорах и столкновении характеров и продолжают жить до тех пор, пока есть ученики, поддерживающие и развивающие идею».
Андрей Серый: «Ускорительная мафия выпускников НГУ оказывает огромное влияние на всю мировую науку».

Читайте в номере 65:

Доцент кафедры археологии и этнографии М.В. Шуньков рассказывает о деятельности ИАЭт СО РАН – единственного института Сибирского отделения РАН, работы которого за последние 15 лет трижды были отмечены Государственной премией РФ в области науки и техники.
Профессор кафедры археологии и этнографии В.И. Молодин и сотрудник лаборатории молекулярной эпидемиологии и биоинформатики А.С. Пилипенко: судя по анализу митохондриальной ДНК и мужской Y-хромосомы, распространение в Западной Сибири «андроновцев» во II тыс. до н.э. сопровождалось массовыми брачными связями между ними и местным женским населением.
Выпускница ГФ (1978), чл.-корр. РАН Н.В. Полосьмак предполагает, что женщина, похороненная с «царскими» почестями в пазырыкском кургане, своим высоким статусом могла быть обязана тяжелой болезни: соплеменники верили, что в состоянии измененного сознания, вызванном приемами галлюциногенов, ее устами говорили духи и души умерших предков.

Читайте в номере 64:

Ученые из ведущих университетов и научных центров мира, входящие в Международный академический совет НГУ, рассказали о самых больших проблемах отечественной науки, о перспективах и возможных моделях университетской науки в России, а также о своей роли в жизни НГУ.
Заочная физико-математическая школа при НГУ, отметившая в 2015 г. полувековой юбилей, многие годы существовала «нелегально» – практически на энтузиазме студентов, а первым официальным документом, в котором было зафиксировано существование школы, стал … приказ об их увольнении из университета.
Академик Н.Н. Моисеев: «Когда я думаю о М.А. Лаврентьеве, то мне невольно приходят на ум личности эпохи Возрождения – тот же масштаб интересов и деятельности, то же неистовство стремлений и желаний, то же отсутствие боязни в своих начинаниях… Люди такого масштаба рождаются нечасто. Они составляют соль нации, создают образ эпохи».

Читайте в номере 63:

Зав. кафедрой сравнительной психологии НГУ профессор Жанна Ильинична Резникова рассказывает о национальном парке Эйн-Геди в Израиле и о животных, там обитающих.
Грандиозный проект по созданию в Берлине центра искусства и культуры включает строительство Архитектурного променада между отдельными музеями знаменитого «Музейного острова», где будут представлены темы, занимавшие человеческий ум во все времена и во всех культурах.
Музейным эталоном сегодня становится созданная Петром I Кунсткамера, универсальный музей энциклопедического типа, где на ограниченном пространстве воссоздана картина Вселенной во всем ее многообразии.
Влияние на климат углекислого газа в существующих моделях может быть в несколько раз завышено, поскольку есть основания cчитать, что сначала меняется температура, и лишь затем – концентрация СO₂, а не наоборот.

Читайте в номере 62:

Выпускники НГУ к.ф.-м.н. К. В. Золотарёв и чл.-кор. РАН Н. В. Полосьмак рассказывают об «антикварном», но всё ещё действующем источнике синхротронного излучения в Институте ядерной физики СО РАН и открытиях, сделанных с его помощью.
Выпускник ФФ НГУ, а сейчас директор британского Института ускорительной физики проф. А. А. Серый делится идеями о том, как научный результат превратить во что-то вещественное и полезное.
«В российской науке, в физике, было сделано очень многое. Имена великие, начиная с Лебедева, Менделеева, Попова и кончая Циолковским, Курчатовым, Зельдовичем, Сахаровым, Ландау и другими. Нужно на этих примерах воспитывать, а не бубнить постоянно о гражданском долге», – так говорил проф. М. Е. Топчиян, проработавший на ФФ НГУ более 40 лет.
В Арктику на воздушном шаре – этой мечте начала прошлого века о научных путешествиях с помощью аэростатов и дирижаблей так и не удалось воплотиться в жизнь.

Читайте в номере 61:

Выпускник (1983) и преподаватель ФФ НГУ д.ф.-м.н. В. Е. Блинов комментирует результаты десятилетнего путешествия космического аппарата «Розетта» по солнечной системе и сделанные на их основе открытия.
Заведующий кафедрой геологии месторождений нефти и газа ГГФ академик РАН А. Э. Конторович рассказывает об истории освоения углеводородных ресурсов российской Арктики и предлагает стратегию развития региона, опирающуюся на отечественную науку и промышленность.
Декан ГГФ чл.-кор. РАН В. А. Верниковский: «Признание континентальной природы подводных хребтов Ломоносова и Менделеева в Северном Ледовитом океане увеличит площадь нефтегазоносного арктического шельфа России на территорию, равную двум Франциям».
В 1919 году американцы были готовы обменять 25 паровозов на один из шедевров российского камнерезного искусства – шкаф-кабинет с уникальной каменной мозаикой, ныне хранящийся в Минералогическом музее
им. А. Е. Ферсмана.
... и о многом другом.

Избранные архивные выпуски журнала:

Делитесь ссылками с друзьями, пишите нам отзывы и пожелания. Спасибо, что Вы с нами!

Последняя редакция: 26.10.2017 14:16