Молодые учителя едут из большого города в село. Звучит, как начало советского фильма или история земских школ, но именно так можно описать программу «Учитель для России». Она позволяет детям из нуждающихся школ — не только в селах, но и в Москве, и в маленьких городах — учиться у лучших выпускников страны. Как учительница математики вдохновила школьника из Калужской области поступать в НГУ и почему стоит становиться преподавателем, рассказали на презентации программы в НГУ.

По программе молодые выпускники с хорошим образованием попадают в небольшие нуждающиеся школы — уровень подготовки сильно различается в городах-миллионниках и в селах. Если, например, в Москве семья может выбирать сразу из нескольких сильных школ, то в деревне ребенок иногда путает понятия «океан» и «континент», потому что некому было вести географию.

Еще одна задача проекта — помочь молодым выпускникам стать педагогами. Такие учителя не вписываются в портрет среднего учителя в России (женщина 52–55 лет, образование: педагогический институт), поэтому могут стать для детей ролевой моделью.

«У каждого из нас был учитель, который вдохновлял. Исследования образования на основе big data показывают, что сильнее всего на школьников влияет именно личность учителя», — объясняет координатор отбора «Учитель для России» Алексей Столяров.

Выпускница мехмата НГУ Маргарита Рябова преподает математику в средней общеобразовательной школе № 2 в Малоярославце в Калужской области. В 1812 году за Малоярославец сражались армии Наполеона и Кутузова, теперь там живет 27 тысяч человек. По словам Маргариты, привыкнуть к городку после Новосибирска было нелегко: «Малоярославец красивый, но маленький. До этого я не представляла, как инфраструктура влияет на состояние души. Например, я не привыкла, что рядом нет круглосуточного магазина».

Чтобы учителям было легче адаптироваться, в школы направляют команды из молодых преподавателей — по трое в каждую. Сейчас Маргарита с ее коллегами, другими участниками программы, живут в Малоярославце вместе — за два года они стали друзьями и поддержкой друг для друга.

На презентации программы был ученик Маргариты Рябовой — Александр Римский, который после ее уроков решил поступать в НГУ. Теперь, первокурсник ГГФ, Александр вспоминает, что однажды Маргарита Александровна несколько часов подряд рассказывала ему об Академгородке и рисовала карту от руки. «Сейчас я понимаю две вещи, — говорит Маргарита Рябова. — Что я вернусь в Новосибирск и что останусь работать в образовании».

Сегодня «Учитель для России» работает с 42 школами в Воронежской, Московской, Калужской и Тамбовской областях и в Москве. В этих регионах преподают 170 учителей, подготовленных по программе с 2015 года. По словам организаторов, все участники планируют остаться в сфере образования.

Для будущих учителей важны искренний интерес к школьникам, любовь к своему предмету, а также исследовательская деятельность. В идеале участники программы должны набраться опыта в школах, чтобы в будущем развивать систему образования в России. «Раньше я говорил, что наша программа для всех, — рассказывает Алексей Столяров.Но сейчас я понимаю, что это челлендж. Вызов, который дает развиваться и расти над собой, а также помогать детям узнать об их возможностях».

Программа расширяется, в ближайшие два года организаторы собираются работать со школами на Урале, в Пермском крае и Свердловской области, а к 2021–2022 годам добраться до Сибири, в том числе до Новосибирска. Школы сами подают заявку на участие в программе, приоритет при этом организаторы отдают тем, которые открыты к изменениям.

Участники программы, кроме зарплаты школьного учителя (от 20 до 35 тысяч рублей в разных регионах), получают стипендию 20 тысяч рублей в месяц и компенсацию на съем жилья — 15 тысяч рублей.

Программа длится два года, все это время с учителями работают методисты и коучи, которые помогают правильно работать со школьниками и планировать собственную карьеру. Через два года участники получают диплом Высшей школы экономики о педагогической переквалификации, который позволяет уже самому работать в школе. Также в рамках программы можно реализовать собственный образовательный проект, а после представить его для получения гранта.

Как попасть в «Учитель для России»?

  1. Отправить онлайн-заявку на сайте choosetoteach.ru
  2. Пройти по скайпу собеседование о том, почему и зачем ты хочешь участвовать в программе.
  3. Приехать на очный тур в Москве и провести пробный урок.
  4. Пройти собеседование с методистом, чтобы доказать, что владеешь предметом.
  5. Поехать в Летний институт — длится пять недель, — чтобы пройти тренинги и факультативы для будущих педагогов.

Текст: Александра Евтушенко

Последняя редакция: 08.11.2017 15:15