Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

В своем выступлении на II Всероссийском съезде преподавателей и учителей химии доцент кафедры методики преподавания химии химфака МГУ рассказала о том, почему важно сохранять традиции школьной олимпиады.

Содержание


Об Олимпиаде в целом

Ещё в 1930 году основной целью Олимпиады было развитие личности школьника. Сейчас эта задача сменилась на поиск одаренных детей. Кроме того, не следует исключать и соревновательный момент.

Школьник приезжает на Всероссийскую олимпиаду не только для того, чтобы получить новые знания или награду, но и для того, чтобы пообщаться с такими же заинтересованными людьми. Для этого существует процедура показа работ, где ученик может спокойно говорить и с доцентами, и с профессорами, и с академиками. При этом сохраняется главная цель – показать, что его решение было оценено достаточно объективно.

Олимпиада значима не только для учеников, но и для учителей – это средство повышения квалификации. Можно сказать, что Олимпиада по химии была и остаётся одной из форм внеклассной работы со школьниками, выполняющей обучающую, развивающую и воспитательную функции.

Об экспериментальном туре

Студенты, которые поступают на первый курс химического факультета МГУ, иногда не обладают необходимыми навыками в работе с посудой и оборудованием (ведь в школе практика происходит не всегда). Поэтому мы предлагаем хотя бы познакомить школьников с химическим оборудованием, чтобы они умели делать то, что видят у себя дома, на кухне: нагревать, измельчать, фильтровать, взвешивать и готовить растворы.

Такая задача и даётся (на экспериментальном туре). Например, одна из них: как приготовить 50 мл одномоллярного раствора соляной кислоты из 20%-ного раствора хлороводорода плотности такой-то. Говорить о вычислениях я не буду, ведь после них идёт самая главная часть - практика. Участники должны понимать, что нужно брать, какую посуду использовать, чем промывать и почему, что они должны наливать в мерную колбу и нужно ли ополаскивать её водой.

О Якутии

Интересный опыт накоплен в Якутии, где в олимпиадное движение вовлечены практически все школы, даже несмотря на то, что они достаточно сильно разрознены, удалены друг от друга. Я читала там лекции и скажу, что действительно поражает внимание, которое уделяется проблеме развития движения, подготовки и учеников, и учителей. Грубо говоря, существует специальное место, куда четыре раза в год привозят школьников со всей Якутии и приглашают преподаватели из ведущих школ других регионов России.

О едином государственном экзамене и Олимпиаде

Когда появилось ЕГЭ, многие наставники начали учить не дисциплине, а тому, каким образом выбрать и обвести нужный кружочек. А каждое олимпиадное задание – уже само по себе обучающее – требует развернутого решения и системы оценивания. Нужно прежде всего осознать, что Всероссийская олимпиада – инновационное направление в российском образовании, которую нельзя превращать в одну из форм итоговой аттестации.


Подготовила Алёна Литвиненко

Фото: Анастасия Давлетгильдеева

Last edit: 04.04.2015 12:09