Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Сергей Анатольевич Москвин, учитель химии гимназии № 9 в Екатеринбурге, рассказал коллегам о некоторых современных тенденциях в развитии школьного образования во время второго дня работы Съезда. Нам удалось обсудить с педагогом, как меняется восприятие информации современными школьниками и каких результатов стоит ждать от образовательных реформ.

Я работаю в школе тридцать восьмой год. Реформ было много, но таких глобальных, как в последние годы с введением федеральных образовательных стандартов, - никогда. Раньше якобы нужны были только знания и исполнительность. А сегодня, в первую очередь, необходимы умение ставить и решать проблемы, ответственность и адаптивность…Идея, конечно, прекрасная. Но есть одно «но».

В нашей гимназии в течение десяти лет мы работали по системе Давыдова: реализовали идею деятельного подхода, ставили акцент на развитии разных типов мышления. Ко мне класс (с которым занимались по этой системе) пришел изучать химию на восьмом году обучения. Действительно, у них было развитое мышление. Простейшую задачу в одно действие они могли решить совершено разными способами. Это было удивительно! Но у них были сложности с продуктивной деятельностью: затруднялись в расчетах и работах по образцу – им было это неинтересно. Кроме того, ребята негативно относились к материалу, который нужно запоминать. Нынешняя реформа предлагает примерно то же. Тенденция последних лет – дети довольно плохо осваивают необходимые навыки. С трудом ведут конспект, иногда не хотят списывать информацию с доски, оформлять решение задач. Конечно, с этим педагоги сталкивались и раньше, но сегодня все это усилилось.

- Может быть, это всеобщая тенденция? Зачем запоминать, если можно найти ответ в интернете?

Вероятно, в том числе. Но человек все равно должен обладать конкретными базовыми знаниями. Вы ведь не ищем нужную букву всякий раз, когда пишем текст. Есть определенная граница, и, как мне кажется, она сдвинулась не в лучшую сторону. Представляете, ведь немыслимо, чтобы человек пришел на прием, а врач полез в компьютер смотреть, как его лечить. Он же должен уже знать разные варианты.

- А как в таком случае, на ваш взгляд, стоит оценивать ЕГЭ?

Это, конечно, усреднение. С введением ЕГЭ в школе перестали решать сложные задачи, якобы они нужны только олимпиадникам. И это снижает уровень сильных учеников.

- Но ведь ЕГЭ как раз дает навыки запоминания типизированных решений. Может, этот вид экзамена не так плох?

Да, отчасти я согласен. Но в целом я бы оставил прежнюю систему традиционного химического образования - разговор абитуриента и преподавателя.

- Что вы понимаете под традициями обучения химического образования?

То, что было в советское время. Химии отводилось больше одного часа в неделю. Я был руководителем методического объединения учителей химии, у нас были энтузиасты, их было много. Люди с интересом работали. Сейчас настроение учителя химии стало минорным. Непонятно, что он должен делать.

- Получается, с трудностями сталкиваются не только ученики, но и педагоги?

Все-таки в большей степени это сложность в общении с детьми. Иногда, повторюсь, они просто не готовы выучить материал. Но это наша задача: общества, родителей, школы - заинтересовать их.


Беседовала Мария Левунова

Фото: Тимур Жданов

Last edit: 05.04.2015 15:22