Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

22.10.2015

Вот уже более шести лет исследователи Новосибирского государственного университета реализуют просветительский проект «Занимательная наука для школьников» – бесплатные курсы для детей по химии и физике. Каждую осень учёные собирают ребят, показывают для них интересные опыты и эксперименты, учат выполнять лабораторные работы и доступно объясняют явления природы, чтобы совсем юное поколение могло приобщиться к «чудесам» взрослой науки.

Как преподнести серьёзную науку увлекательно и доступно? Об этом рассказывает кандидат химических наук, доцент кафедры химии твёрдого тела НГУ Анна Нартова:

– В 2009 году работая на физическом и химическом факультетах, было заметно, что в НГУ сложилась большая проблема с количеством и качеством абитуриентов. Мы стали думать, почему так получилось? И пришли к мнению: виновата не только так называемая демографическая яма. Наша система образования устроена таким образом, что ребёнку приходится очень рано выбирать, кем он будет в жизни и затем целенаправленно готовиться к ЕГЭ. В этой связи мы сделали выводы: для того, чтобы талантливые ребята увлеклись не экономикой, менеджментом, юриспруденцией или какими-то другими популярным дисциплинами, а химией или физикой, их нужно заинтересовывать этими науками достаточно рано – ещё в младших и средних классах, до того, как химия и физика появятся в качестве школьных предметов в программе.

Так зародилась идея проекта «Занимательная наука для школьников». Преподаватели, привыкшие работать с взрослыми студентами, в новой аудитории не разочаровались, говорят – малыши даже более продуктивная публика:

– Дети открыты всему, хотят узнавать что-то новое и им всё очень нравится. С ними работать сложнее, но зато интереснее, и отдача достаточно большая.

Главные постулаты ЗНШ – приглашаются на увлекательные занятия все желающие дети любого возраста. Уроки абсолютно бесплатные. На них преподаватели демонстрируют яркие опыты и объясняют в чём суть происходящего «волшебства». Кроме того, есть практические занятия – ребята под руководством учителя участвуют в настоящих лабораторных опытах! По словам исследователя, это очень важно, ведь далеко не во всех современных школах, есть техническая возможность проводить полноценные лабораторные опыты.

За годы проекта, благодаря грантам, поддержке университета и институтов новосибирского Научного центра, мы смогли накопить хорошую материальную базу: у нас есть комплекты лабораторного оборудования, которые мы можем варьировать в зависимости от темы и предмета. И каждый год мы придумываем что-то новое в программе. Так как у нас есть ребята, которые ходят на ЗНШ прямо с 2009 года! Некоторые из них уже окончили школу, поступили в НГУ и помогают команде организаторов, – рассказывает Анна Нартова.

Создатели ЗНШ не только проводят ежегодные циклы лекций, но и участвуют со своими интерактивными опытами на всевозможных площадках: днях науки и других городских мероприятиях. Косвенный, но не менее важный, эффект от такой популяризации науки – «реабилитация» или создание позитивного имиджа исследователя.

– СМИ нам внушают, что учёные ведут нищенское существование и как будто они не от мира сего. Имидж человека, занимающегося наукой, не очень хороший и позитивный в нашей стране. Но мы стараемся бороться с подобными представлениями: к школьникам приходят молодые ребята, совершенно открытые, коммуникабельные, успешные, зарабатывающие на жизнь своим любимым делом. И, конечно, это производит впечатление на детей. У нас даже были ситуации, когда ребята, которые хотели стать банкирами, меняли своё мнение и приходили потом учиться на физфак и ФЕН.

Сейчас в городе существует несколько аналоговых проектов: аниматоры, показывающие разные научные «трюки» и эксплейнеры, разрушающие мифы. Тем не менее, создателям ЗНШ удалось сохранить свою уникальность:

Произвести впечатление, показать фокус – это просто, а объяснить, почему так происходит, гораздо важнее. Мы всё-таки учёные, преподаватели, и поэтому наша особенность в том, что мы не только можем поразить воображение ребят, но и объяснять им, в чём суть, и почему такой эффект получается. Мы в этом вопросе принципиальны. И для детей в этом настоящее откровение. Мы стремимся познакомить ребят с предметом на систематической основе. Кроме того, мы ещё даём интересные домашние задания. Допустим, они слушают лекцию про инерцию, и мы потом говорим, чтобы дома они сварили яйца и подумали, почему варёное яйцо и не варёное крутятся по-разному. Дети выполняют такие познавательные задания, приходят потом на уроки и делятся своими идеями. Некоторые, конечно, загугливают правильный ответ. Но это тоже неплохо, потому что они хотя бы так пытаются найти решение, – считает Анна Нартова. – Опыты действительно для многих детей выглядят как магия. Но, повторюсь, осознание того, почему же так происходит, намного важнее, чем сам «вау-эффект» от эксперимента.

Занятия ЗНШ проходят на базе 162 школы в Академгородке по будням и выходным дням. Узнать подробности и связаться с организаторами можно на сайте проекта.

Последняя редакция: 23.10.2015 15:46