Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

28.04.2016

Магистрантка экономического факультета отделения социологии НГУ Анастасия Сайкова провела исследование, в ходе которого выяснила, как характер молодых россиян в крупных городах определяет их образ жизни.

В ходе исследования была проанализирована субъективная оценка молодежью своих возможностей в различных сферах жизни.

В основе анализа лежат вопросы, согласно которым респондентам предлагалось оценить свои возможности добиться желаемых результатов в следующих сферах: получить хорошее образование, получить престижную работу, создать прочную счастливую семью, создать собственный бизнес, стать богатым человеком, заниматься любимым делом, стать знаменитым и так далее, — рассказывает Анастасия Сайкова.

Информационной базой исследования послужили данные исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», которое было проведено Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ. В рамках исследования был проведен опрос примерно двух тысяч молодых людей в возрасте от 17 до 26 лет и представителей старшего поколения в возрасте от 40 до 60 лет. Исследование проводилось в 12 территориально-экономических районах Р (согласно районированию Росстата), а также в Москве и Санкт-Петербурге.

По результатам исследования выяснилось, что россияне в возрасте от 22 до 26 лет считают для себя наиболее приоритетными такие сферы, как профессиональная самореализация и экономическая независимость. Для них также важна возможность делегировать ответственность, проявлять себя по максимуму, а в некоторых случаях, напротив, абстрагироваться от внешнего мира и свести деятельность к минимуму. Помимо этого данные опроса показали, что сегодняшняя молодежь серьезно относится к созданию семьи, воспринимает ее как дополнительную зону ответственности и поддержки, причем эта поддержка имеет гораздо большее значение нежели та, которую оказывают или оказывали родители.

Согласно полученным данным, профессионально ориентированные молодые люди являются довольно активными и стремятся к реализации своих возможностей по большей части в профессиональной сфере. Те, кто выделяет экономическую ориентацию в качестве приоритетной, также могут считаться «активистами», однако их основная цель — заработок. Стремление переложить ответственность за свои успехи на чужие плечи свойственно «беспечной молодежи», не рассчитывающей на свои собственные способности на пути достижения успеха. Для них характерно все время искать поддержку со стороны и проявление значительно меньшей активности. Далее следуют наиболее многогранные в своих возможностях, они говорят о том, что могут добиться успеха почти по всем пунктам. На сильном контрасте выступают их пассивные ровесники, они не стремятся проявлять активность в какой-либо области, большинство сфер «достижения успеха» оценивают как недоступные, — поясняет социолог.

Результаты исследования были представлены на 53-й Международной научной студенческой конференции, на 12-й конференции Европейской социологической ассоциации (Прага), а также на 7-м конкурсе Студенческих работ на премию ВЦИОМ 2015–2016 «Россия для себя и мира: стратегия выживания или стратегия роста». Работа выполнена под руководством кандидата экономических наук Елизаветы Горяченко.

Last edit: 29.04.2016 19:46