Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Социология религии

Бакалавриат

Кандидат исторических наук Ковальчук Юлия Станиславовна

Цель дисциплины «Социология религии» – сформировать у студентов представления об основных функциях религии в обществе и о современных российских и глобальных тенденциях развития религиозных институтов, а также дать теоретические и методологические знания, необходимые для квалифицированного проведения социологического исследования на конфессиональную тематику.

Содержание дисциплины «Социология религии»

1. Введение в социологию религии. Типология религиозных объединений и аспекты религии.

Место социологии религии в общественных науках. Особенности развития социологического изучения религии в России и на Западе. Теоретические подходы к изучению религии: теория функционализма, конфликта, рационального выбора. Основные определения: религия, религиозная вера, религиозный ритуал, религиозный опыт, религиозность, воцерковленность. Особенности социологических методов изучения религии: включенное наблюдение, анализ статистики и контент-анализ, дискурс-анализ, мониторинг СМИ. Основная модель религии-идеи (доктрина, этика, культ) и религии-института (структура организации). Разработка теории Церкви-Секты. Отличие понятий: секта, церковь, деноминация, конгрегация, культ. Разбор понятий на примере христианства.

2. Анализ религиозных процессов и эволюция религиозных организаций в ХХ –XXI вв.

Мировое конфессиональное пространство. Статистика. Поэтапный анализ процесса и изменения формы религиозности в ХХ веке. Секуляризм, возникновение Новых Религиозных Движений, религиозный фундаментализм, религиозный экстремизм - феномен ИГИЛ. Понятие и признаки «религиозного возрождения». Концепция Новых Религиозных Движений (нео-индуизм и нео-буддизм). Проблемы «нео-язычества». Харизма и эволюция харизматических групп.

3. Глобализация и индигенизация церквей.

Христианский религиозный синкретизм в странах Южной, Латинской Америки, Азии и Африки и в азиатской части России. Появление корейского протестантизма: классический пример культурного синкретизма и применения социо-культурной технологии извне. Республики Алтай, Хакасия, Тува, Бурятия – традиционные и новые религии. Религиозный рынок в городах Сибири: анализ книжного рынка, рекламных компаний. Конфессиональная компетентность горожан и особенности спроса. Религиозные объединения, действующие как НГО.

4. Государственно-религиозные отношения.

Роль государства в регулировании религиозных процессов: силовые и законодательные рычаги. Становление законодательства о свободе вероисповедания в Российской Федерации. Закон о свободе совести и вероисповедания 1997 года в РФ. Диалог государства и религиозных объединений в современной России. Проблема и дискуссия в российском обществе относительно преподавания «Основ православной культуры» в российских школах. Проблема государственной религиоведческой экспертизы.

5. Современная религиозная ситуация в России.

Традиционные религии России: характеристика. Анализ основных тенденций на религиозном рынке в 90-х гг. ХХ в. и в начале XXI в., статистические данные. Миссионерская деятельность зарубежных церквей в городах и районах РФ, среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Проблемы прозелитизма и государственной безопасности. Особенности публикации статистического материала о религиозных объединениях.

6. Религия и этничность.

Религиозная идентичность и этническая принадлежность. Соотношение понятий. Этно-конфессиональные конфликты. Роль религии в сохранении этнической идентичности в диаспоре (исследования в диаспоральных средах в странах Европы). Роль религии в актуализации этнической идентичности населения.

7. Гендерно-возрастные и социальные характеристики верующих и священства.

Влияние характеристик индивидуального уровня на принадлежность к церковному институту. Гендерные роли в структуре церкви, вопрос о женском священстве. Отношение церковных институтов к гей бракам. Социальный статус и принадлежность к религиозному институту.

8. Религиозный институт и информационное пространство.

Религиозное Интернет-пространство: сайты религиозных организаций и формирование «образа себя». Религия в социальных сетях. Конфессиональная пресса. Теле-евангелизм. Методы религиозного маркетинга. Современные методы кибер-прозелитизма. Информационные центры по религиозным вопросам в Европе и России. Антикультовое движение в Европе, США и в России.

9. Проблемы толерантности и ксенофобии. Проблема надежности информационных источников.

Анализ источников информации о религиозных объединениях, особенности подбора терминов. Этика при освещении религиозной проблематики. Общественный резонанс на статьи о религиозных группах. Проблема присутствия спорных социологических исследований в информационном пространстве и их участие в формирование ксенофобских проявлений.

10. Развитие прав человека: религиозные аспекты.

Нео-либеральное нормотворчество и политика христианских институтов. Традиция и новация: ответы на новые вызовы современности Русской Православной Церкви и Римской Католической Церкви. Регионализм и проблемы «универсальности» прав человека: религиозный аспект – мусульманская, индийская, китайская правовая система. Религиозные институты и права человека. Свобода вероисповедания и право на прозелитизм. Отношение Римской Католической Церкви к правам мигрантов.

Расширенная аннотация рабочей программы дисциплины «Социология религии»

Последняя редакция: 30.08.2017 22:26