Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Что такое кейсы, как они могут помочь получить работу мечты и что такое fast-track, нам рассказали студенты экономического факультета, которые участвуют в кейс-чемпионатах.

Содержание


Что такое кейс?

— Бизнес-кейсы в двух словах — это когда у компании есть какая-то проблема и они дают ее студентам, а мы ее уже решаем различными способами, то есть студенты решают реальные бизнес-задачи, — говорит студентка 3-го курса экономического факультета НГУ Наталья Винер.

Создать новый бренд зубной пасты, изобрести стратегию реконструкции Александровского сада в Санкт-Петербурге или предложить свои идеи по улучшению взаимоотношения Leroy Merlin с клиентами, такие и не только задачи решают «кейсеры». Кейс-чемпионаты финансируются теми же компаниями, в честь которых они названы. Делают они это по двум причинам: чтобы услышать необычное и грамотное решение своей проблемы и найти талантливых работников.

Как проходят кейс-чемпионаты?

— Кейс-чемпионаты проходят в разных формах, но в основном все так: первый этап — заочный. Компания высылает команде кейс, который необходимо решить за 7–10 дней. А дальше по-разному, если ты проходишь в следующий этап — он будет скорее всего очным, есть полуфиналы и финалы, — рассказала Наташа. Кейс — это модель реального бизнеса, в котором команда должна найти выход из проблемной ситуации. Команда Наташи тоже ездила в Екатеринбург, ребята прошли в финал чемпионата Unilever Future Leader's League. Две команды НГУ вошли в ТОП-15 из 1500 команд.

Юрий Дзюба, студент 4-го курса ЭФ НГУ — участник другой команды, которая тоже прошла в финал. — Мы с ребятами разрабатывали новый инновационный продукт или бренд зубной пасты для Unilever. Придумывали способы его продвижения и акции, которые тоже нужно продвигать.

Команда-победитель финала в 2018 году поедет на международный этап чемпионата в Лондон.

— После последнего этапа, скорее всего, победители получат предложение о работе или сокращенный отбор на лидерские программы. Ее цель — вырастить менеджеров для компании за определенный срок.

Что ожидает команды на чемпионатах?

Путь будущего «кейсера» начинается с поиска команды. Затем команда регистрируется и решает кейс отборочного тура. После отборочного тура состоятся региональные полуфиналы и затем финалы, дальше у каждого чемпионата развязка своя.

По сути, в течение 2–3 недель участники проходят стажировку. Для них поставлена сложная, но решаемая задача, они должны соблюдать дедлайны, поддерживать связь с организаторами и в конце выступить с презентацией, которую нужно защитить перед потенциальными работодателями.

Арсений Рязанцев, студент 4-го курса ЭФ, не интересовался кейс-чемпионатами до третьего курса, пока не понял, что сталкивался с экономикой только на парах, но не в реальной жизни.

— Количество участников в каждом кейсе разное: обычно это 3–4 человека, но может быть и 2, и 5, а то и вовсе один. Есть флагманские чемпионаты, на которые все стремятся и которые считаются престижными, например, Changellenge. А есть просто очень хорошие ежегодные, допустим, битва «В стиле аудит». Я старался выбирать наименее популярные чемпионаты или те, специфика которых мне нравилась. В итоге за весь 3-й курс я поучаствовал в чемпионатах всех форматов — от индивидуального до чемпионата для команды из пяти человек.

В кейс-чемпионатах обычно принимают участие ребята с технических и экономических направлений, но решать бизнес-задачи может студент любого факультета. На сайте Changellenge есть банк вакансий, в котором партнеры организации ищут талантливых smm-щиков, специалистов по коммуникациям и графических дизайнеров, то есть место в команде найдется и гуманитарию.

Дарья Шилова, студентка 3-го курса ЭФ НГУ рассказала, что кейс-чемпионаты бывают разными: можно поучаствовать в бизнес-секции, можно в технической или даже социальной. Даша с командой в прошлом году заняли второе место в финале технической секции кубка Сибири Changellenge. Тогда ребятам пришлось узнать все о рынке труб в России и об их производстве.

— Мы выбирали материал и предназначение производимого в будущем продукта, подкрепляя все анализом тенденций спроса. Считали, во сколько обойдется заводу введение новой производственной линии, и выбирали поставщиков полипропилена.

В этом году Даша с командой ездили на полуфинал Unilever Future Leader’s League в Екатеринбург.

— Это другого рода чемпионат, здесь нужно креативить: придумывать новые продукты, новые каналы продвижения, уметь продавать, — говорит Дарья.

Где учат решать кейсы?

Для тех, кто хочет понять, как выглядит кейс в реальной жизни и как его все-таки решать, существует Case club NSU, где занятия проходят, как на обычных парах:

— Здесь обучают решению кейсов. С 2015 года кейс-клуб развивается, каждый год обновляется состав организаторов, к нам приходят самые талантливые ребята. Нам важно, чтобы в НГУ каждый знал о такой возможности, как участие в кейс-чемпионатах. Ребята, которые к нам ходят, достигают больших вершин, у них нет проблем с трудоустройством после окончания университета, они могут попасть в консалтинговую компанию McKinsey сразу после бакалавриата. В московский офис McKinsey конкурс 15 000 человек на место, и мы туда стандартно посылаем одного-двух человек в год, — рассказал Кирилл Шишков, ведущий кейс-клуба.

Решение кейсов в кейс-клубе — практика, которой так часто не хватает студентам. Как строить финансовые модели, как сделать точную, содержательную презентацию и как выступать на защите своего решения — всему этому могут обучить именно здесь. Сначала идут основы — какую одежду носить и как отвечать на вопросы — и заканчивают объяснением сложнейших задач компаний.

— Мы растем почти в два раза каждый год. Сначала в кейс-клуб ходили 40 человек в первом сезоне, во втором — 80–100 человек. Я помню, что на первом занятии в этом сезоне желающим не хватило места и мы принесли все лавочки с этажа в аудиторию, и то, люди стояли, теперь мы просто берем большую лекционку в новом корпусе, — говорит Кирилл.

— Сам он участвовал в кейс-чемпионатах с первого курса. Один из них выпал на его день рождения. Тогда ребята провалили дедлайн и случайно отправили свою заявку на чемпионат Санкт-Петербурга, а не Сибири. И провалили не зря, со своей стратегией реконструкции Александровского парка они вошли в 25 % лучших решений.

Как судят кейс-чемпионаты?

Судят чемпионаты по разным критериям. Например:

  • глубина анализа;
  • структура;
  • логика аргументации;
  • соответствие решения поставленной задаче;
  • качество презентации.

Успешная команда «кейсеров», по мнению Кирилла, выглядит так: участники должны ориентироваться в своей теме, а не читать распечатанный текст, уверенно рассказывать презентацию, работать в команде и грамотно распределять, кто за какой блок решения несет ответственность. Например, в команде Наташи у каждого своя работа.

— Ребята с кибернетики делают расчеты, один делает анализ рынка и потребителей, мне чаще всего достается сам продукт и его продвижение, в общем, разбиваемся так, кому как интереснее.

Чем полезно участие в кейс-чемпионатах?

— Отдельная история — это финальные этапы чемпионатов. Если попадаешь на такой, то получаешь еще и путешествие. В основном, правда, в Москву, так как там проходят финалы большинства чемпионатов.

И, конечно же, одним из самых главных «профитов» становится возможная стажировка в отличной компании. Мало того, что ты получаешь неоценимый опыт во всех сферах, так еще и если ты победил или стал призером, то это дает тебе огромный шанс! У меня, например, так и получилось — сначала я проходил стажировку в Hyundai после победы в их кейс-чемпионате, а сейчас работаю в P&G, одной из крупнейших FMCG компаний мира, — рассказал Арсений Рязанцев.

Команде Наташи после победы в одном из кейс-чемпионатов предложили работу менеджерами проектов в Leroy Merlin, работу в МТС (они решали их кейс), fast track (кратчайший путь к работе мечты в аудиторскую компанию из большой четверки EY) и fast track в MARS.

По расчетам McKinsley, всего 10 % студентов успешно строят свою карьеру. Всего 1–2 % отправивших резюме в такие компании, как EY, KPMG, Mars, Unilever и другие, действительно получают работу. Кейс-чемпионаты связывают талантливых участников с ведущими работодателями. Они просматривают ребят во время выступлений и сообщают организаторам о свежих вакансиях. Среди партнеров Changellenge: P&G, Альфа банк, Лукойл, OBI, Coca-Cola HBC и многие другие компании с мировым именем.

Чтобы узнать, когда будет следующий чемпионат, нужно вступить в группу кейс-клуба НГУ. В группе координаторы пишут об успехах наших студентов и оповещают о скорых лекциях и встречах с представителями разных компаний.

Текст: Дарина Дейнеко

Фотографии предоставлены героями и кейс-клубом НГУ

Последняя редакция: 26.12.2017 18:57