ПЕРЕЧИТЫВАЯ ДОДДСА

РАЦИОНАЛИЗМ И ИРРАЦИОНАЛИЗМ

В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ


Домашняя
Участники
Программа
Публикации
Э.Р. Доддс
Объявления
Контакты

Эрик Робертсон ДОДДС родился 26 июля 1893 г. в Банбридже (Banbridge, Co. Down) и умер в Олд Марстоне (Old Marston) близ Оксфорда 4 апреля 1979 г Его мать Энн Флеминг Аллен была родом из сельского района юга Ирландии, а отец, Роберт Доддс, из Ольстера. Оба его родителя были школьными учителями. После преждевременной смерти отца в 1901 г., семья переехала в Дублин, где его мать руководила частной школой и сделала все возможное для того, чтобы ее единственный сын получил достойное образование сначала в колледже Св. Андрея, затем в Кэмпбел колледже в Белфасте. Великолепно изучив классические языки Эрик Доддс в декабре 1911 г.поступил в Университетский колледж Оксфорда. Он был прекрасно подготовлен для серьезной самостоятельной жизни и уже тогда, по свидетельствам современников, отличался независимостью суждений, скептическим отношением к религии, широкими литературными и политическими интересами. 

         В Оксфорде он учился у Гильберта Марри (Gilbert Murray), незадолго до этого ставшего Королевским профессором греческого языка (Regius Professor of Greek), осваивая с его помощью Еврипида, греческую религию и искусство перевода. Он успешно сдавал экзамены, получил престижную стипендию, участвовал в литературной жизни, начал изучать Плотина (в одном классе с Т. Элиотом). Однако мирное течение академической жизни было нарушено в 1914 г.

Воспользовавшись правом, которое предоставлял закон жителям Ирландии, он ограничился службой в госпитале в Сербии в течение лета и осени 1915 г., впрочем, оказавшись на самой линии фронта и не без труда вернувшись на родину.  Эрик Доддс не одобрял войну. С гораздо большим интересом он отнесся к революции, Ирландской в 1916 г. и русской в 1917 (отправляясь на войну он просил направить его в русский госпиталь и впоследствии писал, что если бы не отказ, то он мог бы стать свидетелем событий в России). Возвратившись в Оксфорд в 1916 г. он в скором времени вынужден был его покинуть по причине политического конфликта с мастером Университетского колледжа по поводу событий в Ирландии. Однако официально он не был исключен, и в следующем году, получив высший балл на труднейших оксфордских экзаменах Literae Humaniores, вернулся в Ирландию преподавать в школе до окончания войны и в ожидании должности, соответствующей его способностямНеучастие в войне на время закрывало ему дорогу в лучшие университеты Англии, однако его все же пригласили работать лектором в университете Ридинга близ Дублина (подробнее о Дублинских годах Доддса см. Todd 1999). В течение 1916-1919 гг. в Ирландии Доддс, с одной стороны, познакомился со многими интересными людьми, с которыми впоследствии дружил в течение всей жизни, такими как поэт и критик Джордж Уильям Рассел (George William Russell, оккультный авторитет Дублина, известный как АЕ), великий поэт У.Б. Йейтс и журналист Стефан МакКенна, впоследствии автор непревзойденного по своим литературным достоинствам перевода Плотина на английский язык. С другой стороны, социальная и политическая обстановка в Ирландии в канун получения независимости ему не нравилась. В результате он утратил многие свои контакты и, женившись на дочери преподавателя английского языка в Ридинге, Энни Эдвардс Поуэлл (Annie Edwards Powell) переехал в 1924 г. Бирмингем, чтобы занять должность профессора греческого языка. Годы, проведенные в Бирмингеме, Доддс считал самыми счастливыми в своей жизни. И хотя у них с женой не было детей, они оба посвятили себя литературному труду и общественной жизни. Эрик Доддс работал над фундаментальным изданием "Первоначал теологии" Прокла, помогал Стефану МакКенне закончить перевод Плотина, подготовил материал о неоплатонизме для книги своей жены о теории поэтики в эпоху Романтизма, сам опубликовал книжку стихов и, наконец, после смерти МакКенны в 1934 г., издал его письма и записные книжки. Кроме того, он увлекался исследованиями в области психики, литературой, кино и садоводством.

1936 г. стал поворотным в жизни и карьере Доддса. Усилиями его учителя Гильберта Марри он был избран на пост Королевского профессора греческого языка (должность, кандидатуры на которую рассматриваются лично премьер-министром). Доддс согласился, однако в скором времени пожалел о своем возвращении в Оксфорд. Ситуация в университете за эти годы не изменилась и он по-прежнему чувствовал себя аутсайдером, осуждаемым за предполагаемый "пацифизм" и явный социализм (он был членом британской рабочей партии), слишком нетрадиционно мыслящим философом и Королевским профессором греческого, который избирал для своих занятий слишком нетрадиционные для его должности темы. Все это вызывало неудовольствие коллег, в частности Дениса Пэйджа, который, как сообщается (Lloyd-Jones, 1982, p. 297), даже не разговаривал с ним в те годы, когда они оба находились в Крайст Черч (колледже, где располагалась кафедра Доддса). Однако Доддс вынес эту ситуацию стоически: он боролся (безуспешно) за реформу оксфордского учебного плана и работал на фундаментальным изданием Вакханок Еврипида. Во время войны он работал в исследовательском подразделении образовательного ведомства, возглавляемом Арнольдом Тойнби и располагавшемся в то время в Оксфорде, выступал с лекциями в Китае, написал памфлет против нацистских методов образования и произносил речи по радио, призывая своих соотечественников принять участие в войне против нацизма. В общем, в отличие от первой мировой это была "его война": он ненавидел фашизм, видел его разрушительный характер, ставящий под угрозу существование европейской цивилизации.       

        В послевоенные годы отношение коллег к нему несколько изменилось, равно как и его характер: он стал более мягким человеком, хотя по-прежнему отстраненным. Он продолжал преподавать по долгу службы (читал лекции о Гомере, вел семинары по греческой религии и неоплатонизму), однако немногие опубликованные им статьи были слишком специальными, чтобы вызывать интерес у широкой академической аудитории. Точно так же, обладая несомненным литературным талантом и будучи виртуозным переводчиком с классических языков, он очень мало переводил и еще меньше публиковал. Разумеется, это не означает, что он мало работал. Все его опубликованные труды подготовлены очень тщательно и его издания Прокла и Еврипида до настоящего времени безусловно считаются эталонами в классической филологии.

         Лекции в Калифорнийском университете в Беркли в 1949 и последующая публикация книги Греки и иррациональное (The Greeks and the Irrational, 1951) сделали его знаменитым, в особенности в Америке. Последовали приглашения из различных университетов, однако он предпочел остаться в Оксфорде и с головой погрузился в подготовку нового издания Горгия Платона. Он заново сверил текст оксфордского издания Джона Бернета с некоторыми рукописями, однако так и не подготовил философского комментария, который изначально планировал (Todd, 2002). Через несколько лет после ухода на пенсию он выступил с лекциями и опубликовал книгу Язычник и христианин в смутное время (Pagan and Christian in an Age of Anxiety, 1965), в которой продолжил исследование темы рационализма и иррационализма в греческой культуре. Смерть жены в 1973 г. подтолкнула его на написание автобиографии, Потерянные люди (Missing Persons).

         Вклад Доддса в антиковедение далеко не сводится к тому существенному влиянию, которое оказали его книги на осмысление проблемы рационализма и иррационализма в античной культуре. Возможно, еще важнее его роль в возрождении интереса к неоплатонизму. Он не только подготовил фундаментальное издание главного произведения Прокла, и способствовал появлению английского перевода МакКенны (как уже говорилось выше), но и всячески поддерживал работу своего ученика А.Х. Армстронга по подготовке издания и перевода Плотина для  Loeb Classical Library (то есть, содействовал выполнению того проекта, которые еще в 1930 г. был предложен издательством ему самому). Одним из первых успешно привлекая в своем исследовании античной религии и философии достижения современной антропологии и психологии, он внес важнейший вклад в эволюцию современных исследований в истории культуры. Позднеантичная философия представлялась ему частью более широкого культурного процесса, ведущего к интеллектуальному упадку, а рост интереса к магии и религии оценивался как показатель того, что, начиная с эллинистического периода, у античной культуры, образно говоря, "сдали нервы" (‘failure of nerve’). Только Плотин, по его представлению, смог подняться над своим окружением, однако современники и потомки остались глухими к его отчаянному выступлению в защиту античной традиции рационализма. В ранних своих работах Доддс усматривал начало этого процесса упадка у Еврипида (сказалось юношеское увлечение Ницше). Психологические аспекты эволюции архаического мышления исследовались в его работах об эротическом безумии Федры в Ипполите (1929) и, в обобщенном виде, в статье ‘Euripides the Irrationalist’ (1929). Эта тема была продолжена в оксфордских лекциях о греческой религии (начиная с 1932 г.) и нашло завершение в издании и анализе Вакханок. Феномен иррационализма в самых разных своих аспектах интересовал его постоянно . "Греки и иррациональное" изначально задумывался как широкомасштабный проект, который должен был начаться с архаической эпохи и закончиться переработкой его раннего фрейдистского анализа аскетизма Августина (Dodds, 1927/8), однако опубликованная работа по ряду соображений ограничилась классическим периодом с приложением статьи о теургии (см. Todd, 1998). Во время Первой мировой войны Доддс отмечал параллели между современной ему истерией и возрождением оккультизма в позднеантичный период ("Когда будут писать историю начала XX века, в ней обязательно будет глава о возрождении оккультизма", - писал он в своей ранней работе, опубликованной в 1919 г.). Многие его прогнозы, к сожалению оправдались, и все же Греки и иррациональное заканчивается на оптимистической ноте: Доддс верит в то, что современный человек, получивший новый инструментарий для постижения ирррациональных сторон своей психики в виде современной психологии, сможет лучше понять себя и не совершит той ошибки, которая оказалась фатальной для интеллектуалов эллинистической эпохи, думавших, что они вправе полностью игнорировать иррациональное, и в этом смысле повинных в том разложении сознания, которое захлестнуло позднюю античность и погубило классическую цивилизацию.

         Доддс был сложной фигурой: интеллектуал, смело выступивший против устоев той дисциплины, техническими приемами которой он блестяще владел; и ученый, чья работа напрямую связана с социально-политическими взлетами и падениями, которые ему довелось пережить. Его работы привлекали и будут привлекать историков античной философии и культуры, хотя он и не оставил теоретического наследия. Он мог бы, например, соединить марксистские объяснительные модели с явным выражением его глубоко скрытой убежденности в том, что неопределенная и неопределимая сила человеческого действия лежит в основе как рациональной, так и иррациональной составляющих человеческой деятельности. Вместо этого он неутомимо и с неизменным мастерством исследовал частные вопросы. Если можно так выразиться, он был скорее экспериментатором, нежели теоретиком и еще неопубликованные лекции Доддса, хранящиеся в Бодлеанской библиотеке, в которых он нередко высказывался и на теоретические темы, в свое время позволят нам лучше увидеть иные грани его разностороннего таланта.

 

Составлено Е.В. Афонасиным на основе статьи

Р. Тодда для Dictionary of British Classicists (Continuum Press, London)

 

Основные публикованные сочинения Эрика Доддса

 

Select Passages Illustrating Neoplatonism: Translated with an Introduction

 (1923).

‘The aidôs of Phaedra and the Meaning of the Hippolytus’, CR, vol. 39

         (1925), pp. 102-4.

‘Augustine’s Confessions: A Study of Spiritual Maladjustment’, Hibbert

          Journal, vol. 26 (1927-8), pp. 459-73.

‘The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic “One”’, CQ,

         vol. 22 (1928), pp. 129-42.

‘Euripides the Irrationalist’, CR, vol. 43 (1929), pp. 97-104.

(Ed.), Proclus: Elements of Theology (Oxford, 1933; 2nd edn, 1963).

(Ed. with a memoir), Journal and Letters of Stephen MacKenna (1936).

Minds in the Making (1941).

(Ed.), Euripides: Bacchae (Oxford, 1944; 2nd edn, 1960).

The Greeks and the Irrational, Sather Classical Lectures vol. 25 (Berkeley and

         Los Angeles, 1951).

(Ed.), Plato: Gorgias (Oxford, 1949; repr. 1966).

Pagan and Christian in an Age of Anxiety (Cambridge, 1965).

The Ancient Concept of Progress and Other Essays on Greek Literature and

          Belief (Oxford, 1973).

Missing Persons: An Autobiography (Oxford, 1977).

 

Библиография

 

Todd, R.B., ‘E.R. Dodds: A Bibliography of His Publications’, Quaderni di

          storia, no. 48 (1998), pp. 175‑94.

 

Биографические и исследовательские работы об Эрике Доддсе

 

Хорьков М.Л. Эрик Робертсон Доддс, "человек с зеленых холмов", Доддс Э.Р. Греки и иррациональное. Пер. М.Л. Хорькова, М., СПб., 2000, 284-317

Stray Ch. Classics Transformed: Schools, Universities, and Society in England, 1830-1960,

          Oxford UP, 1998, pp. 285 ff.

Cambiano, G., ‘Eric Dodds entre psychanalyse et parapsychologie’, Revue de

          l’histoire des religions, vol. 208 (1991), pp. 3‑26.

Mangani, G., ‘Sul metodo di Eric Dodds e sulla sua nozione di “irrazionale”’,

          Quaderni di Storia, no. 21 (1980), pp. 173‑205.

Lloyd-Jones, Hugh, ‘Denys Page’, PBA, vol. 65 (1979), pp. 759-69; repr. in

Lloyd-Jones, Blood for the Ghosts: Classical Influences in the

Nineteenth and Twentieth Centuries (1982), pp. 295-304.

----, ‘E.R. Dodds’, Gnomon, vol. 52 (1980), pp. 78-83; repr. in Lloyd-Jones,

Blood for the Ghosts (1982), pp. 287-94.

Nelson, Max and R.B. Todd, ‘E.R. Dodds: Two Unpublished Letters on

Ancient “Irrationalism”’, Eikasmos, vol. 11 (2000), pp. 401‑8.

Russell, D.A., PBA, vol. 67 (1981), pp. 357‑70.

Smith, R.C. and J. Lounibos (eds.), Pagan and Christian Anxiety: A Response

to E.R. Dodds (Lanham, 1984).

Todd, R.B., ‘E.R. Dodds and Henry Sidgwick’, Notes and Queries, vol. 242

          (1997), pp. 361‑2.

----, ‘A Note on the Genesis of E.R. Dodds’s The Greeks and the

         Irrational’, Echos du monde classique/ Classical Views, vol. 17ns

          (1998), pp. 663‑76.

----, ‘E.R. Dodds: The Dublin Years (1916‑1919): With a Reprint of Two

         Early Articles by Dodds: “The Rediscovery of the Classics” and “The

         Renaissance of the Occult”’, Classics Ireland, vol. 6 (1999), pp.

         80‑105; (http://www.ucd.ie/~classics/ClassicsIreland.html)

----, ‘An Identification in T.S. Eliot's Letters’, Notes and Queries, vol.

          245 (2000), 337‑8.

----, Review: Missing Persons: Bryn Mawr Classical Review 00.08.29;

          (http//ccat.sas.upenn.edu/bmcr/2000/2000‑08‑29)

----, Review article: Missing Persons: Quaderni di storia, no. 53 (2001),

         pp. 233‑45.

----, ‘Plato as Public Intellectual: E.R. Dodds’s Edition of the Gorgias

         and its “Primary Purpose”’, Polis, vol. 19 (2002), pp. 45‑60.

----, ‘Technique in the Service of Humanism: A.B. Poynton’s Legacy to E.R.

Dodds’, Eikasmos, vol. 15 (2004), pp. 463-76.

----, ‘“His own Side-Show”: E.R. Dodds and Neoplatonic Studies in Britain,

1835-1940’, Dionysius, vol. 23 (2005), pp. 139-60.

----, ‘Ernest Barker and the Classical Tradition: Two Studies: II. Barker, Dodds

and the Mind of Late Antiquity’, Polis, vol. 23 (2006), pp. 375-84.

 

     


Домашняя | Участники | Программа | Публикации | Э.Р. Доддс | Объявления | Контакты

 Этот проект является разделом Центра изучения древней философии и классической традиции
По вопросам, связанным с этим веб-узлом, обращайтесь по адресу
Последнее обновление: 27.02.2007.