Многоликая Элида

 

 

В августе 2006 года мы приняли участие в конференции по античной философии и семинаре, которые проходили в Олимпии. Это район западной части п-ва Пелопоннес, практически граничащий с горной Аркадией (не путать с горой Олимп в Македонии, Северная Греция).

 

          

 

         Карта Пелопоннеса и более детальная карта района Олимпии и Андрицены

 

Древнее святилище Альтис, расположенное неподалеку от современной Олимпии, у подножия горы Кронион, основано в незапамятные времена. Древнейшие захоронения и остатки построек, обнаруженные здесь в ходе археологических раскопок, датируются 1900-1600 гг. до н.э. В это время на склонах горы Крониос поклонялись различным божествам, прежде всего богине Гее. Согласно мифу, древним правителем этого края был Эномай, царь Писы, которому было предсказано, что он погибнет от руки своего зятя. Чтобы избежать подобной участи он предлагал всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии померятся с ним силами в конном состязании, давал им преимущество во времени, затем легко догонял и убивал ударом копья. Только Пелопсу удалось победить своего будущего зятя. Здесь мифологические сообщения разнятся: по одной версии ему удалось обогнать Эномая благодаря золотой колеснице, подаренной Посейдоном, по другой же – он подкупил Миртила, возницу царя, который в обмен на полцарства и право обладать Гипподамией в течение одной ночи согласился заменить металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, в результате чего царь погиб. Как бы там ни было, Пелопс в древности был одним из наиболее почитаемых героев тех мест, его потомком в четвертом поколении считался Геракл, а полуостров получил его имя – Пелопоннес.

Однако особое значение это место получило лишь после прихода дорийцев. Основным божеством стал Зевс и именно ему были посвящены Олимпийские игры, официально учрежденные, как считается, в 776 г до н.э. царем Ифитом. Расцвет святилища приходится на V-IV вв. до н.э., именно в это время были построены важнейшие храмы и здания. К концу IV в. до н.э. влияние святилища заметно уменьшается, поскольку игры становятся скорее политическим и профессиональным делом, нежели религиозным ритуалом, как это было ранее. Олимпия процветала в римские времена, однако уже в ином качестве до тех пор, пока в 426 г. христиане по указу императора Феодосия II не разрушили храмы и статуи. Последующие пожары и землетрясения довершили дело.

Первые серьезные раскопки в Олимпии начались в 1829 г., систематически это место было изучено Немецким институтом археологии в 1875-1881, а затем в 1936-1942. Начиная с 1952 г. раскопки ведутся постоянно.  

 

Археологическая зона Олимпии никого не оставит равнодушным. Сохранившиеся памятники все еще напоминают о славных событиях, связанных с этим местом. Ранние монументальные постройки датируются VIIVI вв. до н.э. Центральное место в святилище отведено знаменитому храму Геры, перед которым до сих пор зажигают олимпийский огонь в преддверии новой олимпиады. К востоку от храма Геры располагаются два алтаря, большой и малый, западнее – руины некогда величественного храма Зевса, а юго-восточнее – святилище Пелопса. Вдоль дороги, ведущей от храма на стадион, множество постаментов, на которых когда-то стояли статуи олимпийских победителей, а также череда бронзовых статуй Зевса, которые были поставлены на средства участников игр, уличенных в обмане. Перед входом на стадион расположен портик, в котором спортсмены отдыхали до и после соревнований.

В короткой статье невозможно рассказать обо всех памятниках Олимпии. У античного путешественника Павсания (жившего во II в. н.э.) на описание одних статуй Олимпии ушла целая книга (почти 100 стр. в современном издании). До наших дней дошло значительно меньше, однако достаточно для того, чтобы порадовать разнообразием самого взыскательного посетителя. Неподалеку от археологической зоны расположен музей Олимпии, где выставлены многие находки из этих мест и ближайших окрестностей. Поскольку за 14 дней нашего пребывания в Греции нам удалось посетить 12 музеев, то теперь с уверенностью можем сказать, что музей в Олимпии один из лучших в Греции, причем выделяется он не только своей великолепной экспозицией, но также и непередаваемой общей атмосферой.

 

          
 

Олимпия. Гимнасий и палестра, ок. 300 г. н.э. В Древней Олимпии сохранилось очень много древних колонн, между которыми можно просто побродить. Пройдя через Палестру посетитель подходит к святилищу Альтис.

 

 

 

Олимпия. У входа в святилище расположен Филиппион. Постройка начата Филиппом II, царем Македонии в честь его победы в битве при Херонее (338 г. до.н.э.), а закончена его сыном, Александром Великим. Здесь некогда находилось пять статуй работы скульптора Леохара.

 

 

      

 

Олимпия. Храм Геры. Один из древнейших дорических храмов Греции. Здесь, по описанию Павсания, стоял Гермес Праксителя, который ныне находится в музее Олимпии. Перед храмом находился большой алтарь Зевса, где в древности приносились жертвы перед началом игр и где сейчас зажигают Олимпийский Огонь.

 

«Жертвенник Зевса  в Олимпии находится почти на равном расстоянии от Пелопиона и храма Геры, но расположен впереди их обоих. Одни говорят, что он сооружен Гераклом Идейским, другие – что местными героями, жившими двумя поколениями позже».

Павсаний, Описание Эллады, книга пятая, 13, 8. 

 

«Остается мне теперь описать храм Геры и все то, что есть в этом храме заслуживающего внимания… Стиль постройки этого храма – дорийский; вокруг всего храма стоят колонны; в заднем помещении храма одна из двух стоящих там колонн -- дубовая. Длина храма – 163 фута, ширина – 63, высота – не меньше 50. А кто был его строителем, этого не помнят. Через каждые четыре года на пятый шестнадцать женщин ткут Гере пеплос (одеяние); они же устраивают и игры, называемые Гереи… Начало этих состязаний девушек, как и состязания мужчин, возводят тоже к древним временам, рассказывая, что ввела их Гипподамия, воздавая благодарность Гере за свой брак с Пелопсом… В храме есть изображение Зевса; Гера же изображена сидящей на троне… Позднее они посвятили в Герейон мраморного Гермеса, который держит на руках Диониса, творение Праксителя»

Павсаний, Описание Эллады, книга пятая, 16,1–17,4 (с сокращениями)

 

 

 

 

 

 

Олимпия. Крипта, проход, отделяющий святилище от стадиона, конец III в. до н.э.

 

 

 

 

 

Для президента «Олимпийского центра философии и культуры» профессора Леонидаса Баргелиотиса эти места привлекательны тем, что здесь, на базе Олимпийского центра, предполагается организовать ежегодную летнюю гуманитарную школу для студентов и молодых преподавателей. В перспективе же профессор Баргелиотис мечтает создать в Олимпии научный центр. И не на пустом месте. Дело в том, что в часе езды от Олимпии вверх по горной дороге располагается селение Андрицена, в которой имеется довольно большая библиотека старопечатных книг. А дальше эта дорога ведет к древнему храму Аполлона. Вот такая многоликая Элида. А теперь все по порядку.

 

 

На конференцию собралось много людей со всех концов света. Выступления были в основном посвящены древнегреческой философии. А закончилась конференция совещанием, на котором обсуждалась необходимость развития «Олимпийского центра философии и культуры». И было высказано предложение о том, чтобы в Олимпии основать ежегодные школы для студентов и молодых преподавателей из разных стран на базе центра в самой Олимпии, а так же в Андрицене, в библиотеке старопечатных книг. По мнению профессора Баргелиотиса создание научного центра в Олимпии важно и удобно в нескольких отношениях. Во-первых, это позволит преодолеть централизацию. Во-вторых, в Олимпии и ее окрестностях сосредоточено большое количество археологических памятников, в том числе и малодоступных, что обеспечит изучающих культуру непосредственным наглядным материалом. И, в-третьих, практически неизученными остаются архивы и книги, собранные в библиотеке Андрицены.

 

Андрицена – очень интересное селение юга Элиды. Ее двухэтажные дома, большинство из которых сохранили старинный облик, сочетают черты аркадского и элидского стилей. Есть несколько византийских и поствизантийских церквей. Во времена турецкого владычества Андрицена была местом с преимущественно христианским греческим населением и поэтому стала важным образовательным центром всей Греции. Местная школа непрерывно работает с 1796 г. Как уже было сказано выше, Андрицена знаменита своей библиотекой (40 тыс. томов), среди которых множество редких изданий XV и XVI веков. Местный уроженец Николопулос собрал ее будучи греческим консулом в Париже и в 1840 г. передал в дар Андрицене в надежде на основание здесь Пелопонесского университета.

 

Эти места с маленькими селениями, которые соединяет дорога, вьющаяся по склонам гор безумным серпантином, до сих пор лежат далеко в стороне от «туристских троп». «На этой горе родился Зевс, – улыбается мэр Андрицены Трифон Атанассопулос, интеллигентный человек, прекрасно, кстати, говорящий по-русски, так как изучал экономику в Харькове, – и у нас есть тому доказательства!»  Время словно остановилось здесь. Невольно вспоминаются слова Павсания, древнего посетителя этих мест:

 

«Немного выше находится ограда стен города Ликосуры, за которым обитают немногочисленные жители. Из всех городов, какие только были на земле, на материке или на островах, Ликосура является самым древним, и солнце ее увидало первой; по этому образцу люди научились строить себе города. Налево от святилища Деспойны есть гора по имени Ликей; иные из аркадян называют ее Олимпом и Священной вершиной. Говорят, что на этой горе был воспитан Зевс; на этой горе есть место, называемое Кретея; эта Кретея находится налево от рощи Аполлона, именуемого Парасийским, и аркадяне утверждают, что это и есть тот самый Крит, на котором по преданию критян, воспитан Зевс, а не их остров» (Описание Эллады, кн. VIII, 38, 1–3).

 

 

   

 

Элида. Селение Андрицена.  

Неспешное течение жизни в этих краях как нельзя лучше подходит для спокойных

и вдумчивых научных занятий

 

    

 

Жители горных районов Элиды и Аркадии издавна занимались разведением коз. Крестьянский дом на горном склоне и его радушная хозяйка. Под навесом только что приготовленный сыр, замечательно вкусный, как мы убедились   

 

 

    

 

Андрицена. Библиотека Николопулоса. Старопечатные книги. Кроме того, в библиотеке есть небольшая выставка археологических находок и документы связанные с войной за независимость Греции

 

Из Андрицены юго-восточная дорога ведет к храму Аполлона Эпикурия («Помощника») в Бассах. Храм расположен на высоте 1130 метров на естественном плато горы Котилий, неподалеку от древнего селения Фигалия. Из античных авторов об этом храме и расположенном над ним святилище Афродиты сообщает лишь Павсаний (Описание Эллады, кн. VIII, 7-9; 10). Мы узнаем, что храм был построен знаменитым архитектором Иктином ок. 430 г. до н.э. на средства жителей Фигалии в благодарность за спасение города от напастей. В другом месте своего сочинения (VIII, 39, 3-5) Павсаний рассказывает о событии более древнем, говоря, что жители Фигалии были благодарны Аполлону за избавление от вражеского нашествия, случившегося вскоре после окончания второй мессенской войны в 659 г до н.э.: «Когда лакедемоняне старались подчинить себе Аркадию и с войском вторглись в Фигалию, они в бою победили местных жителей и осадили город. Когда их укреплениям грозила опасность быть взятыми, то фигалейцы бежали из города, или, может быть, лакедемоняне разрешили им уйти оттуда по договору… Бежавшие и спасшиеся фигалейцы решили обратиться в Дельфы и спросить бога о возможности своего возвращения. И Пифия им ответила, что она не видит для них возможности возврата, если они попытаются сделать это своими собственными силами, но если они возьмут отборную сотню из Оресфасия, то сам этот отряд падет в битве, но благодаря им фигалейцы вернутся в свой город… данное им предсказание исполнилось в точности: в произошедшем сражении отряд оресфасийцев нашел себе славную кончину, но, изгнав спартанцев, он дал возможность фигалейцам вернуть себе родной город». Сообщение Павсания о том, что здесь действительно поклонялись Аполлону Бассийскому подтверждается надписью на бронзовой табличке, найденной при раскопках святилища Артемиды на горе Котилий непосредственно над храмом Аполлона. По-видимому в древности эти храмы принадлежали к одному святилищу. Правда в вопросе о том, где находился древний храм Аполлона исследователи расходятся: одни продолжают считать, что новый храм построен непосредственно на месте старого, другие идентифицируют основание строения к югу от ныне стоящего храма как остатки древнего святилища Аполлона.

В литературных источниках храм более не упоминается вплоть до XVIII в., когда его посетили путешественники из западной Европы. В 1811-1812 гг. группа любителей древности провела здесь первые и довольно варварские раскопки. Один из участников эстонский барон фон Стакельберг так описывает их результаты: «Под руинами храма у Фигалии удалось обнаружить часть его фриза… затем, благодаря потревоженному животному, удалось обнаружить проем в камнях, единственный по всему периметру руин… лиса избрала это место своим логовом и спокойно лежала прямо на рельефе, изображающем лапита, убегающего от кентавра».  Археологам удалось почти полностью восстановить фриз и в 1814 г. он был передан в Британский музей. Раскопки в окрестностях храма были продолжены в XIXXX вв. и ведутся до настоящего времени. Их результаты наглядно представлены в музее Олимпии и Национальном археологическом музее Афин. В частности, находки, по-видимому, подтверждают, что культ Аполлона в этих местах претерпел на рубеже VIV вв. до н.э. определенную трансформацию. Древние бронзовые фигурки стрел, щитов и другого оружия, обнаруженные в окрестностях храма в необычно большом количестве и датируемые VII в. до н.э., похоже доказывают, что изначально жители этих мест почитали Аполлона как бога войны, способного, как это и произошло в истории, рассказанной Павсанием, помочь победить врага. Однако впоследствии акценты сменились, Аполлон стал скорее богом, помогающим в болезни. Согласно Павсанию Аполлон получил эпитет Эпикурий потому, что отвратил эпидемию, постигшую Грецию во время Пелопонесской войны, за что ему и поставили храм. Значит, история строительства храма простирается по крайней мере на три столетия.      

По словам Павсания этот храм был одним из лучших в Греции, и современный посетитель легко согласится с мнением древнего путешественника. Правда, храм стремительно разрушается, поэтому недавно были предприняты чрезвычайные меры по его сохранению или, по крайней мере, консервации. Поскольку храм внесен в список памятников ЮНЕСКО и находится на реставрации, посещение его ограничено, а внутрь попасть к сожалению можно только по особому разрешению министерства культуры Греции. И мы очень рады, что нам удалось его посетить – для участников конференции такая экскурсия была организована профессором Л. Баргелиотисом и мэром Андрицены.

Храм разрушается по многим причинам. Прежде всего, сказывается то обстоятельство, что он сложен из местного известняка, который содержит много посторонних элементов и легко размывается водой. Низкие температуры и лед не менее губительны для конструкции – многие специалисты считают это основной проблемой, поэтому настояли на установке тента, который бы уменьшил перепады температур. Ухудшило состояние храма и вмешательство человека. Храм простоял почти нетронутым до XIX в., поскольку в этом районе не было крупных землетрясений, а население столь малочисленно, что  не нашлось желающих разобрать старинное здание на строительный материал. Однако в 1820 гг. во время войны за независимость партизаны разбили камни стилобата, вынули скреплявшие блоки свинцовые скобы и перелили их на пули, в результате чего храм начало перекашивать, что стало особенно заметно после относительно сильных землетрясений, произошедших в апреле 1965 и сентябре 1966 гг. Реставрационные работы 1902–1908 гг. по мнению специалистов также скорее ухудшили ситуацию. В 1985 г. храм был укреплен металлической конструкцией, защищающей от возможной сейсмической опасности, а в 1990 г. в различных частях здания были установлены акселерографы, позволяющие отслеживать сейсмическую активность и влияние ее на отдельные части конструкции. Эта система, которую можно полностью удалить без вреда для памятника, защищает его от землетрясений и позволяет разработать программу последующей реставрации. В 1987 г. храм был покрыт огромным тентом, а вокруг здания создана дренажная система, призванные спасти от дождей и перепадов температуры. Реставраторам пришлось решить целый ряд специфических инженерных задач, и в результате был разработан уникальный комплекс реставрационных мероприятий, причем многие из предложенных решений уникальны и ранее не применялись в мировой практике.  За прошедшие со времени установки тента 19 лет состояние памятника заметно улучшилось, а опасные влияния дождей, ветров, перепадов температуры и микроорганизмов, значительно уменьшились. Однако, как показала афинская конференция 1995 г., посвященная проблеме храма Аполлона, предстоит еще очень много работы. Прежде всего, планируется установить новое прозрачное покрытие, в результате чего будет хотя бы отчасти преодолена нынешняя изолированность храма от окружающего его пейзажа. Кроме того, исследования показали, что для реставрации храма потребуется перемещение отдельных его частей, в том числе целых колонн, для чего предполагается изготовить специальные инструменты (подробнее см. Tzortzi 2000: 69 сл.). Удивительно то, что комиссия по сохранению памятника не только не планирует закрыть его на период сложных реставрационных работ, но напротив, предоставит посетителям возможность увидеть результаты реставрации и наблюдать ход работы по восстановлению этого важнейшего памятника мировой культуры.  

 

 

   

 

Храм Аполлона Эпикурия до покрытия его куполом в 1986 г.

Этот храм работы Иктина датируется 430 гг. до н.э. и был построен обитателями Фигалии в благодарность Аполлону за избавление от бед. По своей сохранности он уступает лишь храмам Акрополя, Гефестиону на Афинской Агоре и некоторым храмам южной Италии. Правда, памятник стремительно разрушается, а большая часть скульптур фриза в настоящее время находятся в Британском музее.

 

 

  

 

Современный вид храма Аполлона Эпикурия, покрытого куполом в 1986 г.

для сохранности и проведения реставрационных работ.

Справа: для сравнения классический образец храма. Гефестион на Афинской Агоре.

 

Храм Аполлона Эпикурия очень своеобразен. Дорическая колоннада перистиля построена из местного известняка. В плане храм необычно длинный: 6 x 15 колонн. Канонической пропорцией, типичной для большинства храмов этого периода, было бы 6 x 13. Из 38 колонн в настоящее время на своих местах стоят 36. Примечательно также, что колонны северной колоннады толще, нежели остальные, а расстояние между колоннами вдоль храма меньше, чем расстояние между поперечными колоннами. Эти особенности расцениваются исследователями как архаические, возможно, восходящие к более древней постройке. Необычным для греческого храма является и то, что он ориентирован с севера на юг, возможно из-за наклона поверхности. Он был открыт с севера. Секос [*От. греч. σηκος, также селла, главное внутреннее помещение античного храма, где находится статуя божества] был разделен на вытянутую переднюю часть и меньшее внутреннее святилище (адитон). Стены внутреннего помещения украшены десятью ионическими полуколоннами, по пять с каждой стороны, с основаниями оригинальной конструкции (получившими называние ионико-аттическими) и мраморными ионическими капителями, сохранившиеся части которых ныне хранятся в Национальном археологическом музее в Афинах и Британском музее. Колонны разделяют пространство секоса на отдельные ниши. Удивительно то, что самая южная пара ионических колонн расположена не под прямым углом к длинным стенам, а диагонально по отношению к оси здания. На пересечении линии, соединяющей эти две колонны и осью секоса, стояла единственная колонна, поддерживающая первый из известных в истории коринфский капитель, фрагменты которого находятся в настоящее время в Национальном археологическом музее в Афинах. Такое расположение было выбрано, вероятно, для того, чтобы увеличить внутреннее пространство южной части храма. Вопрос о том, украшал ли коринфский капитель только центральную колонну или ее и обе южных полуколонны, до сих пор остается без ответа. Восточный вход вел во внутреннее святилище, адитон, в отличие от основного пространства секоса, полностью лишенный архитектурных украшений. Наличие второго входа необычно для античных храмов, поэтому считается, что его проделали по культовым соображениям. Дело в том, что обычно святилища ориентировались с запада на восток. Некоторые авторы считают, что культовая статуя стояла в адитоне у юго-западной стены, поэтому восточный вход был необходим для того, чтобы лучи солнца освещали статую для входящих в эту дверь рано утром. Правда некоторые авторы придерживаются мнения, что статуя должна была стоять перед коринфской колонной или сбоку нее, лицом к северному входу. Высказывалось также предположение, что в секосе вообще не было статуи, а одиноко стоящая колонна в центре сама была предметом поклонения в качестве символа Аполлона! Наконец, не исключено, что статуя могла стоять перед храмом на пьедестале близ юго-западного угла. Сообщение Павсания только запутывает дело. Согласно древнему автору, он видел большую бронзовую статую Аполлона в Мегалополе, причем ему сказали, что ее принесли сюда из Бассы в честь основания нового города в 369 г. до н.э. Но ведь эта статуя не обязательно была принесена из этого конкретного храма: Басса довольно большая область. В общем, не предлагалось только поставить статую у южной стены, да и то лишь потому, что в этом случае она бы закрывалась колонной для входящих через северный вход.

Как бы там ни было внутреннее пространство храма четко делилось на две части, основной секос с колоннами в форме буквы П, которые поддерживают украшенный скульптурой ионический фриз, и внутренний адитон, без настенных украшений, причем отдельный восточный вход делал его еще более обособленным. Возможно, разделив храм надвое, архитектор стремился зрительно уменьшить его общую длину. Наверное резонно предположить, что статуя Аполлона стояла в этом малом святилище.

Внешняя сторона храма, равно как и наружная сторона секоса были украшены простым дорическим фризом без скульптуры, за исключением шести метопов в пронаосе (преддверии храма), где располагались скульптурные сцены, вероятно, изображающие возвращение Аполлона на Олимп из Гипербореи и шести метопов опистонаоса (задней стороны храма) со сценами похищения дочерей царя Мессении Левкиппа Диоскурами (сыновьями Зевса, Кастором и Полидевком). Антаблемент, располагавшийся по всему периметру секоса над полуколоннами был украшен ионическим фризом со скульптурными сценами, изображающими битву людей с амазонками и лапитов с кентаврами. Точное расположение этих скульптурных композиций, – 23 из которых находятся в Британском музее, а еще несколько существенных частей в запасниках Афинского археологического музея,  – до сих пор не решенная задача.

Итак, храм Аполлона – уникальный памятник архитектуры: в нем соединились все три архитектурных ордера, причем внутреннее пространство храма организовано совершенно необыкновенно. По словам Ю.Д. Колпинского «храм отличается введением новых мотивов… Это делало решение внутреннего пространства храма более динамичным, богатым светотеневыми эффектами. Такое решение указывало также на повышение удельного веса внутреннего пространства в жизни архитектурного образа… Иными, чем в Олимпии и Парфеноне, методами зодчий и ваятель достигают образно-эмоционального единства архитектуры и скульптуры… Ярче всего новые тенденции ломки старой художественной системы проявились в рельефах фриза. На одной стороне целлы изображены сцены амазономахии, а на другой – кентавромахии… Трудно сказать, имеем ли мы дело с проявлением самобытной силы провинциального мастера… Возможно, однако, что автор фриза был большим мастером-новатором, сознательно начавшим отход от гармонии зрелой классики к драматически-экспрессивному искусству поздней классики» (Колпинский 1988: 115, илл. 266-268).

Мы не знаем, кто был автором скульптур, однако и свидетельство Павсания о том, что архитектором храма был знаменитый Иктин, современник Перикла и создатель Парфенона, нередко оспаривалось  исследователями. Каким образом столь прославленный архитектор оказался в таком отдаленном районе? Правда, нельзя забывать, что другой не менее прославленный мастер, Фидий, также работал в этих местах – в Олимпии, причем, среди прочего, над знаменитой статуей Зевса для Акрополя. Можно предположить, что Иктин вынужден был начать работу над храмом не на пустом месте, а перестраивал храм более архаической архитектуры. Так что размеры строения были уже заданы и ему оставалось внести в конструкцию целый ряд нововведений, создав в результате удивительную амальгаму старого и нового. Предположение о двух этапах строительства храма подкрепляет и высказанную ранее гипотезу об эволюции культа Аполлона.   

 

«Фигалия окружена горами, налево – так называемым Котилием, направо же от нее поднимается другая гора по имени Элайон (Масличная). Котилий отстоит от города приблизительно на 30 стадиев; на нем есть местечко Бассы и храм Аполлона Эпикурия (Помощника). Этот храм сам и его крыша сделаны из мрамора. Из всех храмов, какие есть в Пелопоннесе, после храма в Теге, этот храм может считаться первым как по красоте мрамора, так и по тщательности работы… Создателем храма был архитектор Иктин, живший в эпоху Перикла и выстроивший афинянам так называемый Парфенон…Над храмом Аполлона Эпикурия есть местечко, носящее имя Котил, и в нем есть Афродита “в Котиле”: тут стоит ей храм, – но крыша в нем провалилась, – и стоит лишь статуя».

 

Павсаний, Описание Эллады, книга VIII, 41, 7-9; 10

 

        

 

Храм Аполлона Эпикурия

1. Южная сторона; 2. Восточная сторона; 3. Внутренний вид (реконструкция)

 

Об Олимпии, горах Андрицены и храме в Бассах можно говорить бесконечно. Непередаваемо ощущение восторга, когда после утомительного подъема по узкой тропинке между вековыми оливковыми деревьями выходишь наконец на плато, посредине которого стоит древний храм. А если вдруг оказывается, что даже в таких удаленных и труднодоступных местах как Андрицена находятся люди, говорящие по-русски?! Поистине в Греции все есть. Это трудно передать словами, лучше увидеть, тем более что для любого любителя древности и исследователя истории для этого есть замечательный повод: открывающаяся со следующего года школа на базе «Олимпийского центра философии и культуры».

 

 

Литература

 

Павсаний. Описание Эллады. Перевод с древнегреческого С.П. Кондратьева под редакцией Е.В. Никитюк. В двух томах. М., 2001. Книги V–VI (Элида) и VIII (Аркадия).

Колпинский Ю.Д. Великое наследие Античной Эллады. М., 1988, с. 89-115.

Tzortzi K. The Temple of Apollo Epikourios. A Journey through Time and Space. Athens, “Committee for the preservation of the temple of Apollo Epikourios at Bassai”, 2000.

Karpodini-Dimitriadi E. The Peloponnese. A Traveler’s Guide to the Sites, Monuments and History. Athens, 2002, pp. 175-198.


 

Авторы

 

Евгений Васильевич Афонасин, доктор философских наук, профессор НГУ, ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН

 

Анна Сергеевна Кузнецова, аспирант философского факультета НГУ, преподаватель гуманитарной кафедры СУНЦ НГУ

 

*Авторы выражают признательность за финансовую поддержку, сделавшую эту поездку возможной, Е.В. Афонасин – совету по присуждению грантов Президента РФ (МД-1227.2005.6), А.С. Кузнецова – Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ-06-06-85576з).