Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Социальная антропология

Бакалавриат

Преподаватели курса: Чудова И.А., к.с.н.; Пироцкая А.В.

Цель дисциплины «Социальная антропология» – ознакомление студентов с основными понятиями современной социальной антропологии и основными направлениями теории и практики социальной антропологии, формирование представления о методологии социально-антропологических исследований.

Задачи для достижения поставленной цели:

  • познакомить студентов с ключевыми понятиями и идеями социальной антропологии в перспективе использования в конкретном исследовании;
  • актуализировать знания студентов о различных культурных и субкультурных контекстах, культурных феноменах как предметах антропологического изучения, осветить особенности антропологической перспективы в изучении социального мира;
  • дать представление о ведущих теориях и методологических подходах, существующих в социальной антропологии, об истории развития антропологической мысли, об актуальных коллизиях и проблемах методологии социальной антропологии;
  • познакомить студентов с теорией и практикой антропологического исследования, особенностями его протекания и организации, обеспечить условия для получения знаний в ситуации полевого исследования.

Дисциплина вмещает два объединенных общим началом направления – теоретико-методологическое и эмпирическое. Каждое из направлений представлено в содержательной части дисциплины в занятиях разного формата: в лекционной части освещаются основные теории, семинарская часть посвящена изучению ключевых понятий, практическая часть подразумевает приобретение исследовательского опыта, сбор и анализ конкретного эмпирического материала. Дисциплина ставит приоритетом развитие «антропологической чувствительности» в изучении феноменов культуры, системного и интерпретативного стиля мышления, ориентирован на проявление исследовательских и аналитических инициатив в изучении современной мультикультурной реальности.

Содержание дисциплины «Социальная антропология»

Социальная антропология как отдельная дисциплина. Социальная антропология как междисциплинарная область знания. Дефиниции и предмет социальной антропологии. Социальная антропология и социология: демаркация и смешение. Понятие «культура». Возможность выделения культурных универсалий. Аргументация тезисов о релятивизме/универсализме культурных форм и принципов.

Социоантропологическое исследование. Правила и ориентиры взаимодействия с «полем». Эмпирический объект социального антрополога. Интерпретация как методологическая позиция в социальной антропологии. Отношения с социологией: импорт языка интерпретации. Нюансы интерпретации: стратегии постижения смыслов. Парадигмы – устойчивые модели объяснения в социальной антропологии. Течения и школы: структура теоретической части курса.

Эволюционизм: усложнение и развитие. Диффузионизм: распространение и приспособление. Эволюционизм как тенденция в науке и обществе. Ключевые фигуры эволюционизма в антропологии: Э. Тайлор, Дж. Фрэзер; А. Бастиан; Л.Морган. Диффузионизм: распространение и приспособление. Идея диффузии. Понимание Культуры. Метафора растения. Дискуссия с эволюционизмом: Ф. Ратцель, Л. Фробениус, Ф.Гребнер, Т. Хейердал.

Понятие «практика». Свойства практик. Идея «техник тела». Роль практик в культуре. Актуальные и уходящие практики. Способы выделения практик. Идея «техник тела». Техники тела и связь с контекстом культуры. Алгоритм описания техники тела. Распространенные техники тела: пример описания.

Функционализм: целостность и удовлетворение. Основные допущения функционализма. Модель культуры как системы. Теоретико-методический вклад Б. Малиновского. «Испорченный туземец». Исследования А. Радклифф-Брауна. Функционализм в анализе «мелочей». «О некоторых первобытных формах классификации»: пример функционалистского анализа.

Понятие «ритуал». Традиционный и современный взгляды на ритуал. Содержание понятия «ритуал»: история и настоящее. Эмпирические примеры ритуалов: пивной танец, советская очередь, прогулка по дрогстору.

Культурный релятивизм: уникальность и дробность. Психологическая антропология: психика и воспитание. Общеметодологические свойства культурного релятивизма. Направления релятивизма. Школы и фигуры культурного релятивизма: Ф. Боас, А. Кребер, М. Херсковиц. Методология исследований психологической антропологии. Р.Бенедикт: выделение психологических типов в индейских племенах. Исследование культурных паттернов Японии. М. Мид: типология способов воспитания.

Понятие «субкультура». Подходы к изучению субкультур. Исследовательская позиция «внешнего наблюдателя»: контр-культурный настрой субкультуры, ее обособленность от доминирующей культуры. «Понимающая» исследовательская позиция: субкультура как мир смыслов.

Структурализм: обмен и тотальность. Чистый структурализм: мышление и универсальность. Анализ мифов. Лингвистическая линия: Э. Сепир, Б. Уорф. Холистская линия: Э. Эванс-Причард, М. Дуглас. Развитие, насыщение тезисов о структуре. Чистый структурализм: мышление и универсальность. Анализ мифов. Поиск Структуры Структур. Отсутствие субъекта в анализе. Исследования К. Леви-Стросса. Система родства. Особенности первобытного мышления: «Неприрученная мысль». Анализ мифов: «Мифологики». Кулинарный треугольник.

Постструктурализм: знание и власть. Постмодернизм: воображение и предвзятость. «Постнаучный» взгляд на предмет науки. Аналитический прием децентрации. Генетический структурализм П. Бурдье. Практики в контексте времени. Положение в структуре и стиль жизни. Смерть субъекта как аналитическая задача. Дискурс как объект изучения в работах М. Фуко. Археология знания. Генеалогия власти. Власть и надзор в изучении тюрем. «Властезнание» в изучении лечебниц.

Исследования культурных практик современности. Исследования культурных практик современности: тенденции отношения к телу, символическая роль костюма; пространство коммунальной квартиры. Макдональдс как паноптикум.

Расширенная аннотация рабочей программы дисциплины «Социальная антропология»

Last edit: 29.08.2017 19:09