Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Социология современных media

Бакалавриат

Курс разработал и читает к.с.н. Комбаров В.Ю.

Цель дисциплины – сформировать у студентов теоретические представления об основных функциях, тенденциях развития и структуре современных средств массовой информации (СМИ), а также сформировать базовые навыки применения социологических методов к их изучению. Задачами является знакомство студентов с основной проблематикой социологического анализа средств массовой коммуникации и информации, а также усвоение ими основных категорий и понятий социологического анализа медийных феноменов и их применение в эмпирическом анализе.

Содержание дисциплины «Социология современных media»

Тема 1. Цели и задачи социологии современных mass-media

Обоснование появления социологии средств массовой коммуникации (СМК). Объект, предмет, цели и задачи социологии СМИ. Отличительные черты социологического анализа mass-media. Предпосылки появления социолого-философского дискурса media, mass-media и СМИиК (средств массовой информации и коммуникации). Функции социологического подхода к media: аналитическая, просветительская, критическая. Категориальный аппарат социологического подхода к изучению media. Категории: средства массовой информации (СМИ), средства массовой коммуникации (СМК), медиа, масс-медиа, массовое общество, коммуникация, информация, критическая теория.

Тема 2. Эволюция основных научных парадигм в изучении средств массовой информации и коммуникации: от модерна к постмодерну

Понятия «парадигма» и трансформация парадигм. Проблема детерминированности восприятия человеком информации через средства массовой информации и коммуникации. Проблемы свободы и ограниченности в выборе информационного контента, однонаправленности коммуникативного действия media как основной вопрос социологической теории mass-media. Дихотомия представлений о СМИ в ракурсе проблемы объектно-субъектных и субъектно-субъектных отношений. Методологические ориентации современной социологии СМИиК: от детерминизма к вовлеченности. Переход от индустриального общества к информационному обществу (Тоффлер, Кастельс, Белл).

Тема 3. Классификация основных media: радио, телевидение, интернет, печать, мобильные и социальные средств массовой информации и коммуникации

«Горячие» и «холодные» медиа. Различные формы распространения информации. Эволюция модуса восприятия информации: от эпохи слова через эпоху текста к эпохе визуализации. Понятие восприятия: зрительное, тактильное, слуховое восприятие. Концепция медиавосприятия как восприятия чувств, мыслей и т.д. производителей медиа-продукции. Историческая эволюция медиа: от почтовой службы и телеграфа до интернета и Facebook’а. Система СМИ: печатная пресса, аудиовизуальные СМИ, информационные службы. Различные способы производства медиапродукции и различия в жанрах. Различия в восприятии разных видов СМИ: особенности контакта, формы взаимодействия. Социологические характеристики групп и избирательность медиавосприятия: национальные, профессиональные, возрастные. Типология печатных изданий: специализированные, деловые, глянцевые, «жёлтая». Телевидение (кабельное, спутниковое, интерактивное). Местная, общероссийская и региональная пресса. Проблема степени обратной связи в разных СМИ.

Тема 4. Место, роль и функции media современном обществе. Новые media

Средства массовой информации как «четвёртая власть и социологическая категория». Закон о СМИ и государственная политика. Информационная, идеологическая, рыночная (реклама) и культурно-образовательные функции СМИ. Проблема независимости media сегодня. Томас Мейер и понятие «медиакратия». Возрастание роли технологических и технических способов социальной (массовой) коммуникации. Место пропаганды в медийной сфере. Массовокоммуникационный эффект СМИ макро- и микроуровня: сопричастность, сопереживание, соприсутствие; податливое согласие, эффект «Войны миров». Информационные потребности человека и потребностный подход. Media как рынок информации и услуг. Появление социальных медиа как усиление гражданского общества и свободного распространения более независимой и разнообразной информации (мобильные телефоны, Twitter, Facebook, «Живой журнал»). Феномен «арабской весны» и социальные медиа. Общественные медиа как альтернатива однонаправленному информационному воздействию на массы. Гражданское общество как новый субъект СМИиК.

Тема 5. Феномен медиатизации и гиперреализации современного общества

Медиа как ключевой компонент современных социологических теорий (Бодрийяр, Маклюэн и др.). Эмбиентальные медиа (ambient-media) как альтернатива традиционным СМИиК: медиатизация повседневной среды жизнедеятельности индивида. Medium is the message: трансформация общества (общественных отношений) различными средствами коммуникации. Проблема социализации и насыщения институтов социализации различными media. Медиа как нерефлексируемая среда обитания современного индивидуума. Media как внешние расширения человека и функций его организма. Понятие «медиасреда». Медиатизация общества как продукт конкретно социально-экономической формации (влияние рыночных и либеральных отношений). Медиа как фабрика по производству гиперреальности. Понятие «симулякр» и «знак». Понятие «общество спектакля». Современная медиасреда как искусственная среда, превосходящая в своей реальности саму реальность. Разрушающее воздействие гиперреальности на реальный мир современного индивида.

Тема 6. Парадоксальность современных средств массовой информации и коммуникации: информация и бессмысленность

Анти-коммуникативная и анти-транзитивная сущность СМИ. Имплозия смысла в медиа. Увеличение количества информации и уменьшение смысла. Концепция информационной перегрузки. Три гипотезы исчезновения смысла в современных media. Концепция информации как деструктивной по отношению к смыслу и значению в media. Ситуация “double-bind” в отношениях между современными media и массовой аудиторией.

Тема 7. Интернет как особое media

Интернет как интертекстуальная среда. Ризомная структура интернета. Структурная эволюция интернета: от Веб 1.0 через Веб 2.0 к Веб 3.0. Революция интернет-простанства: от технологичности к социо-культурности. Конвергенция основных видов и типов медиа в интернет-пространстве: интернет-телевидение, интернет-радиовещание и т.п. Место интернета в современном российском обществе: от кухни как пространства свободного дискурса в СССР к интернету как её приемнику. Принципиально новые способы доступа к медиа ресурсам в интернете. Редукция «классических» СМИ к интернет-формату: интернет-газеты, интернет-радио и т.д.

Тема 8. Понятия «массы», «массовой культуры» и «массовизации общества»

Массы как объект воздействия современных media. К определению понятия «масса». Особенности массового восприятия и поведения. Роль культуры и СМИ в массовизации общества. Группы, массы, индивид в свете проблемы современных медиа. Массовое потребление (информации). Восстание масс. Унификация способов экономического производства, социального воспроизводства и стилей жизни. Имплозия социального смысла в массах. Демассификация. Понятие аудитории. Приватная и публичная сферы медиапотребления.

Тема 9. Проблемы субъектно-объектных отношений в контексте теории современных media

Современные media и новые формы производства субъективности. Современный индивид: децентрированный, множественный или процессуальный?: роль медиа. Рейтинг как индикатор массовой популярности содержания медиа. Социально-экономическая и социально-политическая ситуация в стране и её влияние на тип взаимодействия средств массовой коммуникации и информации с обществом. К вопросу о безопасности личных данных. Ответственность «журналиста» перед аудиторией.

Тема 10. Основные тенденции развития media сегодня и в будущем

Технологический и технический прогресс как субстрат развития новых видов и типов медиа. К вопросу о средствах массовой информации основанных на коллаборационных началах. Перспектива конца коммерческих медиа. Факторы сокращения интереса к традиционным media. «Великий китайский файервол» и возвращение «большого брата». Социальные сети и блоги как новый тип media, задающие тренды или временный «взлёт»? Увеличение гипертекстуальности. Мобильная журналистика. Конвергенция форматов и стилей в «новой журналистике»: от эссеистики до потока сознания. Медиаискусство.

Расширенная аннотация рабочей программы дисциплины «Социология современных media»

Последняя редакция: 10.03.2017 22:29