Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Социология общественного мнения

Бакалавриат

Доцент, кандидат социологических наук Саблина Светлана Геннадьевна

Цель дисциплины - формирование представлений о социологических аспектах изучения общественного мнения на основе ознакомления студентов с классическими теориями, концепциями и методологическими подходами, а также обсуждения их объяснительного потенциала в современной российской действительности. Особое внимание уделяется освещению прикладных аспектов исследования общественного мнения: организации его мониторинга, проблем измерения и интерпретации результатов, манипулирования данными и т.п.

Основные задачи дисциплины:

  • в рамках лекционных и семинарских занятий познакомить слушателей с основными ториями, концепциями и методологическими подходами зарубежных и отечественных авторов, дать представление о их междисциплинарном характере;
  • в ходе семинарских занятий и в процессе самостоятельной работы студентов сформировать навыки работы с данными опросов общественного мнения;
  • при выполнении проектной работы отработать навыки применения социологических методов в исследованиях общественного мнения;
  • в процессе выполнения индивидуальных и групповых заданий сформировать представление о системе изучения общественного мнения за рубежом и в нашей стране, основных сферах применения опросов общественного мнения.

РАЗДЕЛ 1. СИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Тема 1.1. Исторические этапы становления индустрии опросов в США
Тема 1.2. Системы мониторинга общественного мнения в странах Западной Европы и США

РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В РОССИИ
Тема 2.1. Особенности развития индустрии опросов
Тема 2.2. Современный этап развития исследований

РАЗДЕЛ 3. СУЩНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
Тема 3.1. Междисциплинарный характер теоретических исследований общественного мнения
Тема 3.2. Традиции анализа общественного мнения в российском обществознании

РАЗДЕЛ 4. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Тема 4.1. Структурные элементы общественного мнения
Тема 4.2. Функциональная проблематика общественного мнения
Тема 4.3. Динамическая структура: этапы развития общественного мнения

РАЗДЕЛ 5. ПАРАДОКСЫ И СТЕРЕОТИПЫ В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ

РАЗДЕЛ 6. СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Тема 6.1. Концепция «спирали молчания»
Тема 6.2. Информационно-коммуникативные теории

РАЗДЕЛ 7. МЕТОДЫ СБОРА И АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИИ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Тема 7.1. Традиционные методы: этап гэллаповских опросных технологий
Тема 7.2. Фокус-групповые исследования: качественная методология для изучения общественного мнения
Тема 7.3. Онлайн опросы: этап постгэллаповских технологий

РАЗДЕЛ 8. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Расширенная аннотация рабочей программы дисциплины «Социологии общественного мнения»

Last edit: 10.03.2017 22:25