Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

27.07.2016

Студентка отделения социологии экономического факультета НГУ Полина Носкова изучила социальную структурацию метрополитена и рассказала, что влияет на поведение пассажиров.

Метро — это особого рода социальное пространство со своей структурой и со своими формальными и неформальными правилами и нормами поведении, — рассказывает социолог Полина Носкова. — Цель нашего исследования заключалась в выявлении социальной структурации пространства метрополитена как фактора, дифференцирующего поведение метропользователей.

Структурация — это соотношение физического и социального пространств. Предполагается, что социально пространство делится на зоны, которые имеют физические или символические границы и которые могу проникать друг в друга. Чаще всего физическое пространство влияет на поведение людей.

По словам автора исследования, на поведение метропользователей влияет множество факторов, один из основных — это характеристика пространства метро, которое социолог делит на физическое и социальное. Также важно личное восприятие пассажиром метрополитена, его социально-демографический статус, день недели и даже время суток.

В выходные дни пассажиры ведут себя более расслабленно, больше разговаривают и меньше внимания обращают на служащих метрополитена. Чаще можно встретить музыкантов в переходах и в зонах входа. В будние дни, особенно в дневное время, они напряжены, спешат, чувствуется рабочая атмосфера, разговоры присутствуют, но в небольшом количестве, — рассказывает Полина Носкова.


Для исследования факторов социолог выбрала методы наблюдения и интервью. Впоследствии был детально проработан и задействован только первый метод, второй же остался на этапе проработки и был приложен к работе только в виде разработанной анкеты для интервью. Наблюдение проводилось в течении двух недель. Одними из основных критериев были день недели и время.

Метод наблюдения был привлекателен тем, что уже на этапе разведки позволял выявить особенности поведения метропользователей и социальную структурацию пространства метрополитена. Метод интервью и разработанный для него гайд обеспечат более детальное выявление способов разделения социального и физического пространств, а также различия в поведении метропользователей в различных функциональных зонах.

В ходе исследования социолог поделила пространство метрополитена на несколько функциональных зон, где можно обнаружить различие в поведении пассажиров. Так, существуют зоны входа и выхода, зона покупки жетона, зоны металлоискателя и турникета, а также эскалатор, платформа и вагон.

Я отметила несколько интересных моментов, они не были включены в работу, но мне показались занимательными. Пассажиры на станции встают туда, где больше людей, в ожидании поезда мало кто стоит на месте, а при объявлении о прибытии состава пассажиры встают ближе к платформе и дверям, тем самым в последствии мешают выходящим из поезда. Люди с другой платформы заглядывают в окна подошедшего поезда.

Полина Носкова также заметила, что при проходе зоны металлоискателей пассажиры часто с испугом смотрят на охранников. Также встречались случаи использования функциональных зон не по назначению, к примеру, платформа предполагает ожидание, в то время как на площади Ленина пожилой человек и играет с любым желающим в шахматы, а в переходе у станции Сибирская часто поют и играют на музыкальных инструментах.

Мы получили самостоятельно разработанный инструментарий, который может быть применим исследователями для решения задач на другой информационной базе, но при заданном эмпирическом объекте, — поясняет студентка. — Если немного абстрагироваться от самой работы и перейти к повседневной жизни, то стоит отметить следующее: чтобы избежать давки, надо вставать в ту область, где находится меньше всего людей, то есть ближе к середине платформы. Если же вы ищите свободное место в вагоне, то с большей вероятностью его можно найти в середине состава.

Исследование было представлено на Международной научной студенческой конференции в 2016 году. Работа выполнялась под руководством старшего преподавателя кафедры общей социологии ЭФ НГУ, младшего научного сотрудника ИЭОПП СО РАН Василины Ивановой.

Last edit: 04.08.2016 04:08