Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Современная социология: введение в специальность

Бакалавриат, 1 курс

Преподаватель: ассистент кафедры общйе социологии Коржук С.В.

Цель дисциплины «Современная социология: введение в специальность» − дать студентам представление об актуальных для социологических исследований социальных явлениях и процессах, а также ознакомить со структурой социологического научно-исследовательского ландшафта и профессиональными сетями социологов на различных уровнях.

Задачи дисциплины:

  • сформировать представление об основных тематических и методических направлениях современных социологических исследований;
  • ознакомить со спецификой, структурой и направлениями деятельности основных академических социологических центров, университетов, исследовательских коллективов, центров изучения общественного мнения;
  • познакомить с историей возникновения, развития и направлениями исследований Новосибирской экономико-социологической школы;
  • познакомить с российскими и международными социологическими сообществами (организациями, ассоциациями), их спецификой и направлениями деятельности;
  • дать представление о возможностях включения в научное сообщество для студентов;
  • ознакомить с научными и научно-популярными источниками социологической информации.

Разделы дисциплины «Современная социология: введение в специальность»

Часть 1. Ключевые темы современных социологических исследований

Тема 1.1. Введение. Социологические журналы, научно-популярные ресурсы, базы данных. Социологические журналы как источник информации о результатах научной работы коллег. Социология: 4М, Социологический журнал, Социологические исследования, Журнал исследований социальной политики, Журнал социологии и социальной антропологии, Laboratorium, Экономическая социология, Отечественные записки и т.д. Тематические репертуары, разделы, специфика. Журнал «Глобальный диалог».

Научно-популярные ресурсы: сайт «Теории и практики», проект ПостНаука.

Научная электронная библиотека elibrary.

Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

Препринты НИУ ВШЭ «Высшая школа экономики».

Тема 1.2. Глобализация. Сущность и эффекты глобализации; мобильность и миграция; влияние на базовые социальные институты, культуру, ценности и нормы; глобализация желаний; глобализация рисков; исследования городского пространства. Последствия глобализации для человека и для общества. Локальное и глобальное в современном мире. Характеристики процесса глобализации и характеристики глобального мира. Факторы глобализации.

Тема 1.3. Идентичность. Наднациональная, национальная, локальная идентичности. Гендерная, этническая идентичности другие основания идентичности. Поиск идентичности и проблемы самоидентификации в современном глобальном мире.

Тема 1.4. Неравенство. Социальная структура, социальная стратификация, социальный статус, социальная дифференциация, социальная мобильность – взаимосвязь понятий и место соответствующих явлений в современных социологических исследованиях. Формы неравенств. Исследования новых форм неравенств. Неравенство и стили жизни.

Тема 1.5. Мобильность . Социальная мобильность как перемещение в социальном пространстве, мобильность как свойство, миграция как перемещение в физическом пространстве и разновидность социальной мобильности. Каналы мобильности. Виды мобильности по охвату, субъекту, формам. Факторы мобильности. «Мобильный поворот» в социальных науках.

Тема 1.6. Интернет . Интернет как канал передачи информации, социокультурное пространство, виртуальная реальность, интерактивное пространство, механизм мобилизации, инструмент горизонтальных связей в обществе, инструмент самоорганизации, средство самопрезентации и мобильности и т.д. Социальные последствия существования интернета. Направления современных социологических исследований.

Тема 1.7. Протесты и движения. Протестные акции и движения, протестная активность, протестный потенциал и т.д. – определение и взаимосвязь понятий. Функции протестов: конфликт как элемент социальной динамики, оптимизация и самосовершенствование социальной системы, консолидирующая. Факторы социальных протестов и движений – внешние и внутренние; социально-экономические, социально-политические, социально-культурные, экологические и т.д. Субъекты и объекты протестов и протестных движений, мотивация участников.

Тема 1.8. Город. Город как объект социологических исследований. Человек и город: позитивные и негативные последствия проживания в городе для человека. Пространственное воплощение социального неравенства в городской среде. Город как место и фактор социального поведения.

Часть 2. Структура социологических организаций

Тема 2.1. Академические социологические учреждения и коллективы. Академические социологические учреждения и исследовательские коллективы как субъекты проведения фундаментальных и прикладных социологических исследований. Примеры исследовательских университетов/институтов или их подразделений: Институт социологии Российской академии наук (ИС РАН); Департамент социологии НИУ ВШЭ; Лаборатория Сравнительных Социальных Исследований (ЛССИ); Центр независимых социологических исследований. Структура, направления деятельности, исследовательские проекты, специфика, функции. Прикладной характер научных разработок саратовского социологического сообщества: основные направления исследований, сферы их применения.

Ведущие мировые университеты по направлению подготовки «Социология» − международный рейтинг университетов (The World University Rankings).

Тема 2.2. Новосибирская экономико-социологическая школа . Становление и развитие новосибирской социологии. Истоки новосибирской экономико-социологической школы: формирование и развитие социологического отдела ИЭОПП СО РАН. Экономическая социология – новое направление в науке; идея социального механизма развития экономики. Методология и методика исследований. Специфика исследовательского подхода новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирская экономико-социологическая школа «сейчас».

Направления исследований новосибирской экономико-социологической школы. Тематический репертуар: миграция населения, изучение села, социально-территориальная структура, социальная демография, использование времени населением, трудовые отношения, социально-экономическая дифференциация и др. Социальные механизмы общества и отдельных его сфер. Развитие человеческого потенциала. Социально-экономическое неравенство населения. Социально-территориальная структура общества. Изучение сельских сообществ и аграрного сектора экономики.

Тема 2.3. Центры изучения общественного мнения. Центры изучения общественного мнения как субъекты проведения масштабных социологических исследований. ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центр, Ромир. Структура, тематические разделы, направления исследований.

Часть 3. Исследовательская сеть и средства коммуникации социологов

Тема 3.1. Международный, национальный и локальные уровни сетевой организации социологов. International Sociological Association (ISA), European Sociological Association (ESA), Российское общество социологов (РОС), Сообщество профессиональных социологов (СоПСо), Ассоциация региональных социологических центров «Группа 7/89». Структура, цели, функции, направления деятельности социологических ассоциаций.

Тема 3.2. Возможности участия студента в научной деятельности и включения в профессиональные сети. Научные студенческие конференции и школы: МНСК, летние и зимние школы НИУ ВШЭ, летняя школа «Университет без профессоров» ЕУ (СПб), «Летняя школа: свободный образовательный проект».

Научные сети, предоставляющие информацию о предстоящих конференциях, грантах, семинарах: «Новости науки», Социальная сеть «Scientific Social Community». Онлайн-курсы для социологов как возможность получения новых знаний и навыков.

Часть 4. Перспективы социологии и личные профессиональные перспективы . Историко-биографический проект Б.З. Докторова «Современная история российской социологии». Проблемы и перспективы международной социологии, обсуждаемые в «Глобальном диалоге» (колонки «Социология как призвание»). Блог «Обсуждаем проблемы профессии социолога» (ИС РАН).

Возможные области профессиональной деятельности социологов, виды профессиональной деятельности. Примеры выпускников кафедры социологии НГУ, занимающихся различными видами профессиональной деятельности.

Расширенная аннотация рабочей программы дисциплины «Современная социология: введение в специальность»

Последняя редакция: 01.09.2017 14:34