Скочпол Т. Государства и социальные революции·

Перевод М.В.Масловского

 

Опубликовано в книге:

Масловский М.В. Социология политики: классические и современные теории. Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2004. С.103-108.

 

            Существующие сегодня теории революции можно сгруппировать по четырем основным разделам. Наиболее очевидным является выделение марксистского подхода, ключевые идеи которого представлены в работах самого Маркса. Выступая активными сторонниками революции как способа социального изменения, марксисты последовательно стремились к пониманию социальных революций. После смерти Маркса возникли различные тенденции в марксистской интеллектуальной и политической традиции. Последующие марксистские теории революции варьировались от технологического детерминизма Н.Бухарина до политических стратегий Ленина и Мао, от теорий Д.Лукача и А.Грамши до “структурализма” Л.Альтюссера. Тем не менее первоначальный подход Маркса к проблеме революции оставался общей основой для всех последующих марксистов, несмотря на различия в их интерпретациях. <...>

            Три других группы теорий революции сформировались значительно позже, чем марксизм (хотя все они заимствуют отдельные положения представителей классической социальной теории, включая Токвиля, Дюркгейма и Вебера, а также и Маркса). Действительно в последние два десятилетия теории революции быстро развивались в американской социальной науке. Это развитие было связано прежде всего со стремлением понять источники социальной нестабильности и политического насилия, нередко с целью содействия властям в предотвращении или смягчении таких явлений внутри страны и за рубежом. Каковы бы ни были намерения их авторов, данные теории были призваны объяснить революции как особые явления либо как часть более широкого круга явлений. Большинство этих новых теорий может быть идентифицировано с одним из трех основных подходов: психологические теории стремятся объяснить революции с точки зрения психологической мотивации людей на участие в политическом насилии или оппозиционных движениях; системные теории пытаются объяснить революции как насильственный ответ идеологических движений на резкое нарушение равновесия в социальных системах; теории политического конфликта утверждают, что конфликт между правительствами и стремящимися к власти организованными группами, должен занять центральное место в объяснении коллективного насилия и революций. Важнейшими работами в рамках каждого из этих подходов являются: “Почему люди восстают” Т.Гурра (психологическое направление) [1], “Революционные изменения” Ч.Джонсона (системная теория) [2] и “От мобилизации к революции” Ч.Тилли (теория политического конфликта) [3]. <...>

            В качестве альтернативы преобладающим в настоящее время теориям революции следует использовать три основных принципа анализа. Во-первых, адекватное понимание социальных революций требует принятия неволюнтаристского структурного подхода к анализу их причин и течения. Но все существующие теории опираются на волюнтаристское представление о революциях. Во-вторых, социальные революции не могут быть объяснены без систематического обращения к международным отношениям и всемирно-историческому развитию. Существующие теории, однако, сфокусированы в основном или исключительно на конфликтах или процессах модернизации внутри отдельного государства. В-третьих, чтобы объяснить причины и последствия социальных революций, важно рассматривать государства как организации, являющиеся потенциально независимыми от социально-экономических интересов и структур (хотя и обусловленные последними). Но преобладающие сегодня теории революции либо аналитически объединяют государство и общество либо сводят деятельность государства к представлению социально-экономических сил и интересов. <...>

            Если отвлечься от разногласий между теоретическими направлениями, поразительным кажется сходство описаний революционного процесса во всех четырех подходах. Согласно такому описанию, вначале изменения в социальных системах или обществах порождают недовольство, дезорганизацию либо новые классовые или групповые интересы и возможности коллективной мобилизации. Затем возникает массовое движение, объединенное с помощью идеологии и организации, которое сознательно стремится свергнуть существующее правительство и, возможно, изменить социальный строй. В конце концов революционное движение вступает в борьбу с властью или господствующим классом и в случае победы реализует свою программу. <...>

            Верно, что революционные организации и идеологии способствовали сплочению радикального авангарда перед началом и в ходе революционного кризиса. Они также во многом содействовали упрочению новых режимов. Но радикальный авангард никоим образом не создавал революционную ситуацию, которую он использовал. Вместо этого революционные ситуации развивались в результате военно-политического кризиса государства и классового господства. Только благодаря возникающим таким путем возможностям революционные лидеры и восставшие массы вносили свой вклад в осуществление революционных преобразований. Кроме того, массы нередко действовали самостоятельно, без организационного и идеологического руководства со стороны лидеров. <...>

            Фактически в ходе революции группы с различным положением и идеями становились участниками множественных конфликтов. Эти конфликты формировались и ограничивались существующими социально-экономическими и внешнеполитическими условиями. Они протекали по-разному в зависимости от условий возникновения конкретной революционной ситуации. Логика этих конфликтов не контролировалась ни одним классом или группой, какое бы центральное положение в революционном процессе они ни занимали. Революционные конфликты неизменно приводили к результатам, которые не были полностью предвиденными и желаемыми какой-либо из вовлеченных в них групп. Поэтому не дает результата любая попытка раскрыть логику революционного процесса и его последствия на основе анализа действий отдельного класса, элиты или организации, сколь бы важную роль они ни играли. <...>

            Для объяснения социальной революции следует рассмотреть возникновение (не “создание”) революционной ситуации в обществе старого порядка. Затем необходимо выявить объективно обусловленное сложное переплетение действий различных групп, которое формирует революционный процесс и дает начало новому режиму. Разобраться в такой ситуации можно лишь при одновременном обращении к институционально обусловленным отношениям групп внутри общества и взаимоотношениям обществ в рамках исторически сложившихся международных структур. Принятие такой безличной и несубъективистской точки зрения, выделяющей отношения между группами и обществами, предполагает структурный подход к анализу социальных революций.

            Структурный подход должен включать изучение международных отношений, как и отношений между различными группами внутри страны. Международные отношения повлияли на возникновение всех революционных кризисов и неизменно отражались на ходе революционной борьбы и ее результатах. Все современные социальные революции фактически должны рассматриваться как тесно связанные с неравномерным развитием капиталистической экономики и формированием национальных государств во всемирном масштабе. К сожалению, существующие сегодня теории революции не использовали такой подход. Они предполагали, что революции связаны с процессом “модернизации”, но это означало почти исключительно внимание к социально-экономическим конфликтам внутри отдельных государств, которые рассматривались изолированно. <...>

            Нам нет необходимости соглашаться с утверждением, что экономическое развитие государств фактически определяется общей структурой и динамикой “мировой капиталистической системы”. Тем не менее можно отметить, что историческое развитие международных экономических отношений всегда оказывало существенное влияние на экономическое развитие отдельных стран. Другая международная структура - система соперничающих государств - также сыграла роль в формировании динамики мировой истории. В Европе не только возникла капиталистическая экономика, но и сложилась политическая структура, в которой ни одно государство не контролировало всю территорию континента. Экономический обмен происходил на территории, которая не контролировалась каким-либо отдельным государством. Это означало, помимо всего прочего, что богатства, накопленные в результате географической экспансии и развития капитализма, не направлялись на поддержание громоздкой имперской структуры, охватывающей целый континент. Именно это произошло с другими мировыми экономиками, поглощенными империями, например, Римской и Китайской. Но европейская мировая экономика являлась уникальной в том отношении, что она развивалась в рамках системы соперничающих государств.

            Международная система государств как структура военного соперничества не была создана капитализмом. На протяжении истории нового времени она представляла собой автономную сферу, взаимосвязанную с мировым капитализмом, но не сводимую к нему. Военная мощь и международное положение государств не могут быть объяснены только экономическими причинами. Такие факторы, как административная эффективность государства, способность к массовой мобилизации и географическое положение, также играют роль. Кроме того, на желание и способность государств осуществлять экономические преобразования влияют их политические и административные возможности, имеющие отношение и к военной сфере. Подобно тому, как капиталистическое экономическое развитие подталкивало трансформацию государств и международной системы, последние оказывали обратное воздействие на процесс и формы накопления капитала в рамках государств и в мировом масштабе. <...>

            Включенность в международные структуры стран, в которых происходят социальные революции, имеет значение в силу нескольких причин. Исторически сложившиеся международные отношения влияли на формирование государства и классовой структуры данной страны, тем самым воздействуя на условия, в которых начиналась революция. Более того, международные отношения влияют на события в ходе самой революции. Современные революции происходили лишь в странах, находившихся в неблагоприятном положении на международной арене. В особенности военная отсталость и политическая зависимость существенно влияли на зарождение и ход революций. Хотя в основе всегда лежало неравномерное экономическое развитие, но и взаимодействие в международной системе, особенно поражение в войне, угроза вторжения или борьба за контроль над колониями вносили вклад практически во все революционные кризисы. Такое развитие событий подрывало существующие политические институты, открывая путь для конфликтов и структурных преобразований. Международное военное противостояние и конфликты создавали “пространство”, необходимое для завершения социальных революций. Это связано с тем, что такие конфликты отвлекали внимание иностранных государств, заинтересованных в предотвращении успеха революции или в использовании в своих целях ситуации в государстве, переживающем революционный кризис. В конечном счете исход социальной революции всегда в значительной степени определялся не только международной политикой, но и международными экономическими отношениями, с которыми сталкивался новый режим. <...>

            Практически все исследователи социальных революций признают, что они начинаются с политического кризиса, подобного тому, который произошел во Франции в 1787-1789 годах. Столь же очевидно, что в ходе революций борются между собой политические партии и другие организованные группы. Признается также, что революция завершается консолидацией нового режима, власть которого может быть использована не только для закрепления проведенных социально-экономических преобразований, но и для осуществления дальнейших изменений. Тем не менее большинство теоретиков склоняются к тому, чтобы рассматривать политические кризисы, предшествующие революциям, либо как случайные события либо как всего лишь проявления более фундаментальных противоречий в социальной структуре общества старого порядка. Подобным же образом политические группы, включенные в революционную борьбу, рассматриваются как представители социальных сил. Структура и деятельность новых государственных организаций, возникших в результате революций, расценивается как выражение интересов тех социальных сил, которые вышли победителями в революционном конфликте.

            В основе таких рассуждений всегда лежит тот тезис, что политические структуры и борьба могут быть сведены (по крайней мере “в конечном счете”) к социально-экономическим силам и конфликтам. Государство рассматривается при этом как арена, на которой происходят конфликты основных экономических и социальных интересов. Что отличает государство, так это лишь использование участниками социальных и экономических конфликтов особых средств их ведения - насилия либо лозунгов, обращенных к общему благу. Такое понимание государства фактически является общим для либеральной и марксистской разновидностей социальной теории. Различие между этими двумя теоретическими традициями сводится к тому, какие средства считаются характерными для политической арены: основанная на консенсусе легитимная власть либо преимущественно насильственное господство. Это различие связано с разными взглядами на основы социального порядка, существующими в каждой из указанных традиций. <...>

            Тем не менее исторические реалии социальных революций настоятельно требуют использования подхода, в большей степени учитывающего роль государства. Как будет показано в этой книге, политические кризисы, дававшие начало революциям, вовсе не являлись отражением общественной напряженности или классовых противоречий. Скорее они были выражением противоречий в структуре государств старого режима. Политические группы, участвовавшие в революциях, не просто представляли социальные интересы и силы, но и вели борьбу за овладение государственными структурами. Авангардные партии, которые действовали на радикальной стадии революций, создавали централизованные армии и административные органы, без которых революционные преобразовния не могли бы быть закреплены. Социальные революции, кроме того, изменяли государственные структуры не в меньшей степени, чем классовые отношения, общественные ценности и социальные институты. Влияние революций на дальнейшее экономическое и социально-политическое развитие преобразованных ими стран было связано не только с изменениями в классовой структуре, но также и с изменениями в структуре и функциях государства. В целом классовые перемещения и социально-экономические трансформации, характерные для социальных революций, были тесно взаимосвязаны с крушением государственной организации старого режима и действиями нового политического режима.

 

Примечания:

 

1. Gurr T. Why men rebel. Princeton: Princeton University Press, 1970.

2. Johnson Ch. Revolutionary change. Boston: Little, Brown, 1966.

3. Tilly Ch. From mobilization to revolution. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1978.

 



·  Skocpol T. States and social revolutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1979. P. 6, 8-9, 14-15, 17-25, 29.