Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

В наши дни не всегда ясно, что такое искусство. Это классическая постановка по пьесе не менее классического писателя, перфоманс на людной площади или инсталляция в музее? А можно ли назвать деянием культуры стенд-ап или интервью?

Как верно заметил режиссер моноспектакля «Топливо» Семен Александровский (а точнее, процитировал философа Михаила Ямпольского), никакого искусства не существует: есть разные антропологические практики постижения мира. Его практика прошла 18 декабря в Технопарке Академгородка — в рамках XII Международного Рождественского фестиваля искусств.

Сюжет «Топлива» основан на глубинном интервью с нашим современником, физиком и IT-предпринимателем Давидом Яном: он основал компанию ABBYY, получившую мировую известность благодаря электронным словарям ABBYY Lingvo и программе распознавания текстов ABBYY FineReader. Многочасовые беседы с Давидом Яном проводил драматург Евгением Казачков— об обучении в Московском физико-техническом институте и начале предпринимательской карьеры. По сути, спектакль — история не одного человека, а определенной прослойки людей, которые успели влиться в новый технологичный мир конца XX века и изменить его. Философию того, кто (в традиционном понимании) стал успешным, и транслирует получившаяся история.

Что же такого примечательного можно услышать в интервью, которое, к тому же, идет не от первого лица? Речь актера (Максим Фомин) и вправду звучит как устная, невыверенная и временами напоминающая поток сознания: он не заканчивает предложения, не добавляет то, финальное слово, ставящее точку в повествовании — «это был такой…», «это реально меня…» Тон размеренный, вкрадчивый — не как у гугл-переводчика, но временами слишком спокойный. Сам рассказ немного напоминает стенд-ап: человек вышел с микрофоном, вспомнил какие-то из жизни — иногда до смешного абсурдные, а иногда немного грустные. Никаких философских трактатов или ярких декораций — просто история. И почему должно удивлять то, что, по идее, можно прочесть на бумаге?

Режиссер позволяет увидеть, как герой смотрит на себя в перспективе, из прошлого и из будущего — с помощью проектора. Воспоминания иногда врываются внезапно (и казалось бы, при чем здесь притча о монахе и рисе?), но зачастую взаимодействуют с героем — насмешливо глядя на него с высоты (проектора), говоря в унисон и пропадая к новой части. Повествование делится на несколько глав — с совершенно непонятными названиями. Без контекста невозможно додумать, о чем будет говориться в «топорах» или «волшебниках» (и я вам не скажу, потому что ответ того стоит).

— Чтобы написать пьесу, драматург взял у Давида Яна огромное интервью: нужно было общаться несколько дней по много часов, — рассказал режиссер. — Обычно мы довольно долго говорим так, чтобы показать себя в нужном нам ключе, но в определенный момент эти заготовленные слова заканчиваются. Тогда человек начинает выговаривать наиболее интересное — вещи, которые он не запланировал.

На этот раз постановка точно попала к нужной аудитории — ученые, пришедшие в качестве зрителей, узнавали себя и благодарили создателей. Многие истории казались естественными — будь то попытки студентов выпрыгнуть из окна или стремление начинающего исследователя заметить активность («пичок») в своей работе. Технопарк не создал саркальную атмосферу театра, а дал возможность воспринять увиденное как документальную историю — возможно, к лучшему. Спектакль цепляет постоянным взаимодействием с залом: «будьте здоровы!» в ответ чихнувшему зрителю или «вы поговорите, мы подождём» — не выключившему телефон.

На «Топливе» можно почувствовать себя в баре за непредвиденным разговором с незнакомцем. Он словно вспоминает свою историю жизни, а его собеседник (или собеседники?) кивает в ответ, периодически издает смешок или громкий хлопок и не замечает, как прошел час. Тот незнакомец совсем скоро уйдет, и вы больше никогда не встретитесь, но в голове невольно отложатся те нужные мысли о самоопределении, выборе своего топлива и жизненного пути — будь ты физиком, программистом или журналистом.

Текст: Алёна Литвиненко

Последняя редакция: 21.12.2017 21:09