Статья посвящена разработке методов порождения знаний о том, какие виды тарифов и услуг мобильного оператора могут быть полезными для данного абонента мобильной сети. Порождение знаний производится на основе анализа множества прецедентов – деперсонифицированных профилей абонентов данной мобильной сети. Разрабатываемые методы основаны на теоретико-модельном подходе к формализации предметной области и на методологии анализа формальных понятий. На основе интеграции знаний, извлечённых из профилей абонентов, используя описания услуг и тарифов, строится онтологическая модель данной предметной области. Для порождения знаний о тарифах и услугах, которые могут представлять интерес для данного абонента, используются анализ формальных понятий и алгоритмы поиска ассоциативных правил.
The article is devoted to methods of generation of knowledge about types of tariffs and services of mobile operator that might be useful for а given mobile network subscriber. We provide knowledge generation on the base of analysis of the set of precedents – impersonal mobile network subscriber profiles. These methods are based on the model-theoretic approach to domain formalization and on Formal Concept Analysis. The Ontological Model of the domain is constructed on the base of integration of knowledge extracted from users’ profiles and descriptions of existing tariffs and services. Formal concept analysis and association rules mining are using for generation of knowledge about tariffs and services that might be interesting for mobile network subscribers.