DSpace Repository

Семантический подход к моделированию фонда оценочных средств

Show simple item record

dc.contributor.author Яхъяева, Гульнара Эркиновна ru_RU
dc.contributor.author Абсайдульева, Алия Рашидовна ru_RU
dc.contributor.author Yakhyaeva, Gulnara Erkinovna en
dc.contributor.author Absayduleva, Aliya Rashidovna en
dc.creator Новосибирский государственный университет ru_RU
dc.creator Novosibirsk State University en
dc.date.accessioned 2018-06-21T13:28:25Z
dc.date.available 2018-06-21T13:28:25Z
dc.date.issued 2018-06
dc.identifier.citation Яхъяева Г. Э., Абсайдульева А. Р. Семантический подход к моделированию фонда оценочных средств // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. 2018. Т. 16, № 2. С. 113–121. DOI 10.25205/1818-7900-2018-16-2-113-121. ISSN 1818-7900. ru_RU
dc.identifier.citation Yakhyaeva G. E., Absayduleva A. R. Semantic Approach to Modeling of the Fund of Assessment Means. Vestnik NSU. Series: Information Technologies, 2018, vol. 16, no. 2, p. 113–121. DOI 10.25205/1818-7900-2018-16-2-113-121. ISSN 1818-7900. (in Russ.) en
dc.identifier.issn 1818-7900
dc.identifier.other DOI 10.25205/1818-7900-2018-16-2-113-121
dc.identifier.uri https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/14369
dc.description.abstract Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения студентом учебного материала. Онтологический подход к моделированию фонда оценочных средств позволяет формировать актуальные оценочные документы, которые учитывают не только всевозможные пожелания экзаменатора, но и степень усвоения различных компетенций и степень овладения различными профессиональными функциями. В статье приведено описание онтологии, семантической и нечеткой моделей фонда оценочных средств. Описан алгоритм порождения шаблона оценочного документа, состоящий из трех этапов: сужение, ограничение и определение. На каждом этапе генерируется соответствующая нечеткая модель, в рамках которой проверяется непротиворечивость заданного шаблона и выполнимость данного шаблона на имеющейся базе оценочных средств. Для формирования комплекта оценочных документов используется алгоритм CLOPE, позволяющий кластеризовать категорийные данные. ru_RU
dc.description.abstract The fund of assessment means (FAM) is an integral part of the normative and methodological support of the system for assessing the quality of the student's learning. The ontological approach to FAM modeling makes it possible to form current evaluation documents that take into account all the wishes of the examiner. The article describes the ontology, semantic and fuzzy models of the FAM. An algorithm for generating a template for an assessment document is consisting of three steps: narrowing, restriction, and definition. At each stage, a corresponding fuzzy model is generated, within which the consistency of the given template is checked and the feasibility of this template on the available basis of valuation tools is checked. The CLOPE algorithm is used for generating a set of evaluation documents, which allows clustering the category data. en
dc.language.iso ru ru_RU
dc.publisher Новосибирский государственный университет ru_RU
dc.subject оценочный документ ru_RU
dc.subject комплект оценочных документов ru_RU
dc.subject фонд оценочных документов ru_RU
dc.subject онтология ru_RU
dc.subject семантическая модель ru_RU
dc.subject нечеткая модель ru_RU
dc.subject assessment document en
dc.subject set of assessment documents en
dc.subject fund of assessment means en
dc.subject ontology en
dc.subject semantic model en
dc.subject fuzzy model en
dc.title Семантический подход к моделированию фонда оценочных средств ru_RU
dc.title.alternative Semantic Approach to Modeling of the Fund of Assessment Means en
dc.type Article ru_RU
dc.description.reference 1. Zindinova N. S. Creation of the funds of assessment means in the framework of the discipline with consideration for introduction of the federal educational state standards of higher vocational education // Вестн. Омского университета. 2014. № 2 (72). С. 182–184. 2. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М.: АП КИТ, 2008. 616 с. 3. Титаренко С. А. Контрольно-оценочные средства как мера форсированности профессиональных и общих компетенций // Проблемы и перспективы развития образования (IV): Материалы Междунар. науч. конф. Пермь: Меркурий, 2013. С. 133. 4. Perez-Jimenez A., Reyes-Zurit F. (Eds.). Feedback between universities and companies // 7th International Technology, Education and Development Conference (INTED). Valencia, Spain, 2013. Р. 2916–2923. 5. Sofjina V. N., Gribanova D. Y., Melenevskaja O. Y. Monitoring of Students’ Professional Merits at the University // International Scientific Conference on Society, Integration, Education. Rezekne, Latvia, 2015. Р. 215–223. 6. Бахвалов С. В., Берестнева О. Г., Марухина О. В. Применение онтологического моделирования в задачах организации учебного процесса ВУЗа // Онтология проектирования. 2015. Т. 5, № 4 (18). С. 387–398. 7. Смирнов С. В. Онтологический анализ предметных областей моделирования // Изв. Самар. НЦ РАН. 2001. Т. 3, № 1. С. 62–70. 8. Пронина В. А., Шипилина Л. Б. Использование отношений между атрибутами для построения онтологии предметной области // Проблемы управления. 2009. № 1. С. 27–32. 9. Mouromtsev D., Kozlov F., Kovriguina L., Parkhimovich O. ECOLE: Student Knowledge Assessment in the Education Process // WWW 2015 Companion – Proceedings of the 24th International Conference on World Wide Web. 2015. Р. 695–700. 10. Litherland K., Carmichael P., Martínez-García A. Ontology-based e-assessment for accounting: Outcomes of a pilot study and future prospects // J. Account. Educ. 2013. Vol. 31, no. 2. Р. 162–176. 11. Baader F., McGuinness D., Nardi D., Patel-Schneider P. The description logic handbook: Theory, implementation, and applications. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 12. Пальчунов Д. Е. Моделирование мышления и формализация рефлексии. II. Онтологии и формализация понятий // Философия науки. 2008. № 2 (37). С. 62–99. 13. Пальчунов Д. Е., Яхъяева Г. Э. Нечеткие алгебраические системы // Вестн. НГУ. Серия: Математика, механика, информатика. 2010. Т. 10, вып. 3. С. 75–92. 14. Пальчунов Д. Е., Яхъяева Г. Э. Нечеткие логики и теория нечетких моделей // Алгебра и логика. 2015. Т. 54, № 1. С. 109–118. 15. Yakhyaeva G. Fuzzy model truth values // APLIMAT. 2007. № 6. С. 423–431. 16. Пальчунов Д. Е., Яхъяева Г. Э., Ясинская О. В. Применение методологии онтологического моделирования для задач диагностирования заболеваний позвоночника // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. 2015. Т. 13, № 3. С. 42–51. 17. Яхъяева Г. Э., Карманова А. А., Ершов А. А., Савин Н. П. Вопросно-ответная система для управления информационными рисками на основе теоретико-модельной формализации предметных областей // Информационные технологии. 2017. Т. 23, № 2. С. 97–106. 18. Яхъяева Г. Э., Ясинская О. В. Методы согласования знаний по компьютерной безопасности, извлеченных из различных документов // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. 2013. Т. 11, вып. 3. С. 63–73. 19. Yang Y., Guan H., You J. CLOPE: A fast and Effective Clustering Algorithm for Transactional Data // Proc. of SIGKDD’02. Edmonton, Alberta, Canada, 2002. ru_RU
dc.description.reference 1. Zindinova N. S. Creation of the funds of assessment means in the framework of the discipline with consideration for introduction of the federal educational state standards of higher vocational education. Vestnik Omskogo universiteta, 2014, no. 2 (72), p. 182–184. (in Russ.) 2. Professional standards in the field of information technology. Moscow, AP KIT, 2008, 616 p. (in Russ.) 3. Titarenko S. A. Control and evaluation tools as a measure of the forcing of professional and general competences. Problemy i perspektivy razvitiya obrazovania (IV): materialy medgdunarodnoi konferentsii. Perm, Merkuriy, 2013, p. 133. (in Russ.) 4. Perez-Jimenez A., Reyes-Zurit F. (Eds.). Feedback between universities and companies. 7th International Technology, Education and Development Conference (INTED). Valencia, Spain, 2013, p. 2916–2923. 5. Sofjina V. N., Gribanova D. Y., Melenevskaja O. Y. Monitoring of Students’ Professional Merits at the University. International Scientific Conference on Society, Integration, Education. Rezekne, Latvia, 2015, p. 215–223. 6. Bahvalov S. V., Berestneva O. G., Maruhina O. V. Application of ontological modeling in the problems of organization of the educational process of the university. Ontologiya proiektirovaniya, 2015, vol. 5, no. 4 (18), p. 387–398. (in Russ.) 7. Smirnov S. V. Ontological analysis of modeling object areas. Izvestia Samarskogo nsuchnogo centra RAN, 2001, vol. 3, no. 1, p. 62–70. (in Russ.) 8. Pronina V. A., Shipilina L. B. Using Attribute Relationships to Construct a Domain Ontology. Problemi upravleniya, 2009, № 1, p. 27–32. (in Russ.) 9. Mouromtsev D., Kozlov F., Kovriguina L., Parkhimovich O. ECOLE: Student Knowledge Assessment in the Education Process. WWW 2015 Companion – Proceedings of the 24th International Conference on World Wide Web, 2015, p. 695–700. 10. Litherland K., Carmichael P., Martínez-García A. Ontology-based e-assessment for accounting: Outcomes of a pilot study and future prospects. J. Account. Educ., 2013, vol. 31, no. 2, p. 162–176. 11. Baader F., McGuinness D., Nardi D., Patel-Schneider P. The description logic handbook: Theory, implementation, and applications. Cambridge, Cambridge University Press, 2007. 12. Palchunov D. E. Modeling of intellection and formalization of reflection. II. Ontologies and formalization of concepts. Filosofiya nauki, 2008, no. 2 (37), p. 62–99. (in Russ.) 13. Palchunov D. E., Yakhyaeva G. E. Fuzzy Algebraic Systems. Vestnik NSU. Series: Mathematics, mechanics, informatics, 2010, vol. 10, no. 3, p. 75–92. (in Russ.) 14. Palchunov D. E., Yakhyaeva G. E. Fuzzy logics and theory of the fuzzy models. Algebra i logika, 2015, vol. 54, № 1, p. 109–118. (in Russ.) 15. Yakhyaeva G. Fuzzy model truth values. APLIMAT, 2007, no. 6, p. 423–431. 16. Palchunov D. E., Yakhyaeva G. E., Yasinskaya O. V. Application of model-theoretic methods and ontological modeling to automate the diagnosis of diseases. Vestnik NSU. Series: Information Technologies, 2015, vol. 13, no. 3, p. 42–51. (in Russ.) 17. Yakhyaeva G. E., Karmanova A. A., Ershov A. A., Savin N. P. Question-answering system for managing of the information risks based on model-theoretic formalization of the object domains. Informatsionnie tekhnologii, 2017, vol. 23, no. 2, p. 97–106. (in Russ.) 18. Yakhyaeva G. E., Yasinskaya O. V. Metody soglasovaniya znaniy po kompjuternoi bezopasnosti, izvlechennykh iz razlichnykh dokumentov. Vestnik NSU. Series: Information Technologies, 2013, vol. 11, no. 3, p. 63–73. (in Russ.) 19. Yang Y., Guan H., You J. CLOPE: A fast and Effective Clustering Algorithm for Transactional Data // Proc. of SIGKDD’02. Edmonton, Alberta, Canada, 2002. en
dc.subject.udc 004.89
dc.relation.ispartofvolume 16
dc.relation.ispartofnumber 2
dc.relation.ispartofpages 113-121


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

  • IT Выпуск 2 (2018)
    Вестник НГУ. Серия:Информационные технологии, 2018. Том 16, №2

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account