DSpace Repository

Адаптация структуры меню услуг для различных типов пользователей с применением онтологического моделирования

Show simple item record

dc.contributor.author Погодин, Руслан Сергеевич ru_RU
dc.contributor.author Pogodin, Ruslan Sergeevich en
dc.creator Новосибирский государственный университет ru_RU
dc.creator Novosibirsk State University en
dc.date.accessioned 2018-10-04T11:23:03Z
dc.date.available 2018-10-04T11:23:03Z
dc.date.issued 2018-09
dc.identifier.citation Погодин Р. С. Адаптация структуры меню услуг для различных типов пользователей с применением онтологического моделирования // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. 2018. Т. 16, № 3. С. 133–144. DOI: 10.25205/1818-7900-2018-16-3-133-144. ru_RU
dc.identifier.citation Pogodin R. S. Adaptation of Service Menu Structure for Different Types of Users Using the Ontology Modeling. Vestnik NSU. Series: Information Technologies, 2018, vol. 16, no. 3, p. 133–144. DOI: 10.25205/1818-7900-2018-16-3-133-144. (in Russ.) en
dc.identifier.issn 1818-7900
dc.identifier.other DOI 10.25205/1818-7900-2018-16-3-133-144
dc.identifier.uri https://lib.nsu.ru/xmlui/handle/nsu/15236
dc.description.abstract Статья посвящена решению проблемы адаптации больших древовидных и линейных меню мобильных и интернет-услуг для различных типов пользователей на основании их интересов, социального статуса, а также иных параметров. Разработана программная система, строящая оптимальное меню услуг для классов пользователей, разделенных по социально-экономическим и физическим параметрам, с использованием модифицированного алгоритма построения оптимального графа USSD-меню. В работе используется онтологический подход для формального представления понятий данной предметной области, извлечения, представления и обработки знаний. Для адаптации интерфейсов используются модели пользователей, представляющие описания их потребностей, целей, интересов. Формализация поведения пользователей осуществляется при помощи онтологической модели мобильных и интернет-услуг. Каждого пользователя можно отнести к определенной модели на основании его физических и социальных параметров. Программа, реализующая адаптацию меню, состоит из двух модулей: модуль получения частот вызова услуг на основе запросов к онтологии и модуль оптимизации графа меню. Алгоритм оптимизации меню работает с языком описания графов DOT. ru_RU
dc.description.abstract The purpose of the article is to solve the problem of adaptation of large arborescent and linear menus of mobile and internet services for various types of users according to their interests, social status and other parameters. There has been created the program system building an optimal menu of services for classes of users divided by physical and socio-economic parameters. When adapting the menu, a modified algorithm of construction of an optimal graph of the USSD-menu was used. An ontological approach was used during the work for formal representation of the notions of a given subject area, extraction, representation and processing of knowledge. Users’ models representing descriptions of their needs, aims and interests were used for adaptation of interfaces. Formalization of users’ conduct was realized with the help of an ontological model of mobile and internet services. Each user can be ascribed to a definite model based on their physical and social parameters. The program realizing adaptation of the menus contains two modules: the module of frequency of calls reception based on ontology queries and the graph of the menu optimization module. An algorithm of the optimization of the menu works with DOT graph prescription language. en
dc.language.iso ru ru_RU
dc.publisher Новосибирский государственный университет ru_RU
dc.subject онтология ru_RU
dc.subject онтологическое моделирование ru_RU
dc.subject атомарные диаграммы ru_RU
dc.subject извлечение знаний ru_RU
dc.subject порождение знаний ru_RU
dc.subject иерархические меню ru_RU
dc.subject адаптация меню ru_RU
dc.subject анализ потребностей ru_RU
dc.subject задача оптимизации ru_RU
dc.subject пользовательские интерфейсы ru_RU
dc.subject ontology en
dc.subject ontological modeling en
dc.subject atomic diagrams en
dc.subject knowledge acquisition en
dc.subject knowledge generation en
dc.subject hierarchical menu en
dc.subject menu adaptation en
dc.subject needs analysis en
dc.subject optimum problem en
dc.subject user interfaces en
dc.title Адаптация структуры меню услуг для различных типов пользователей с применением онтологического моделирования ru_RU
dc.title.alternative Adaptation of Service Menu Structure for Different Types of Users Using the Ontology Modeling en
dc.type Article ru_RU
dc.description.reference 1. Пальчунов Д. Е, Яхъяева Г. Э., Ясинская О. В. Применение теоретико-модельных методов и онтологического моделирования для автоматизации диагностирования заболеваний // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. 2015. Т. 13, № 3. С. 42–51. 2. Долгушева Е. В., Пальчунов Д. Е. Теоретико-модельные методы порождения знаний о предпочтениях абонентов мобильных сетей // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. 2016. Т. 14, № 2. С. 5–16. 3. Погодин Р. С. Адаптация структуры USSD-меню для различных типов пользователей // МНСК-2016: Информационные технологии: Материалы 54-й Междунар. науч. студ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2016. С. 229. 4. Пальчунов Д. Е. Моделирование мышления и формализация рефлексии I: Теоретикомодельная формализация онтологии и рефлексии // Философия науки. 2006. № 4 (31). С. 86–114. 5. Пальчунов Д. Е. Решение задачи поиска информации на основе онтологий // Бизнесинформатика. 2008. № 1. С. 3–13. 6. Пальчунов Д. Е., Степанов П. А. Применение теоретико-модельных методов извлечения онтологических знаний в предметной области информационной безопасности // Программная инженерия. 2013. № 11. С. 8–16. 7. Махасоева О. Г., Пальчунов Д. Е. Автоматизированные методы построения атомарной диаграммы модели по тексту естественного языка // Вестн. НГУ. Серия: Информационные технологии. 2014. Т. 12, № 2. С. 64–73. 8. Palchunov D., Yakhyaeva G., Dolgusheva E. Conceptual Methods for Identifying Needs of Mobile Network Subscribers // Proc. of the Thirteenth International Conference on Concept Lattices and Their Applications. Moscow, Russia, 2016. P. 147–160. 9. Fensel D. Ontologies: A Silver Bullet for Knowledge Management and Electronic Commerce. Springer-Verlag, 2001. 106 p. 10. Cadenas A., Ruiz C., Larizgoitia I., García-Castro R., Lamsfus C., Vázquez I., González M., Martín D., Poveda M. Context Management in Mobile Environments: a Semantic Approach // Workshop on Context, Information and Ontologies (CIAO 2009). Heraklion, Greece, 2009. 8 p. 11. Mikhailyuk A. OWL as a Standard Model for Transdisciplinary Knowledje Representation in Semantic Web // Information Content and Processing. 2014. Vol. 1. No. 3. P. 249–261. ru_RU
dc.description.reference 1. Palchunov D., Yakhyaeva G., Yasinskaya O. The using of model-theoretic methods and ontological modeling for the automation of diagnosing diseases. Vestnik NSU. Series: Information Technologies, 2015, no. 13, p. 42–51. (in Russ.) 2. Palchunov D., Dolgusheva E. Model-theoretic methods of generating knowledge about the preferences of subscribers of mobile networks. Vestnik NSU. Series: Information Technologies, 2015, no. 14, p. 5–16. (in Russ.) 3. Pogodin R. Adaptation of USSD-menu structure for different types of users. Proc. of the 54th International Conference MNSK-2016: Information Technologies, 2016, p. 229. (in Russ.) 4. Palchunov D. Modeling of Thinking and Formalization of Reflection I: Theory-Model Formalization of Ontology and Reflection. Filosofia nauki, 2006, no. 4 (31), p. 86–114. (in Russ.) 5. Palchunov D. Solving the problem of information retrieval based on ontologies. BiznesInformatika, 2008, no. 1, p. 3–13. (in Russ.) 6. Palchunov D., Stepanov P. The using of model-theoretical methods of ontological knowledge extraction in the information security domain. Programmnaya inzheneria, 2013, no. 11, p. 8–16. (in Russ.) 7. Makhasoeva O., Palchunov D. Automated methods for constructing an atomic diagram of a model from the text of a natural language. Vestnik NSU. Series: Information Technologies, 2014, no. 12, p. 64–73. (in Russ.) 8. Palchunov D., Yakhyaeva G., Dolgusheva E. Conceptual Methods for Identifying Needs of Mobile Network Subscribers. Proc. of the Thirteenth International Conference on Concept Lattices and Their Applications. Moscow, Russia, 2016, p. 147–160. 9. Fensel D. Ontologies: A Silver Bullet for Knowledge Management and Electronic Commerce. Springer-Verlag, 2001, 106 p. 10. Cadenas A., Ruiz C., Larizgoitia I., García-Castro R., Lamsfus C., Vázquez I., González M., Martín D., Poveda M. Context Management in Mobile Environments: a Semantic Approach. Workshop on Context, Information and Ontologies (CIAO 2009). Heraklion, Greece, 2009, 8 p. 11. Mikhailyuk A. OWL as a Standard Model for Transdisciplinary Knowledje Representation in Semantic Web. Information Content and Processing, 2014, vol. 1, no. 3, p. 249–261. en
dc.subject.udc 004.04
dc.relation.ispartofvolume 16
dc.relation.ispartofnumber 3
dc.relation.ispartofpages 133-144


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

  • IT Выпуск 3 (2018)
    Вестник НГУ. Серия:Информационные технологии, 2018. Том 16, №3

Show simple item record

Search DSpace


Advanced Search

Browse

My Account