Since China's reform and opening up, bilingual education of Xinjiang has gone through three stages: recovery, steady development and speeding up. The development of bilingual education not only impels the teaching language of minorities to be multiple, but also is effective way to spread multicultural patterns. In the meantime, it plays a positive role in minorities indentifying with the common language.
После начала осуществления политики реформ и открытости двуязычное образование в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) прошло этапы восстановления, устойчивого развития и ускоренного роста. Развитие двуязычного образования не только способствует диверсификации обучения языкам представителей национальных меньшинств, но и является одним из эффективных способов распространения мультикультурализма, а также играет важную роль в популяризации общеупотребительного(китайского) языка среди малочисленных народов. Синьцзян всегда находился на перекрестке многих культур, в настоящее время в ситуации стремительного социально-экономического развития распространение двуязычного образования способствует установлению гармоничных отношений СУАР с центральнокитайскими регионами и повышению интереса к китайской культуре в СУАР. Развитие образования среди малочисленных народов СУАР рассматривается как важнейшее направление деятельности в сфере образования, государство осуществляет значительные вложения в строительство и модернизацию учебных помещений, приобретение оборудования, обучение преподавателей. С целью повышения уровня образованности среди представителей малочисленных народов руководство СУАР в течение длительного времени предпринимает меры к развитию двуязычного обучения (китайскому и родному языкам) в национальных школах. Начиная с 2003 г. центральные и местные власти инвестируют большие суммы в продвижение двуязычного обучения в регионе, а также укрепляют работу по повышению квалификации учителей, ведущих двуязычное обучение. С 2003 г. с опорой на апробированную модель преподавания в старших классах, в восьми городах (включая Урумчи) были созданы классы первой ступени средней школы с двуязычным обучением. Для подготовки специалистов из числа представителей национальных меньшинств помимо предоставления возможности обучения в любом из вузов региона, активно принимаются такие меры, как создание в синьцзянских вузах национальных учебных групп, направление представителей национальной интеллигенции на обучение за рубеж и т. д. Двуязычное обучение оказывает огромное влияние на язык и культуру малочисленных народов. Реализация модели двуязычного обучения в СУАР осуществляется, исходя из задач сохранения и развития языка и культуры национальных меньшинств и защиты интересов малочисленных народов, актуальных как в настоящий момент, так и в отдаленной перспективе, именно поэтому данная политика пользуется популярностью и поддержкой в широких кругах населения. Овладение и китайским, и национальным языками – это необходимый этап современного развития и достижения среднего уровня благосостояния общества (сяокан). Анкетирование уйгур в Урумчи и еще нескольких репрезентативных городах (всего опрошены 371 человек) в 2007 г. выявило, что изучение китайского языка и владение им считают полезным ок. 95 % опрошенных; ок. 64 % респондентов хотели бы, чтобы каждый представитель их национальности владел и китайским, и национальным языками; число желающих в совершенстве овладеть китайским языком составило ок. 93 %. Анализ результатов ряда подобных исследований демонстрирует положительное отношение уйгур-горожан к китайскому языку, его изучению и использованию, а также к билингвизму при сохранении чувства «привязанности» к родному языку. К языкам других народностей участники опроса также выказали позитивное отношение, не подвергая их остракизму и дискриминации. Подобное отношение сформировалось естественным образом благодаря единодушному стремлению людей разных национальностей к свободному мирному общению и установлению гармоничных взаимоотношений. Открытое и оптимистическое отношение к языку способствует укреплению межнациональных культурных связей, стимулирует развитие языка и культуры и совместный прогресс народов.