31.08.2016

Большинство студентов НГУ отрицательно относятся к скачиванию работ из интернета, подрабатывают во время учебы, остаются верными своему вузу при выборе магистратуры и аспирантуры и снова бы поступили на первый курс университета при повторном гипотетическом выборе — об этом свидетельствуют результаты опросов, проведённых в рамках мониторинга оценки студентами качества преподавания.

В ходе мониторинга оценки студентами НГУ качества преподавания социологи университета провели опросы по нескольким направлениям. В частности, студентам разных факультетов и подразделений НГУ было предложено оценить преподавание отдельных учебных дисциплин, подход преподавателей к изложению материала, а также выявить ключевые проблемы, возникающие в течение учебного года.

Образовательную среду Новосибирского госуниверситета также было предложено оценить студентам Китайско-Российского института, выпускникам СУНЦ НГУ и Высшего колледжа информатики НГУ.

Стратегическая цель мониторинга — повышение качества образовательных программ в Новосибирском государственном университете; совершенствование модели управления образовательным процессом, в том числе опирающейся на информацию мониторинга. Оперативная цель — диагностика качества образовательных программ в НГУ через выявление оценок студентами содержания и организации преподавания, образовательных технологий, образовательной среды

В ходе мониторинга было опрошено 813 студентов выпускных курсов, 202 выпускника СУНЦ НГУ и 135 учащихся ВКИ. Опрос проводился в форме анкетирования, чтобы получить максимальный охват. Студенты не выпускных курсов (1296 человек) опрашивались по микс-технологии сбора эмпирических данных — через раздаточное и онлайн-анкетирование.

По данным опросов в 2016 году студенты высоко оценивают преподавание на своих факультетах и условия для обучения: ими удовлетворены порядка 84–90% опрошенных. Далее по степени удовлетворенности студентов — дополнительные образовательные возможности, возможности для участия в научных исследованиях. Хотя выпускники более оптимистичны в оценках университетской среды, чем студенты, еще не закончившие обучение в НГУ, ранжирование отдельных аспектов среды устойчиво и воспроизводит результаты опросов в 2015 году.

Как отмечает руководитель мониторинга оценки студентами качества преподавания, заведующая кафедрой общей социологии ЭФ НГУ Татьяна Черкашина, по мере «взросления» и знакомства с университетом студенты проявляют большую критичность в отношении преподавания, условий для обучения:

Среди второ- и третьекурсников сокращается доля затрудняющихся оценить условия для досуга, дополнительного развития, участия в международных мероприятиях с одновременным увеличением тех, кто не удовлетворен этими условиями. Но при знакомстве с условиями для участия студентов в научных исследованиях по мере перехода с курса на курс увеличивается, скорее, доля удовлетворенных ими.

В ходе анкетирования студентам-выпускникам также было предложено гипотетически повторить выбор вуза и направления обучения. 71,5% респондентов снова выбрали бы то же направление обучения в НГУ, по которому они получают диплом. Выбрали бы другое направление обучения на своем факультете 8,6% опрошенных, другой факультет НГУ — 9,3%. И лишь 10,6% выпускников либо предпочли бы учиться в другом вузе, либо затруднились с ответом.

Выпускники также имели возможность высказать замечания к организации и содержанию преподавания за всё время обучения в НГУ, ответив на открытый вопрос «Если вспомнить Ваш опыт обучения в НГУ, напишите, пожалуйста, наиболее серьезные проблемы Вашего отделения (факультета), которые необходимо решать в ближайшее время». Ответ на данный вопрос дали 62% респондентов (в 2015 оду — 57,8%); 7,3% ответивших сочли нужным указать, что они не видят таких проблем, — говорится в исследовании.

По словам исследователей, ожидаемо, что после введения в действие нового корпуса НГУ проблема нехватки учебных аудиторий, неудовлетворительное состояние некоторых учебных помещений, удаленность места занятий от основных корпусов НГУ ушли из числа приоритетных.

В анкету студентов невыпускных курсов были включены вопросы, позволяющие дать косвенную оценку эффективности использования библиотечных электронных ресурсов НГУ, а также наличия стимулов к использованию знания иностранного языка в учёбе.

В этом учебном году больше половины студентов невыпускных курсов крайне редко или никогда не пользовались электронными ресурсами, на которые подписана библиотека НГУ, часто или очень часто пользовался ими примерно каждый шестой респондент.

Доля таких пользователей не меняется от младших курсов к старшим. Существенное изменение от младших курсов к старшим происходят с использованием источников на иностранном языке при выполнении заданий, курсовых, исследовательских работ. В текущем учебном году среди первокурсников бакалавриата (кроме ФИЯ) 21,7% часто или очень часто использовали такие источники, среди второкурсников — 33,8%, среди студентов третьего курса – 39,8%. 71,8% магистрантов первого года часто используют источники на иностранном языке. В целом по сравнению с результатами предыдущих опросов больше респондентов стали часто использовать источники на иностранном языке. Доля студентов невыпускных курсов, пользующихся электронными ресурсами библиотеки НГУ, сократилось за год, — поясняет социолог.

Из неодобряемых учебных практик, фиксируемых в анкете, наименее распространенная — сдавать скачанные из интернета работы: 78,7% студентов сказали, что никогда этого не делали. Треть студентов ответили, что никогда не сдавали задания по учебным курсам позже назначенного срока, еще меньше трети делали это крайне редко. Пропуск занятий без уважительной причины менее допустим в глазах студентов, чем прийти на занятие не подготовленными: никогда не пропускали занятия без веских причин 26,7% опрошенных, пропускали крайне редко 39,5%, но никогда не приходили на занятия неподготовленными 10,3%.

Исследователи также выяснили, что большинство выпускников бакалавриата НГУ намерены продолжить образование после получения диплома. Отказываются от таких планов четверть респондентов этой части выпускников, 7,2% не определились на момент опроса.

При этом большинство тех, кто хотел бы получить высшее образование следующего уровня, ориентированы на магистратуру НГУ. Однако образовательные планы выпускников-бакалавров, по словам социологов, дифференцированы в зависимости от факультетов, на которых они учились. На продолжение образования в НГУ ориентированы в первую очередь студенты факультетов естественнонаучных и точных дисциплин — ФЕН, ФФ, ГГФ, ММФ, ФИТ. Среди выпускников бакалавриата ГИ и ЭФ на продолжение образования в НГУ ориентированы 28–45%.

Примечательно, что среди выпускников специалитета высокая доля желающих продолжить обучение в аспирантуре институтов Новосибирского научного центра «обеспечена» преимущественно выпускниками факультета естественных наук, направление «Фундаментальная и прикладная химия».

Основной мотив продолжить обучение в магистратуре — расширить уже приобретенные знания, и с такой целью с примерно одинаковой частотой остаются в НГУ и уезжают в другие университеты. Считают, что с дипломом магистра будут более конкурентоспособны на рынке труда 60% желающих учиться в магистратуре, — рассказывает Татьяна Черкашина.

Как показало исследование, почти половина выпускников магистратуры намерены продолжить обучение в аспирантуре, при этом четверть выпускников хотела бы учиться в аспирантуре НГУ, 17,2% — в аспирантурах институтов Новосибирского научного центра. И только 5,5% уехали бы в другие университеты или образовательные организации.

Ориентированы на аспирантуру магистранты тех же факультетов, бакалавры которых намерены учиться в магистратуре: физического, геолого-геофизического, математического, гуманитарного факультетов, факультета естественных наук, а также философского факультета, — поясняет социолог.

В ходе исследования социологи также определили, что независимо от планов относительно дальнейшего образования большинство студентов выпускных курсов уже работают или намерены работать. И чем выше уровень образования, тем выше относительная численность тех, кто имеет работу — 45% среди выпускников-бакалавров и 70% среди магистров.

В занятости студентов выпускных курсов проявляется специфика образовательной модели НГУ: половина из тех, кто на момент получения диплома работает и не планирует менять место работы, заняты в научной сфере. В анкете не спрашивали о режиме текущей занятости; можно лишь предполагать, что для многих эта занятость частичная, по гибкому графику, на «младших» должностных позициях. Тем не менее, данные подтверждают, что большинство выпускников, ориентированных на карьеру в науке, включены в научную деятельность со студенчества. Большинству студентов выпускных курсов НГУ важно, чтобы их работа соответствовала полученному образованию. И среди тех, кто не планирует менять имеющуюся работу, доля работающих по специальности максимальна (65%), еще у четверти из них работа по специальности, близкой полученному образованию, — отмечает Черкашина.

Частичная неопределенность образовательных и профессиональных планов выпускников отражается и в неопределенности с будущим местом жительства для 17% из выборки. 41,4% намерены жить в Академгородке, 33,6% — в Новосибирске. Столица привлекает примерно 10% выпускников, Санкт-Петербург — 5,7%. Планируют жить за границей 6,6% выпускников 2016-го года. Для большинства из них это связано с намерением продолжить образование.

Последняя редакция: 31.08.2016 14:44