Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Отделение социологии ЭФ НГУ

Как стать студентом отделения социологии ЭФ НГУ?

В НГУ принимают по результатам единого государственного экзамена и предметных олимпиад. Более подробная информация о правилах приема в наш вуз – в разделе «Абитуриент» на сайте университета. Статистика приема в бакалавриат отделения социологии НГУ:

Год Бюджетных мест Подано заявлений Принято студентов Проходной балл первой волны^
2009 20 417 43 245
2010 20 489 47 223
2011 15 323 25 221
2012 15 498 34 225
2013 25 476 47 225
2014 25 470 35 209
2015 25 324 35 221
2016 24 339 41 228

^Сумма баллов ЕГЭ по трем предметам (русский язык, математика, обществознание).

По данным Мониторинга качества бюджетного приема в российские государственные вузы (агентство «РИА Новости» совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Министерством образования и науки РФ в рамках проекта «Социальный навигатор») бакалавриат по социологии в НГУ является лучшим среди вузов Сибири и Дальнего Востока, осуществляющих подготовку социологов (по среднему баллу зачисленных на бюджетные места).

Чтобы стать магистрантом нашего отделения, необходимо также пройти конкурсные испытания. С правилами поступления в магистратуру отделения социологии ЭФ НГУ можно ознакомиться здесь. В 2010 г. мы приняли в магистратуру 14 человек (на бюджетные места), в 2011 г. – 7, в 2012 г. – 13 человек, в 2013 г. – 9 (из них 6 – на бюджетные места), в 2014 г. – 7 человек, в 2015 г. – 12 (из них 10 – на бюджетные места), в 2016 г. – 17 (из них 15 – на бюджетные места).

На каких принципах построено обучение на отделении социологии?

  • Системность. Учебные дисциплины знакомят студентов с основными направлениями социологии и закладывают базовые исследовательские навыки по сбору, обработке, анализу и интерпретации социологических данных.

  • Последовательная конкретизация социологического знания. Если на первом-втором курсах в учебном плане много предметов из гуманитарного, экономического, естественно-научного циклов, то на третьем-четвертом курсах преобладают предметы профессионального (социологического) цикла. Обучение начинается с введения в социологию, на втором курсе студенты изучают методологию и методику социологического исследования, математический анализ социологических данных. На третьем курсе более подробно знакомятся с историей социологии и современными социологическими теориями. Постепенно к этим базовым дисциплинам добавляются «отраслевые» социологические предметы: социальная стратификация, социология общественного мнения, социология организаций, социология семьи и другие.

  • Сочетание теоретической и практической подготовки. В реализации этого принципа есть три момента. Во-первых, написание курсовых работ направлено на последовательное практическое усвоение навыков, полученных на каждом году обучения. Во-вторых, в учебный план включены практики студентов – летние и в течение учебного года. В-третьих, большинство наших преподавателей работают на кафедре общей социологии как совместители. Сферы их основной занятости – наука, государственное управление, бизнес, то есть к преподаванию привлекаются специалисты с реальными практическими навыками (исследователей, аналитиков и т.п.).

  • Открытость образовательных траекторий. Уровневая система высшего образования позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории: получив базовое образование в бакалавриате, студент при желании может продолжить обучение в магистратуре того же или другого направления (после конкурсных испытаний). Современные образовательные стандарты позволяют вузам включать в учебный план дисциплины по своему усмотрению (вариативная часть). Поэтому вузы гибко и оперативно реагируют на актуальные изменения в социальной жизни и потребности локального рынка труда. Конечно же, мы включаем в вариативную часть те дисциплины, по которым можем обеспечить качественную подготовку. На всех ступенях обучения студентам предлагают несколько курсов по выбору. Так что каждый студент может сформировать уникальное сочетаний полученных знаний и навыков.

В чем отличия обучения в бакалавриате и магистратуре?

Бакалавриат – первый уровень высшего профессионального образования, на котором за четыре года формируются базовые профессиональные компетенции. Социологи-бакалавры вполне способны к профессиональной деятельности на определенных позициях. Но если в Ваши жизненные планы входит работа в науке или высшем образовании, получение ученой степени, развитие или углубление профессиональных компетенций, карьерный рост, стоит продолжить обучение в магистратуре (два года). И не обязательно это делать сразу после бакалавриата.

Результат и процесс обучения на каждой ступени регламентируются Федеральными образовательными стандартами, но если в бакалавриате половина учебной нагрузки в рамках профессионального цикла определяются стандартом, то в магистратуре – только треть. Поэтому магистерские программы вузы формируют в большей мере с учетом собственных традиций, возможностей обеспечить качество результата обучения, запросов локального рынка труда. Мы предлагаем сейчас две магистерских программы: «Экономическая социология» и «Социология и психология социальных взаимодействий».

Обучение в магистратуре предполагает больше самостоятельной работы студентов, поэтому небольшая аудиторная нагрузка – не показатель легкости учебы. Такое распределение времени между самостоятельной и аудиторной работой позволяет магистрантам трудоустраиваться, но и требует ответственности и самоконтроля.

На развитие и закрепление каких навыков, знаний направлены курсовые работы каждого года обучения?

Курсовые работы увязаны в систему развития у студентов навыков проведения самостоятельного исследования. Конечный результат курсовой первого года обучения – научный реферат; второго – программа социологического исследования; третьего – исследование, опирающееся на вторичный анализ данных, с использованием пакетов обработки данных (SPSS, VAAL). Студенты работают только с «реальными» массивами данных социологических исследований, предоставленных научными руководителями или полученных по запросу из Единого архива социологических данных. Каждый семестр имеется точка промежуточного контроля подготовки курсовой работы: ноябрь – описание замысла, цели и задач работы; март – описание предварительных результатов.

Курсовая работа на первом курсе магистратуры – изложение результатов работы над диссертацией в течение года и включает обзор литературы по теме диссертационного исследования, основанный на публикациях российских и зарубежный авторов; обоснование объекта и предмета, цели и задач исследования.

Все курсовые работы защищаются публично в конце учебного года перед одногруппниками и комиссией из преподавателей кафедры. С результатами, полученными при подготовке курсовых работ, студенты выступают на научных студенческих конференциях. Один из способов поощрения такого участия – выставление за курсовую работу оценки научного руководителя без публичной защиты, если доклад на конференции был отмечен дипломом.

Что подтверждает качество образования на отделении социологии ЭФ НГУ?

Мы обеспечиваем качество подготовки наших бакалавров, позволяющее продолжить обучение в магистратурах по социологии в ведущих российских и зарубежных вузах. Ежегодно 3-5 наших бакалавров поступает в магистратуры вузов Москвы, Санкт-Петербурга, 1-2 человека продолжают учебу за рубежом. Студенты нашего отделения стабильно оказываются среди призёров и победителей всероссийских конкурсов студенческих работ.

В каком виде и на каких курсах осуществляется практика студентов-социологов?

Летом после второго года обучения – практика по курсу «Методика и техника социологического исследования»: работа в качестве интервьюера в рамках проектов кафедры или отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, а также в исследовательских компаниях Новосибирска. В течение третьего курса (во время учебного года) – практика по курсам «Методика и техника социологического социологического исследования» и «Анализ социологических данных». Заключается в подготовке данных социологического опроса к анализу: от кодировки открытых вопросов до формирования файлов данных, пригодных для анализа.

В течение четвертого курса – исследовательская и педагогическая практика. Последняя включает подготовку и проведение занятия по курсу, который читает научный руководитель, рецензирование курсовых работ прошлого года, проверка результатов тестов, письменных работ в рамках курса научного руководителя. Возможны другие формы участия в преподавательской деятельности. Исследовательская практика связана с выполнением эмпирической части выпускной квалификационной работы бакалавра.

На первом году обучения в магистратуре студенты проходят научно-исследовательскую практику, включающую научно-исследовательский семинар, на втором курсе добавляется педагогическая практика.

Каковы формы итогового контроля знаний студентов по учебным курсам?

  • Экзамены и дифференцированные зачеты.

По всем дисциплинам действует балльно-рейтинговая система оценивания: за выполнение заданий в течение обучения студенты набирают баллы, которые могут стать итоговой оценкой за дисциплину или ее частью. Экзамен в таком случае может быть одним из испытаний, за которые начисляются баллы. Экзамены проводятся в устной или письменной форме. В начале семестра преподаватели подробно информируют студентов о правилах получения итоговой оценки. Итоговая государственная аттестация выпускников бакалавриата и магистратуры включает государственный экзамен; бакалавры также защищают квалификационную работу, а магистранты – магистерскую диссертацию.

Практикуется ли система обратной связи – оценивание студентами курсов, прочитанных преподавателями?

Да, студенты могут оценить преподавание учебных дисциплин и образовательную среду университета в целом в рамках Мониторинга оценки студентами качества преподавания.

Каковы принципы отчисления неуспевающих?

Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, перевод, отчисление и восстановление студентов регулируется нормативными документами НГУ.

Студент допускается к пересдачам, если у него в сессию образовалось не более двух задолженностей. Если академических задолженностей больше, деканат принимает решение о допуске к пересдачам или отчислении. Для ликвидации задолженности по отдельному предмету даются 3 последовательных шанса – пересдача в сессию, пересдача после сессии, пересдача комиссии кафедры.

Курсовая работа в учебном году защищается один раз, в мае. Получение в мае неудовлетворительной оценки, неявка на защиту по уважительной причине дает возможность защитить работу вновь в сентябре. Решение об условиях защиты курсовой работы, если студент не явился на ее защиту в мае без уважительной причины, принимаются деканатом.

Не сдавшие на положительную оценку государственный экзамен не допускаются к защите квалификационной работы бакалавра или магистерской диссертации, но могут повторить попытку через год. Также через год предоставляется возможность повторной защиты выпускных работ, если они не были допущены к защите или защищены на «неудовлетворительно».

Правила отчисления и контроля успеваемости одинаковы для обучающихся на бюджетных и коммерческих местах. При освобождении бюджетных мест (из-за отчисления с них неуспевающих) на эти места могут претендовать «коммерческие» студенты при условии продолжительного обучения на «хорошо» и «отлично».

Кто преподает на отделении социологии?

Основной состав преподавателей на отделении – сотрудники кафедры общей социологии. В 2014-2015 учебном году на кафедре пять штатных сотрудников, остальные – совместители или привлекаемые по трудовым договорам специалисты Института экономики и организации промышленного производства, коммерческих исследовательских фирм, органов управления, других вузов. Несколько молодых преподавателей получили магистерские степени в зарубежных университетах. В рамках различных проектов приглашаются профессоры и преподаватели зарубежных и ведущих российских университетов.

Каковы перспективы выпускников отделения социологии?

Наши выпускники работают в маркетинговых отделах фирм, в рекламных, исследовательских, маркетинговых, консалтинговых фирмах, в органах власти и территориального самоуправления, средствах массовой информации, научно-исследовательских учреждениях, вузах Новосибирска, Москвы. Более подробно об образовательной мобильности и трудоустройстве наших выпускников можно прочитать в разделе «Мониторинг выпускников отделения социологии» и на странице проекта «Рынок труда для социологов: профессиональные возможности и шансы выпускников».

Последняя редакция: 09.03.2017 23:43