Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

Психология

Бакалавриат

Старший преподаватель кафедры общей социологии Чернышова Е.А.

Цель дисциплины «Психология» – повышение общей и психологической культуры, формирование целостного представления о психологических особенностях человека; сформировать понимание закономерностей развития сознания человека и целостное представление о предметной области психологии; а также дать основы знаний психологических закономерностей поведения для формирования умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины «Психология»

История развития психологии. Методы исследования. Донаучная психология. Представления о душе древних греков, средневековых философов. Развитие психологии в эпоху Возрождения и Просвещения. Зарождение научной психологии. Современное состояние психологической науки. Методы исследования в психологии: наблюдение, измерение, корреляционный анализ, эксперимент, беседа, архивный метод.

Предмет психологии. Естественнонаучные основы психологии. Понятие психики как предмета психологии, ее функции и структура. Норма и патология психики. Эволюционное развитие человеческого мозга и психических функций. Психика человека и животного: подходы и параметры сравнения. Понятие сигнальной системы. Различные подходы к взаимоотношению психики и мозга. Функциональная асимметрия полушарий мозга, ее открытие.

Общая характеристика познавательных процессов. Ощущения и восприятие. Понятие низших и высших психических функций. Ощущение и восприятие как низшие психические функции. Характеристика зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных ощущений. Пороги чувствительности. Сенсорная адаптация. Влияние сенсорной изоляции на человека. Понятие восприятия. Свойства образа в процессе восприятия. Закономерности и иллюзии восприятия. Ведущая система восприятия: аудиальная, визуальная, кинестетическая. Восприятие времени. Патология ощущений и восприятия.

Высшие психические функции. Мышление, речь и память как высшие психические функции (по Л. Выготскому).

Понятие памяти, ее физиологические основы. Классификации памяти. Процессы памяти: запоминание, архивация, воспроизведение, забывание. Патологии памяти. Индивидуальные различия у людей. Тестовые методики изучения различных видов памяти (тест 10 слов, методика пиктограмм). Приемы улучшения запоминания.

Понятие речи и языка, их отличия. Особенности человеческой речи как основы второй сигнальной системы. Полифункциональный характер речи. Речь как форма мышления. Внешняя и внутренняя речь. Психологические особенности каждого вида речи.

Понятие мышления. Виды и продукты мышления. Логические законы, операции и процессы мышления. Методы эффективного мышления. Понятие воображения, его особенности как психического процесса.

Понятие интеллекта. История исследований и тестологическая парадигма интеллекта. Понятие интеллектуальной одаренности. Критерии интеллектуальной одаренности. Признаки творческого мышления. Факторы интеллектуального развития (биологические и социальные).

Понятие внимания как основы протекания психических процессов. Физиологические основы и функции внимания. Свойства внимания (объем, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость).

Эмоции и темперамент. Понятие эмоций. Физиологический механизм эмоций. Функции эмоций. Понятие стресса и фрустрации. Анализ происхождения высших эмоций и отдельных эмоциональных состояний: обида, вина, стыд, зависть, гордость, гнев, смех, ревность, депрессия, любовь. Понятие темперамента. Свойства темперамента. Психологические характеристики основных типов темперамента. Сочетание типов темперамента.

Способности и волевая регуляция поведения. Понятие способностей. Отличия задатков и способностей. Общие и специальные способности. Основные теории способностей (биологические и средовые). Понятие воли. Волевые качества личности. Теории воли. Развитие воли у человека.

Введение в теории личности. Понятие личности. Отличие понятия личности от понятий человек, индивид. Подход к личности в отечественной психологии с точки зрения теории деятельности. Основные течения в зарубежных теориях личности: психоанализ, бихевиоризм, гуманизм и диспозициональные теории.

Психоаналитическая теория личности. Классический психоанализ З. Фрейда. История возникновения психоанализа как теоретического направления. Психоанализ как психотерапевтический метод. Открытие бессознательного. Три уровня психической жизни: сознание, предсознание, бессознательное. Структура личности: Ид, Эго, Супер - Эго. Развитие личности. Тревога как симптом рассогласования между структурами личности. Защитные механизмы Эго.

Неопсихоаналитические теории. Основные отличия классического психоанализа от неопсихоанализа. Основные тезисы индивидуальной психологии А. Адлера. Аналитическая теория личности К. Г. Юнга. Эпигенетическая концепция формирования личности Э. Эриксона. Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Социокультурная теория личности К. Хорни. Межличностная теория Г. Салливана.

Бихевиористская теория личности. Классический бихевиоризм Д. Уотсона. Экспериментальные методы бихевиоризма. Человеческое поведение как предмет изучения психологии. Понятие условного рефлекса, эксперименты И. П. Павлова и Уотсона. Теория оперантного научения Б. Скиннера. Стимул и реакция как переменные анализа. Личность как набор поведенческих реакций. Воспитание как основной фактор развития личности. Виды контроля. Социально-когнитивная теория А. Бандуры как современная концепция бихевиоризма. Викарное наблюдение как основа научения.

Гуманистическая теория личности. Предпосылки возникновения гуманистического направления в теориях личности. Философия экзистенциализма как теоретическая основа гуманистического направления (Ж. П. Сартр, В. Франкл). Основные характеристики направления. Феноменологическая теория личности К. Роджерса. Гуманистическая теория личности А. Маслоу. Удовлетворение потребностей как механизм развития личности. Теория мотивации. Иерархия потребностей.

Теории черт личности. Диспозициональная теория личности Г. Оллпорта. Структурная теория черт личности Р. Кеттела. Тестовая методика изучения черт личности ISID (Ч. Хэлверсон и В. Хэвилл). Теория типов личности Г. Айзенка. Иерархическое расположение элементов личности. Понятие суперчерты личности.

Заключение. Проблемы развития единой теории личности. Понятие индигенной психологии. Различия между западным и индигенным психологическими подходами. Африканская, японская, индийская модели личности. Перспективы дальнейшего развития теорий личности.

Расширенная аннотация рабочей программы дисциплины «Психология»

Last edit: 09.03.2017 15:17