Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

2014_2_12

К содержанию / To contents

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Климова А. В.

Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики ул. Мясницкая, 20, Москва, 103099, Россия

SOCIAL ASPECTS OF COMPETITIVENESS
Klimova A. V.

National research University – Higher School of Economics 20 Miasnitskaya Str., Moscow, 103099, Russian Federation

klimovaav@list.ru; aklimova@hse.ru

УДК 339.137.22
JEL D20, D21, L10, M14

Читать статью / Read article

Цитирование: Климова А. В. Социальные аспекты конкурентоспособности // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2014. Т. 14, № 2. С. 142-154.

Citation: Klimova A. V. Social aspects of competitiveness. Vestnik NSU. Series: Social and Economic Sciences, 2014, Vol.14, №2, pp.142-154(In Russ.)

Аннотация Abstract
Важнейшей предпосылкой существования любой организации или предприятия является обеспечение долгосрочного устойчивого развития, одним из условий которого исследователи называют повышение конкурентоспособности организации. В современных экономических условиях социальные аспекты конкурентоспособности выходят на первый план, поскольку именно стратегия социальной ответственности (СОП) современного предприятия может обеспечить ему коммерческие выгоды, одновременно отвечая на запросы общества и способствуя росту его благосостояния. Такой подход лежит в основе современной оценки конкурентоспособности. Наравне с «жесткими параметрами», такими как ценовые характеристики, способность противостоять другим конкурентам, эффективная финансовая и производственная политика, большое значение приобретают так называемые «гибкие факторы» конкурентоспособности: кадровый потенциал организации, индивидуальные и коллективные компетенции, организационно-управленческий потенциал. Исходя из этого была сформулирована гипотеза исследования: конкурентоспособность организации определяется ее индивидуальными и коллективными компетенциями, опирается на социально ответственные действия, подтверждает востребованность объекта и обеспечивает его устойчивое долгосрочное развитие. В основу действий организации по повышению конкурентоспособности должен быть положен ее интеллектуальный потенциал, т. е. управление индивидуальными и коллективными компетенциями, обеспечивающими долгосрочное развитие и достижение запланированных целей. Для каждого стратегического действия организации существует эффективная комбинация компетенций, усиливающая это действие. Таким образом, предлагается новое определение конкурентоспособности предприятия: это социально-экономическая категория осознания социальной ответственности, в основе которой лежат индивидуальные и коллективные компетенции, опирающиеся на социально-ответственные действия предприятия и обеспечивающие его устойчивое и долгосрочное развитие. One of the most important conditions of the existence of every organization, every enterprise is to insure the long-term sustainable development, one of the conditions of which is the increase of an organizational competitiveness. In modern economic conditions, social aspects of competitiveness are now in the foreground of interest, because just the strategy of social responsibility (SSR) of modern enterprises can assure some commercial benefits, in responding, at the same time, to the social demands and in creating its well-being. Such an approach is in the basis of the notion of competitiveness. Along with «rigid parameters», such as price characteristics, the capability to deal with competitors, effective financial and production policies, «flexible factors» of competitiveness are of a big importance: a personnel potential, individual and collective competencies, organizational and managerial capabilities. As a result, we have formulated a research hypothesis: the organizational competitiveness is defined by individual and collective competencies of an organization, is based on socially responsible actions, confirms the demand for the object and insures its sustainable long-term development. Any organization should base all its actions aimed to increase its competitiveness on its intellectual potential, or on the management of individual and collective competencies that assure the sustainable development and the goal achievement. For every organizational strategic action, an effective combination of these competencies exists. So, we suggest a new definition of competitiveness: it is a social and economic category of understanding of the social responsibility, having as a central element individual and collective competencies, based on socially responsible actions of an enterprise, insuring its long-term sustainable development.
Ключевые слова: Keywords:
конкурентоспособность, устойчивое развитие, социальная ответственность, компетенции. competitiveness, sustainable development, social responsibility, competencies.

Список литературы

  1. Перотто П. Дарвинизм и менеджмент. Милан: Il Sole «24 Ore», 1990.
  2. Попов Ю. Н. Изменяющийся мир и наши представления о нем // Труд и социальные отношения. 2009. № 12. С. 32–37.
  3. Паскаль Ш. Социальная ответственность предприятия: происхождение, понятие, действующие лица, инструменты // Lettre de l’IFRAM. 2011. № 28. P. 5–6.
  4. Плотицина Т. М. Определение конкурентоспособности предприятия // Вестн. Том. гос. техн. ун-та. 2010. Т. 16, № 1. С. 205–211.
  5. Блинов А. О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 20–24.
  6. Захаров А. Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы оценки и механизмы управления // Бизнес и банки. 2004. № 1–2. С. 1–5.
  7. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
  8. Рубин Ю. В. Конкуренция: реалии и перспективы. М.: Знание, 1990. 64 с.
  9. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджемент. М.: Дело, 2005. 133 с.
  10. Charles-Pauvers B., Schieb-Bienfait N. Analyser l’articulation des compétences individuelles, collectives et stratégiques: propositions théoriques et méthodologiques // LEMNA – Université de Nantes. 2010. Jan. P. 6.
  11. Ромашова Л. О. Социальные факторы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур // Социология и жизнь. 2012. № 4. С. 171–174.

References

  1. Perotto P. Darvinizm i menedzhment [Darvinism and Management]. Milan, Il Sole «24 Ore», 1990. (In Russ.)
  2. Popov Yu. N. Izmenyayuschijsya mir i nashi predstavleniya o nem [The Changing World and Our Ideas about It]. Trud i sotsial'nye otnosheniya [Labour and Social Relations], 2009, no. 12, p. 32–37. (In Russ.)
  3. Pascale Ch. Sotsial'naya otvetstvennost' predpriyatiya: proiskhozhdenie, ponyatie, dejstvuyuschie litsa, instrumenty [Responsabilite Sociale de l’Entreprise: Provenance, Notion, Acteurs, Instruments]. Lettre de l’IFRAM, 2011, № 28, p. 5–6. (In Russ.)
  4. Plotitsina T. M. Opredelenie konkurentosposobnosti predpriyatiya [Definition of the Competitiveness of an Enterprise]. Vestnik of Tomsk State University, 2010, vol. 16, no. 1, p. 205–211. (In Russ.)
  5. Blinov A. O. Imidzh organizatsii kak faktor ee konkurentosposobnosti [Organizational Image as a factor of Its Competitiveness]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad], 2003, no. 4, p. 20–24. (In Russ.)
  6. Zakharov A. N. Konkurentosposobnost' predpriyatiya: suschnost', metody otsenki i mekhanizmy upravleniya [Competitiveness of an Enterprise: Essence, Methods of Evaluation and Mechanisms of Management]. Biznes i banki [Business and Banks], 2004, no. 1–2, p. 1–5. (In Russ.)
  7. Fatkhutdinov R. A. Konkurentosposobnost': ekonomika, strategiya, upravlenie [Competitiveness: Economy, Strategy, Management]. Moscow, INFRA-M, 2000, 312 p. (In Russ.)
  8. Rubin Yu. V. Konkurentsiya: realii i perspektivy [Competition: Reality and Perspectives]. Moscow, Znanie Publ., 1990, 64 p. (In Russ.)
  9. Fatkhutdinov R. A. Strategicheskij menedzhement [Strategic Management]. Moscow, Delo Publ., 2005, 133 p. (In Russ.)
  10. Charles-Pauvers B., Schieb-Bienfait N. Analyser l’articulation des compétences individuelles, collectives et stratégiques: propositions théoriques et méthodologiques. LEMNA – Université de Nantes, 2010, Jan., p. 6.
  11. Romashova L. O. Sotsial'nye faktory obespecheniya konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur [Social Factors of Competitiveness of Entrepreneurial Structures]. Sotsiologiya i zhizn' [Sociology and Life], 2012, no. 4, p. 171–174. (In Russ.)

Last edit: 15.03.2018 12:58