Вы находитесь на старом сайте НГУ. Перейти на новый сайт

2016_3_05

К содержанию / To contents

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Горелова И. Н.

Омский государственный технический университет, пр. Мира, 32А, Омск, 644050, Россия

CORPORATE TRAINING AS AN ELEMENT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF LABOUR RESOURCES IN THE INNOVATION ECONOMY
Gorelova I. N.

Omsk State Technical University, Mira Ave., 32A, Omsk, 644050, Russian Federation

gorelovairina@rambler.ru

УДК 331.108.4
JEL classification А29, J24, М59

Читать статью / Read article

Цитирование: Горелова И. Н. Корпоративное обучение как элемент формирования и развития трудовых ресурсов в инновационной экономике // Мир экономики и управления. 2016. Т. 16, № 3. С. 57–67.

Citation: Gorelova I. N. Corporate Training as an Element of Formation and Development of Labour Resources in the Innovation Economy. World of Economics and Management, 2016, vol. 16, no. 3, p. 57–67. (In Russ.)

Аннотация Abstract
На современном этапе становления инновационной экономики профессиональное развитие работника становится точкой преломления интересов общества, корпорации, в которой он работает, и самого работника. В статье рассмотрены взаимоотношения концепции формирования трудовых ресурсов и корпоративного обучения, которое часто рассматривается как нечто отдельное, организованное исключительно под интересы предприятия. Дано определение корпоративного обучения, перечислены задачи, структура, преимущества и недостатки. Приведены примеры систем корпоративного обучения на омских предприятиях, организации базовых (корпоративных) кафедр, корпоративных университетов, ресурсных центров. Подробно рассмотрено взаимодействие предприятий и учебных заведений. Приведена статистика по участию омских вузов в работе системы дополнительного образования в 2014–2015 гг., собранная автором. Уделено внимание значению корпоративного обучения, а также его отдельных методик, таких как «обучение действием», в современной инновационной экономике. Результатом исследования становится включение корпоративного обучения в качестве одного из ключевых элементов современного формирования трудовых ресурсов. At the present stage of formation of innovative economy professional development of the employee becomes a point of refraction of the interests of the company, Corporation in which they operate, and the employee. The article considers the relationship of the concept of formation of human resources and corporate training, which is often seen as something separate, organized exclusively for the benefit of the business. The definition of corporate training, task lists, structure, advantages and disadvantages. Examples of systems of corporate training at Omsk enterprises, basic (corporate) departments, corporate universities, and resource centers. Considered in detail the interaction between enterprises and educational institutions. Statistics of participation of Omsk universities in the system of additional education, collected by the author. Attention is paid to the importance that corporate training and its individual methods, such as «learning by doing», has in the modern innovation economy. The result of the study is the inclusion of corporate training as one of the key elements of the modern formation of human resources.
Ключевые слова: Keywords:
трудовые ресурсы, человеческий капитал, корпоративное обучение, профессиональное развитие, производственное обучение, профессиональная педагогика, Duaie Sustem, непрерывное образование, корпоративный институт, базовая (корпоративная кафедра), ресурсный центр, «обучение действием», вебинар human resources, human capital, corporate training, professional development, industrial training, vocational education, Duaie Sustem, continuing education, corporate Institute, basic (corporate Department), resource center «training effect», webinar

Список литературы

  1. Кузнецов В. В. Корпоративное образование: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 227 с.
  2. Профессиональная педагогика: Учебник для студ., обучающихся по пед. специальностям и направлениям / Под ред. С. Я. Батышева, А. М. Новикова. 3-е изд., перераб. М.:ЭГВЕС, 2009. 456 с.
  3. Кафидов В. В. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 208 с.
  4. Магура М. И., Курбатова М. Б. Организация обучения персонала компании. 2-е изд. М.: Бизнес-школа, 2003. 254 с. (Библиотека журнала «Управление персоналом»)
  5. Резанович И. В. Применение метода обучения действием в системе внутрифирменного повышения квалификации менеджеров // МНКО. 2013. № 3 (40). С. 156–158.
  6. Кибанов А. Я., Митрофанова Е. А., Есаулова И. А. Управление трудовыми ресурсами / Под ред. А. Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2009. 284 с.
  7. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: Учеб.-практ. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 2002. 368 с.
  8. Экономика трудовых ресурсов: Учеб. пособие / Под ред. П. Э. Шлендер. М.: Вузовский учебник, 2011. 302 с.
  9. Новиков А. М. О перспективах развития профессионального туристского образования // Вестн. РМАТ. 2011. № 1 (1). С. 65–71.
  10. Разумова Н. А. Видеолекции и вебинары в системе дистанционного обучения // Вестн. НВГУ. 2013. № 1. С. 69–70.
  11. Захарова О. А. Развитие корпоративного обучения: от «e-learning» до «we-learning» // Образовательные технологии и общество . 2013. № 2. С. 529–546.
  12. Хохлов Н. Т. Направление и формы интеграции образования, науки и производства // Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 108–114.
  13. Старобинский Э. Е. Некоторые штрихи к кадровой политике за рубежом // Управление персоналом. 2000. № 7. С. 50–53.
  14. Лексин В., Швецов А. Российская регионалистика на исходе ХХ века // Российский экономический журнал. 2000. № 10. С. 75–92.
  15. Зверева О. А. Подготовка специалистов для сферы туризма в профессиональных колледжах Германии // Среднее профессиональное образование. 2009. № 4. С. 68–69.
  16. Стукен Т. Ю. Спрос на внутрифирменное обучение в России и Беларуси: сравнительная характеристика // Вестн. ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 109–117.
  17. Стукен Т. Ю., Лапина Т. А. Обучение молодых работников на рабочем месте: инвестиции в специфические компетенции или ликвидация пробелов в базовой подготовке? // Вестн. ОмГУ. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 108–114.
  18. Лисицына Л. С. Реализация кадровой политики на предприятиях легкой промышленности Дальнего Востока в 1950–1960-е гг. // Изв. АлтГУ. 2008. № 4–4. С. 121–125.
  19. Константинова С. А. От школы ФЗО до многопрофильного техникума – дорога длиною в 60 лет // Образование. Карьера. Общество . 2014. № 3 (42). С. 102–104.
  20. Бондаренко Н. Характер текущего и ожидаемого дефицита профессиональных навыков и качеств работников на российском рынке труда // Вестник общественного мнения. 2009. № 2 (100). С. 34–46.
  21. Дрогобыцкая К. С. Теоретические основы знаниевой экономики // Вестн. ОГУ. Вопросы экономики. 2009. № 9. С. 103–107.
  22. Халиулина В. В., Ракомина А. Ю. Оценка персонала на основе компетентностного подхода // Вестн. ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. № 4. С. 62–67.
  23. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. П. Э. Шлендера. М.: Юнити-Дана, 2012. 320 с.
  24. Долженко Р. А. Вовлеченность участников краудсорсинговых проектов // Вестн. ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. № 3. С. 29–37.

Last edit: 12.03.2018 01:04