К индексу статей       Вернуться на главную страницу PHA


 

Перенос цивилизации.

Eго принципы, механизм и результаты.

Кузатаке Мияхара.

Университет Коуб. Япония.

Содержание:

1. Принципы переноса

2. Методы и механизмы переноса

1.Принципы переноса.

За исключением самостоятельных цивилизаций, таких, как Месопотамская и Месоамериканская, почти все цивилизации или некоторые их компоненты были сформированы в прошлом благодаря "переносу цивилизации". Даже в случае классических Египетской и Индийской цивилизаций считается доказанным тот факт, что сельское хозяйство было заимствовано ими из Месопотамии. Что касается Японии, то китайская цивилизация была перенесена туда в 6-7 в.в., Европейская цивилизация -- в 19 в., Американская -- в 20 в. Но когда мы говорим, что Европейская цивилизация была перенесена в Японию в конце 19 в., возникает вопрос, что, собственно, было заимствовано Японией из Европы? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я обращаюсь к модели "Общая структура цивилизации", которая была представлена в моей статье к 22-й встрече ISCSC, которая состоялась в Скрантоне в минувшем году.

sorry, but now you can'tview this picture

Рис.1.Общая структура цивилизации.

(A): Язык; язык как элемент (изобразительное искусство, музыка, архитектура, дизайн, телевидение, товары и т.д.).

(B): Культура (религия, менталитет, литература, изобразительное искусство, музыка, наука, театр, технологии,

политика, законодательство, образование, жизненный стиль и т.д.).

(C): Политическая система (монархия, империя, республика, демократия и т.д.).

(D): Валюта; валюта как элемент (камень, раковина, коралл, табак; разрушенные объекты: останки, элементы архитектуры).

(E): Экономика (отрасли хозяйства: сельское хозяйство, металлургия, электроника, торговля, финансы и т.д.). (F): Население (племя, этнос, нация и т.д.); природные условия (тропики, муссоны, континент, остров, уголь, нефть, медь и т.п.); другие цивилизации (цивилизация обычно зависит от "прочих цивилизаций").

Рис.1 "Общая структура цивилизации" может быть отнесен к Европейской цивилизации 19 в. В связи с этим возникает вопрос: "Какие элементы цивилизации были перенесены в Японию"? Я предлагаю следующий анализ.

Часть (А): язык или язык как элемент стал эффективным средством переноса Европейской цивилизации в Японию, но сам не перенесен туда. (В Латинскую Америку, Северную Америку и Океанию были перенесены некоторые европейские языки).

Часть (В): культуры европейских стран были перенесены в Японию посредством европейских языков, и в процессе перевода на японский язык были восприняты японцами и заимствованы японской культурой. Этот перенос состоялся в конце 19 в.

Часть (С): европейская политическая система не была перенесена в Японию. Однако жители этой страны познакомились с политическими системами европейских стран в качестве "политической культуры", которая относится к части (В).

Часть (D): валюты европейских стран, в особенности фунт стерлингов, помогли осуществлению процесса переноса Европейской цивилизации в Японию. Без этого средства переноса Европейской цивилизации в Японию не произошло бы. Осуществление процесса переноса цивилизации потребовало огромных затрат, поэтому значительную роль в переносе сыграла международная валюта, в частности, фунт стерлингов.

Часть (Е): европейская экономика не была перенесена, но Япония многое взяла из европейской экономической системы, в частности, европейскую науку и технологии, что относится к части (В).

Часть (F): европейские этнические группы и природные условия не были перенесены в Японию. Некоторые европейцы прибывали в Японию для оказания содействия в переносе цивилизации, но большинство из них вернулись на родину после завершения своей работы.

На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что в процессе переноса цивилизации из Европы в Японию последней была заимствована европейская культура. Важнейшая роль в этом процессе принадлежала переводам с европейских языков на японский и фунту стерлингов. Здесь возникает следующая проблема: фактически перенесена была не Европейская цивилизация, но европейская культура. В этом месте мы должны определить содержание европейской культуры. Можно выделить в ее составе два типа культур. Составляющие первый тип обогатили японскую культуру, составляющие второй тип изменили цивилизацию Японии. Первая группа включает европейское изобразительное искусство, литературу, музыку, архитектуру, моду и, как таковой, "стиль жизни". Во вторую группу входят система ценностей, современный рационализм, политические, экономические, социальные системы, науки, технологий, "стиля жизни". Первая группа может быть названа "обогащающей" культурой, вторая -- "цивилизационной" культурой, которая обладает необходимым потенциалом для изменения цивилизации. Если переносится "обогащающая" культура, мы не можем назвать это переносом цивилизации. Например, японское искусство 19-го в. оказало определеное влияние на искусство Европы. Но это нельзя назвать переносом цивилизации, поскольку данный процесс лишь обогатил французское искусство, но не изменил Французскую цивилизацию.

Лишь в том случае, если объектом переноса становится "цивилизационная" культура, мы можем назвать это переносом цивилизации. Здесь мы снова должны четко определить содержание "цивилизационной" культуры. Ведь в Японию не были перенесены европейские религии, но, например, на Филиппинах католическая церковь нашла очень широкое распространение и сыграла значительную роль в формировании Филиппинской цивилизации, таким образом, религию необходимо включить в "цивилизационные" культуры. Итак, мы можем сделать вывод, что "цивилизационные" культуры включают в себя религиозные, экономические, социальные принципы, науку и технологии.

Затем я должен подчеркнуть, что перенос цивилизации может иметь место только в том случае, если существует значительная разница между уровнями развития цивилизаций, а именно более развитая цивилизация воспринимается менее развитой. Мы можем утверждать, что в конце 19 в. уровень развития Японской цивилизации в области науки и технологий был ниже, чем Европейской. Европейские "цивилизационные" культуры были перенесены в Японию.

К началу страницы

2.Методы и механизмы переноса.

В истории человечества перенос цивилизации осуществлялся тремя методами. Во-первых, прямой метод, или передвижения людей, включая миграции, во-вторых, косвенный метод, или перенос цивилизации благодаря информации, заключенной в книгах, документах, товарах, телевизионных программах, художественных фильмах, в-третьих, завоевание или оккупация другими нациями. Прямой метод был наиболее распространенным и естественным методом переноса цивилизации с самого начала человеческой истории. Именно благодаря ему способ возделывания пшеницы, распространяясь от одних людей к другим, за тысячелетие перешел из Месопотамии в Китай. Английский король Эдуард III пригласил ремесленников из Фландрии, и благодаря этому Англия из экспортера сырья (шерсти) превратилась в экспортера шерстяных тканей, что оказалось очень важным фактором промышленной революции.

Косвенный метод, осуществляемый посредством переноса информации более опосредован. Модернизация Японии первоначально осуществлялась этим методом через перевод европейских и американских текстов, документов, фильмов, имитацию товаров. Перенос технологий осуществляется сегодня большей частью через документацию, такую, как патенты и лицензионные соглашения.

На протяжении всей истории человечества одни народы подчиняли другие и насильственно распространяли среди них свою культуру, включая языки. Некоторые из покоренных народов лишались собственного языка и культуры, в других случаях сами завоеватели усваивали культуру и язык тех, кого они завоевали. Во всяком случае этот варварский метод не должен иметь будущего, так как этот вид нарушения прав человека осуждается почти повсеместно.

Механизм переноса цивилизации изображен на рисунке 2 в качестве концептуальной диаграммы. Механизм переноса цивилизации выглядит как механизм коммуникации, который включает в себя отправителя, средство, канал, адресата. Но в случае коммуникации активная роль в принятии решений принадлежит обычно отправителю. В случае переноса цивилизации ведущая роль принадлежит адресату, а иногда все функции осуществляются адресатом при незначительном участии отправителя. Это одна из характерных черт процесса переноса цивилизации. Ведь отправитель, как правило, не заинтересован в переносе цивилизации, с другой стороны именно адресат нуждается в новой или более развитой цивилизации. Таким образом процесс переноса цивилизации как правило начинается по инициативе адресата, который обнаруживает, что существует значительный разрыв между уровнями развития цивилизации-отправителя и цивилизации-адресата и формирует "желание" принять цивилизацию отправителя. Однако если адресат не имеет "языковых возможностей" и не располагает "знаниями и опытом", перенос цивилизации не может состояться. Основанием для этого является то, что культура отправителя выражается в его языке, так что адресат должен располагать "языковыми возможностями". Во-вторых, не имея "знаний и опыта" культуры отправителя или сходных культур, адресат не сможет ассимилировать культуру отправителя, даже если обладает "языковыми возможностями".


К индексу статей      К началу страницы        Вернуться на главную страницу PHA 


Администратор PHA проф. Н. С. Розов