![]() |
![]() |
(c) N.Chernova
|
Как правило, формулировки задач пишутся так, наши комментарии — так, ответы студентов — так.
Cобытия бывают разные. Кроме «достоверного» и «невозможного», встречается редкий подвид — «случайное» событие. Некоторые исследователи считают, что этот подвид возник в результате скрещивания вида «событие» с видом «случайная величина» и является генетически неустойчивым. Мы склонны с ними согласиться. Под микроскопом можно увидеть самых мелких представителей вида «событие», известных под названием «элементарные исходы». Разница между достоверным событием и событием, которое случается со 100%-й вероятностью, невооруженному глазу недоступна. Именно поэтому неопытный энтомолог и склонен событие 100%-й вероятности трактовать как происходящее «всегда». Точно так же невооруженный глаз не отличит, за мелкостью, события нулевой вероятности от события невозможного или же «никогда не бываемого».
Hу а «у нас так глаз пристрелямши», и мы-то уж с вами легко согласимся, что нулевую вероятность умеют иметь не только пустые множества. После чего останется только признать, что можно иметь единичную вероятность и не быть при этом достоверным событием.
Вот и задача на пройденную тему и варианты ее "решения".
Что можно делать с вероятностями? Вы думаете, умножать, делить и складывать? Ошибаетесь. Их лучше пересекать и объединять. В отличие от событий, которые как раз при перемножении и делении начинают сверкать новыми гранями. Итак, новая алгебра множеств.
С классиками и вовсе беда. Нерадивые какие-то у нас классики. То одно забудут, то другое.
Каких только не бывает случайных величин! И таких не бывает, и эдаких не бывает. Самая популярная в НГУ (по многолетним наблюдениям) «случайная величина» — равномерно распределенная на всей прямой. Эта популярность очень избирательна: на ММФ, ЭФ и ФЕН такую величину любят студенты, на ФФ — преподаватели :-)). Ухожу, ухожу...
Вот зато какие они бывают (мифы, легенды, предания):
Мы-то с вами понимаем глубокий философский смысл, вложенный авторами в ответы. Но разве эти испорченные преподаватели в состоянии оценить искрометную выдумку? Почувствовать всю прелесть результата предельного перехода? Увидеть, какие глубины мироздания открываются, лишь стоит допустить возможность исчезновения массы в никуда и появления оной из ничего? Серые они, право слово.
Чем отличается командная строка от GUI? Примерно тем же самым, чем HTML-редактор Emax (Edit, NotePad, etc., кому уже стало плохо — F4 :) отличается от FrontPage. А именно — вот чем.
Представьте себе, Вам крайне необходима случайная величина с экспоненциальным распределением. А датчик случайных чисел генерирует исключительно равномерно распределенные случайные числа. Вот мы Вас и поймали — Вам нужно знать квантильные преобразования!
«Ничего подобного», — отвечаете вы. - «Беру Excel (MathLab, Statistics, Maple etc.) — он все сам сделает. Я и знать не буду, как».
Так какое, говорите, место занял НГУ на последней (а также предпоследней) олимпиаде по программированию?
А вот и задача: Случайная величина x имеет непрерывную и монотонную функцию распределения F(x). Как распределена с. в. h=F(x ) ?
Ответ(ы):
![]() |
Непрерывно и монотонно. Варианты: монотонно; имеет распределение N(a,s2) |
И еще много-много красивых терминов (экономисты) и формул (математики), никакого отношения не имеющих к этому самому популярному в экономическом, статистическом и математическом моделировании преобразованию распределений случайных величин (aka квантильному преобразованию).
Как много в теории вероятностей терминов и обозначений! Многие из них имеют вполне привычный вид, означая при этом что-то новое, непонятное и страшное!
— Что это за стрелочка:
""?
— Стремится!
— Куда?
— Туда! — И рукой эдак слева направо...
(Экзамен по Т.В. на ММФ НГУ, 1998 г.)
Задача: Оценить вероятность отклонения с. в. x от своего среднего значения на величину большую, чем 4 корня из дисперсии.
Вот эти "четыре корня из дисперсии" в одной работе:
![]() |
![]() |
Попробуйте-ка сказать, что это не «4 корня из дисперсии»!
А это тоже они — в другой работе:
![]() |
![]() |
Или, скажем, задача начинается так:
Пусть п. н.
Комментарий студента на полях:
![]() |
p =1, ![]() |
П. н. означает "почти наверное", или "с вероятностью 1". Как все-таки по-разному люди понимают простую надпись: "С вероятностью 1 значения случайной величины x лежат между a и b"! Каламбур-с...
Как вы думаете: если 143 студента 1 курса ЭФ одновременно рисуют график одной и той же функции, сколько существенно различных графиков получится? Если вы ответили "143" — вы угадали! Если меньше — вы невнимательно читали эту страницу с самого начала или сильно недооцениваете фантазию экономистов.
Из экономии места, времени и информационных ресурсов человечества мы выбрали из 143*3 графиков самые красивые. 143*3 — это по 143 к каждой из трех задач :-).
![]() |
Функции распределения случайной величины с одним и тем же распределением Пуассона с одним и тем же параметром l. |
![]() |
Функции распределения случайной величины x = const п. н. На этот раз константы разные — сначала "5", через две недели — меньше: "0" или "1". |
И третья задача:
Производится один опыт, в результате которого может произойти событие A
(с вероятностью 0.2).
Рассматривается случайная величина
x, равная 1, если A
произошло, и 0, если A не произошло.
Нарисовать функцию распределения
x.
![]() |
Функции распределения случайной величины с распределением Бернулли (вариант от варианта слабо отличался вероятностью успеха — 0.2 или 0.7. Имеется в виду успех в испытании схемы Бернулли). |
Вы видели графики? Нет, вы не видели графиков! Какая точка на вещественной оси: "А произошло"! Только положительная почему-то...
Как вы думаете, как выглядит график
функции ?
Можно побиться об
заклад, что вы ошибаетесь. Потому что выглядит он так:
![]() |
![]() |
А вот и финал. Печальный уже своей неизбежностью. Но очень радующий уникальностью (то есть неповторяемостью).
Вопрос: Ограничена ли вероятность события?
![]() |
Ответ: Нет |
Эту главу можно смело читать даже тем, кто не имеет ни малейшего понятия о математической статистике. Мы не будем касаться вещей специальных. Ведь уже к моменту начала изучения математической статистики студент ММФ с ужасом обнаруживает, что от него требуется (страшное дело!) уметь дифференцировать, интегрировать и решать неравенства с модулями. А еще нужно знать, что такое предел последовательности — мыслимо ли это?! Нет, все-таки страшная вещь — статистика!
Студенты ММФ обычно немногословны. Поэтому ниже представлены в основном формулы, снабженные нашими комментариями. Но какие формулы!
![]() |
Нестандартный
анализ: |
![]() |
Откуда такое берется?
Вот отсюда, например: |
![]() |
Можно еще и так, но это уже не для всех: |
![]() |
А вот и условная вероятность:
|
![]() |
Решаем неравенство
с модулем: |
Неравенства такого типа (чтоб вы знали) решаются просто: берем
и переворачиваем знаки неравенств в обратную сторону. Все!
![]() |
И еще раз решаем. Заметьте — последняя вероятность все-таки
равна нулю: тут еще не все потеряно! |
![]() |
А вот критерий. Да еще и
наиболее мощный: |
Критерий — это всего только способ выбора одной из двух (в данном случае) гипотез ( H1 или H2 ) в зависимости от выборки. Как вы думаете, какая из гипотез больше нравится автору ответа? И чему все-таки равна эта "наибольшая", как утверждается, мощность данного критерия, то есть вероятность при верной гипотезе H2 ее же и выбрать? И не маловато ли будет? И, наконец, при чем тут выборка?
Читая классиков:
![]() |
Распределение Бирнуля |
О, Бирнуль! Результат фонетического анализа, проведенного одним из студентов ЭФ, проливает свет на это имя: бир — один (казах.), нуль — ноль (русск.).
![]() |
Теорема Фшире. Вариант: теорема Шифера. |
Пример Кантора — Валесница. |
(Из тетради с лекциями, ММФ, 2002). На вопрос «кто такой Валесниц?» автор предположил, что это какой-то польский математик.
![]() |
ЗБЧ в форме Кинчева (ММФ, 2002). |
Слова, слова, слова...
![]() |
. . . так как стоит единица, которая очень сильно мешает... |
![]() |
. . . можем пронести по теореме Лебега |
![]() |
Нормальное распределение: N(a1-a2, 0) |
Вопрос: Вытекает ли из сходимости по
вероятности
сходимость
?
Ответ:
![]() |
Да. xn сходится к x по вероятности, следовательно, слабо сходится. Одно из определений слабой сходимости — сходимость функций распределения в точках непрерывности. 2 — точка непрерывности, поэтому . . . |
Вопрос армянскому радио:
— Может ли в точке x=2 функция иметь разрыв?
— Ну что вы! Это же такая хорошая точка!
Худсон Д., "Статистика для физиков", Мир, 1970:
![]() |
Конечное и бесконечное в математике:
|
А вы говорите — "ЗБЧ, ЗБЧ" . . . ЦПТ!
![]() |
|
Образец IF — THEN — ELSE конструкций:
если
то
, иначе — еще хуже.
Уже к началу знакомства с математической статистикой (т.е. сразу после курса теории вероятностей) среднестатистический студент бывает настолько убежден в великом могуществе центральной предельной теоремы (см. выше) и в нормальности распределения всего сущего (еще выше), что разубедить его в этом не под силу никакому здравому смыслу.
Диалог при сдаче расчетного задания над выборкой из равномерного распределения на отрезке [0, q] :
— Имеет ли среднее арифметическое
нормальное распределение?
— Да, конечно, с параметрами q / 2 и q 2 / (12 n).
— Давайте возьмем n = 1. Имеет ли X 1 нормальное распределение?
— Разумеется, с параметрами q / 2 и q 2 / 12 .
— Да, но ведь X 1 имеет равномерное распределение, как с этим быть?
— (пауза) А оно имеет одновременно и то, и другое распределение!
(Из воспоминаний одного преподавателя)
Это — что говорят. А вот что пишут:
Задача:
Имеет ли среднее арифметическое n независимых случайных величин с
равномерным распределением на
отрезке
нормальное распределение? Если "да", то с какими параметрами?
Ответы не отличаются разнообразием: на N решений приходится N-3 "да". И параметры есть. Некоторые из этих "да" вы можете увидеть в подробностях:
![]() |
![]() |
![]() |
Может, мы чего не понимаем, а?
Декабрь и май — время бесплодных надежд преподавателей и студентов. Первых — на то, что хотя бы в этом году обойдется без слишком отрицательных или уж очень положительных вероятностей, ну а вторых, как обычно, на то, что и такие сойдут.
— Да у Вас же вероятность отрицательна!?
— Я все правильно делал, давайте проверим выкладки!
(Из воспоминаний об ЭФ одного профессора)
Квантили: квартили, децили, процентили, а еще восьмили и десятили
Квантили уровня –2,5 и –8.
Не пугайтесь, это всего только точки, в которых функция распределения (вероятность чего-то там, кажется) равняется как раз –2,5 или –8.
Вероятность ошибки 2-го рода стремится к
–
Или
(опять же, при )
Ксюгма и зюгма: о пользе языков изучения
. . . от ксюгмы.
От q ("theta", "тэта"), то есть. А говорят, еще вторая есть — "зюгма". И кто бы это?
![]() |
ЗБЧ в форме Чернышева (ЭФ, 2007). |
В общем, понятно, кого с кем тут скрестили...
Посмотреть это нельзя. Это можно было только услышать.
Получается
, я только забыла — y
сокращается или остается?
(ЭФ, 774)
Извините, я не догадалась, чему равно
(того же автора)
Комментарий: речь идет о функции распределения гауссовского закона, существующей лишь в табличном виде
Посчитал математическое ожидание и дивергенцию случайной величины (ММФ, 602)
Распределение Стьюдента с n степенями защиты (ЭФ, 771)
Закон больших чисел Хинчена (ЭФ, 271)
Комментарий: это уже достижения не польских, а китайских математиков: Хин-Чен, Ли-Си-Цын
Следующие откровения — настоящая ода настоящим математикам. А из оды, как известно, слова не выкинешь.
Определение предела — это любимое определение каждого настоящего математика. И когда к этому определению пытается приклеиться какая-то «сходимость по вероятности», настоящий математик испытывает сложные чувства. Так и хочется ему сказать: «руки прочь от сходимости!» ;)
![]() |
Настоящие математики любят свободные переменные. |
![]() |
И не просто любят, а очень любят. |
![]() |
Настоящие математики любят нетривиальные конструкции. «Что такое сходимость по вероятности? » — вопрошает себя настоящий математик. И отвечает: «Это когда сходимость случайных величин влечет сходимость матожиданий». |
![]() |
Настоящие математики употребляют все виды сходимости одновременно, но все равно не угадывают. |
![]() |
И снова не угадывают. |
![]() |
Настоящие математики любят, когда числовая последовательность не очень сильно сходится. |
![]() |
И не просто любят, а очень любят. |
Настоящие математики любят настоящие определения:
![]() |
Дисперсии Dx=E(x–Ex)=Ex2–(Ex)2. Вот еще: ![]() |
![]() |
Ковариации cov(x,h)=Dxh–DxDh |
![]() |
Еще ковариации cov(x,h)=E(x–h)(Ex–Eh) |
Интегралы — это отдельная настоящая история.
![]() |
Вот настоящие математики выносят x из-под знака интеграла: Mx= ∫ x dFx(x)=x ∫ dFx(x) |
![]() |
Вот настоящие математики интегрируют монотонную функцию. |
![]() |
Вот настоящие математики интегрируют неотрицательную функцию. |
![]() |
Вот настоящие математики интегрируют функцию на отрезке. |
И вот итог (как водится, печальный):
![]() |
Намеки авторов на авторство принимаются по е-mail
cher@nsu.ru
Авторизуем. Навешиваем копирайт. Запросто.
Спешите прославить в веках свое имя!
Страна хочет знать своих героев!
![]() |
![]() |
![]() |
|