Для большинства людей составление резюме – это сложная задача, которая требует много времени. Сделать это, будучи студентом, у которого нет опыта работы или он ограничивается парой стажировок и летних подработок - задача для супермена.
Было бы замечательно, если бы существовал пошаговый план написания резюме, которое приведет вас на собеседование почти каждый раз, когда вы будете его использовать. И такой план существует! Вот он, перед вами. Всего несколько детально описанных шагов приведут вас на работу мечты или приблизят к ней. А если после прочтения каких-то разделов у вас останутся вопросы, обязательно пишите нам на career@nsu.ru, и мы дополним путеводитель вашими примерами.
Резюме – это короткий документ (1-2 страницы), который используется, когда вы хотите рассказать своему будущему работодателю историю своего опыта работы, достижений и навыков. С французского “résumé” переводится как «подведение итогов».
Итак, если вы поняли, что вам нужно именно резюме, но перед вами все еще чистый лист, все написанное ниже - для вас.
Выбор правильного формата резюме – ответственный шаг, который может стать ключом к тому, чтобы менеджер по персоналу пригласил вас на собеседование.
Как выбрать лучший формат? Лучший - тот, который работает на вас. Выберите вариант, наиболее подходящий для вашего опыта, квалификации и вакансии, на которую вы претендуете.
Это самый популярный, простой и безопасный формат резюме.
Структура хронологического резюме:
В таком резюме основное внимание сосредоточено на блоке опыта работы, который расположен в центре страницы.
За | Против |
---|---|
Рекрутеры знакомы с таким форматом. Они точно знают, где находится важная для них информация и не пропустят ее |
Если у вас небольшой опыт работы, но высокий уровень необходимых навыков и крутые достижения, придется приложить немало усилий, чтобы глаз рекрутера попал на нужные блоки. Этот вариант не идеален для демонстрации навыков |
Обратный хронологический формат подчеркивает пик вашей карьеры – вашей последнее место работы, наиболее актуальное для рекрутера |
Если у вас есть большие пробелы в истории работы, то рекрутеры обязательно их заметят |
Если первичный скрининг резюме осуществляется с помощью программного обеспечения, то бот точно сможет найти нужные разделы и извлечь необходимую информацию | Это не идеальный вариант резюме, если вы решили сменить сферу работы и у вас недостаточно опыта работы на позиции, аналогичной той, на которую вы претендуете |
Функциональное резюме может стать отличной альтернативой хронологическому. Оно фокусирует внимание рекрутера на навыках, делая вашу кандидатуру более необычной, интересной и по-своему уникальной, не отбрасывая при этом блок опыта работы.
Кто выигрывает от функционального резюме?
Структура функционального резюме:
Чтобы функциональное резюме сработало правильно, нужно связать ваши ключевые навыки с конкретными достижениями, которые подчеркнут, как ваше мастерство помогло добиться впечатляющих результатов на деле. Будьте конкретны: расскажите, например, как ваше умение разбивать задачи на простые действия помогло в организации внеучебного мероприятия в университете. Всегда приводите примеры, работодатели это любят.
Наверняка вы уже заметили, что какой бы формат резюме вы не выбрали, структурные блоки останутся одинаковыми. Меняется лишь их порядок и акценты.
Все действия, которые вы предпринимаете, чтобы резюме стало идеальным, будут напрасными, если окажется, что его сложно прочесть. Сделайте резюме разборчивым, обратив внимание на следующие моменты:
Кажется, мы рассмотрели все вопросы, касающиеся резюме в целом. Перейдем к отдельным блокам.
Всегда помните, что рекрутер читает резюме около 6 секунд. Сделайте так, чтобы он потратил время с пользой. Не начинайте резюме с заголовка Резюме. Рекрутер поймет, что вы ему прислали, просто взглянув на документ.
ИВАН ИВАНОВ |
||
+7 (999) 555-66-88 |
vk: ivanivanov |
Контактная информация всегда стоит на первом месте.
Обычный hr-менеджер крупной компании получает около 250 резюме в день. Как сделать так, чтобы ваше резюме не затерялось среди других? Написать синопсис, который покажет вас в сиянии самых лучших качеств и профессионализма!
Summary - это короткое введение из 50 слов (3-4 предложения), в котором дается обзор ваших навыков, опыта и достижений в соответствии с потребностями работодателя. Оно пишется сразу после контактной информации.
Некоторые кандидаты вместо синопсиса вставляют блок «Цель». Это тоже неплохо, но вот несколько аргументов, почему синопсис более эффективен:
Простое решение было бы таким: пишите цель, если не можете написать синопсис. Но давайте разберем несколько примеров, которые показывают, как хороший синопсис склоняет чашу весов в вашу пользу.
Посмотрите на первый пример: перед вами точно не резюме самонадеянного претендента. Эта девушка готова делать свою работу даже во сне. Она доказывает это своим опытом, навыками, достижениями и цифрами.
Во втором примере чувствуется мотивация и настоящее стремление работать в выбранной сфере. Но рекрутер не знает, на что способна кандидатка. Ему не хватает информации об опыте и достижениях.
Синопсис | Цель |
---|---|
Дипломированная медсестра с 2-летним опытом работы, стремится улучшить уход за пациентами клиники AAA. Благодаря проверенным навыкам ежедневного ухода и умению быстро решать проблемы значительно повысила удовлетворенность пациентов на предыдущем месте работы в больнице ZZZ и получила 95% положительных оценок наставников |
Выпускница NNN университета ищет работу в крупной больнице. Сострадательный и умелый уход за пациентами. Быстро налаживаю отношения с людьми и имею навыки решения проблем |
Как написать синопсис, если нет опыта работы? Наполните его своими лучшими достижениями в смежных областях. Мы расскажем об этом немного позже.
1. Сначала допишите резюме. Странно, да? Но когда вы закончите остальные блоки, у вас будет вся необходимая информация, чтобы составить из нее краткую выжимку.
2. Начните синопсис с
3. Вспомните, что вы делаете лучше всего, и напишите об этом. Включите в основную часть синопсиса:
4. Прочитайте описание вакансии еще раз. Маленькая хитрость: включите в синопсис те навыки и достижения, которые соответствуют требованиям работодателя. Например, если в вакансии вы читаете, что требуется (1) быстрый набор текста, (2) точность и (3) умение оптимизировать процессы, покажите работодателю, что владеете этими навыками:
5. Всегда оценивайте свои достижения. Добавьте цифры к описанию, чтобы сделать их более реальными для работодателя. Если вы напишете, что обучали сотрудников, будет здорово. Но если это будут 10 обученных стажеров, которые потом остались и стали полезны компании - зазвонит телефон:
Вернемся к ситуации, когда у вас нет многолетнего опыта работы. Не волнуйтесь: вам не нужен опыт работы, чтобы иметь достижения. Вспомните то лучшее, что вы сделали во время учебы, внеучебной деятельности, работы волонтером, благодаря спорту и увлечениям.
В итоге, включите все самое лучшее в эти несколько предложений, чтобы работодатель точно знал, что ему стоит читать дальше и позвать вас на собеседование, как мотивированного и квалифицированного кандидата.
Существует три ситуации, в которых раздел «Образование» стоит поместить перед разделом «Опыт работы»:
В остальных случаях рекомендуем поместить раздел «Образование» после раздела с историей вашего профессионального опыта работы.
Это базовая информация об образовании, которую рекрутер ожидает увидеть в любом резюме. Если вы еще студент или недавний выпускник, у которого мало опыта работы, рекомендуем добавить следующие данные, чтобы сделать резюме более впечатляющим:
Если представить резюме в виде обеда, то сейчас мы переходим к главному блюду: составлению истории вашего опыта работы. Когда работодатели просят ваше резюме, они в основном спрашивают о вашем опыте работы.
Даже если вы откликаетесь на «студенческую» вакансию стажера или специалиста начального уровня, и рекрутеры знают, что у вас не было времени, чтобы вести масштабную профессиональную деятельность, в 91% случаев они хотят увидеть опыт работы в вашем резюме.
Думаете, что у вас его нет? Подумайте еще раз. Учитываются любые попытки:
Даже если ваши занятия не были непосредственно связаны с должностью, на которую вы претендуете, они продемонстрируют, что вы надежны, организованны, ответственны и готовы развиваться.
Во-первых, при описании обязанностей и достижений пишите, что вы сделали, а не что делали. Если вы напишете, что занимались поиском новых клиентов, то не будете выделяться среди других соискателей. Но если вы скажете, что привлекли 20 клиентов со среднегодовым оборотом 200 тыс. каждый, то уверите работодателя в своей эффективности и будете далеко впереди конкурентов.
Во-вторых, не забывайте про цифры. Если вам нужно выделить навыки управления, напишите количество людей в своей команде. Если хотите доказать, что справляетесь с большим объемом информации, укажите, сколько наименований в списке литературы в вашем дипломе. А сколько участников пришло на университетское мероприятие, которое вы организовали? Как быстро вы освоили новый язык программирования?
В-третьих, используйте ключевые слова из описания вакансии. Внимательно прочитайте вакансию до конца, выделите основные потребности работодателя и ключевые слова, которыми он их описывает. Справились? Осталось включить их в свое резюме! Используйте их при описании обязанностей и достижений, образования и навыков, а иногда – даже хобби и интересов. Но помните: это не волшебные слова, которые обязательно подарят работу. Не используйте их, если не можете подтвердить свою квалификацию.
Поместите в этом разделе свои самые сильные релевантные навыки. Под релевантными мы понимаем те навыки, которые помогут выполнять работу, на которую вы пытаетесь попасть. Чаще всего их можно найти в описании вакансии.
Первое, что вам нужно знать, это то, что есть два разных типа навыков: hard (их еще называют профессиональными) и soft (мягкие, коммуникативные навыки).
Hard skills – это навыки, «которые трудно освоить». На самом деле, это профессиональные умения, такие как владение программой, сервисом, знание определенных правил.
Soft skills – это социальные навыки. Зачастую они связаны с личными качествами и составляют эмоциональный интеллект человека.
Наиболее востребованными навыками среди работодателей являются лидерство и умение работать в команде. Hard skills стоят лишь на третьем месте.
Теперь, когда мы закончили работу с основными разделами, стоит перечитать свое резюме и подумать, чего не хватает, чтобы окончательно впечатлить работодателя.
Несколько блоков, которыми вы можете дополнить свое резюме:
Выбрать, какой из них стоит включить в резюме, помогут следующие критерии:
Если информация, которую вы хотите разместить, прошла все уровни отбора, смело добавляйте ее в резюме.
Дважды перечитайте свое резюме, а лучше – дайте прочитать другу. Заметить ошибки с собственном резюме может быть очень сложно: вы наверняка провели за ним не один час и знаете наизусть.
Затем – проверьте резюме на грамматические и стилистические ошибки с помощью сервисов Главред, Орфограммка или похожих. Это особенно важно, т.к. из-за досадных ошибок у рекрутера может сложиться впечатление, что вам не хватает усидчивости и внимательности к деталям.
Коррекция прошла успешно? Сохраните резюме в формате .doc (или .docx) или .pdf. Оба формата широко используются рекрутерами. .doc или .docx предпочтительнее, если предполагается первичный скриннинг с помощью бота. Если вы сохраните резюме в формате .pdf, то у рекрутера не возникнет проблем с форматированием. Он получит его таким же красивым, каким вы его и отправили.
Назовите файл в формате «имя-фамилия-должность.pdf». Не стоит называть файл «resume.pdf» или «резюме.pdf», т.к. рекрутер не сможет отличить ваш файл среди множества других, названных подобным образом, даже если вы ему понравитесь.
Если вы все сделали правильно, отправьте резюме на проверку в Центр развития карьеры НГУ и переходите к написанию мотивационного письма.