ЭФ НГУ выделяется числом выпускников среди массы примерно 2000 экономистов и менеджеров, получающих ежегодно дипломы в Новосибирске (не говоря о Сибири). Мы выдаем всего около 80 бакалаврских дипломов экономистов, 25 бизнес-информатиков, 25 социологов, 50 менеджеров, 50 экономистов-юристов. Но тем не менее наблюдается непропорционально большое влияние факультета в экономической науке и в бизнесе, и это можно объяснить.
Важно подчеркнуть: наших охотно берут не на рядовые должности: «для простого бухгалтера они слишком образованы», скорее - для работ, требующих развитого таланта, аналитических способностей и навыков. Многие стали финансовыми аналитиками в крупных московских компаниях. Очень многие студенты к моменту окончания бакалавриата уже имеют опыт работы по интересующему их профилю и деловые связи, а в магистратуре параллельная с учебой работа уже типична.
С точки зрения продолжения образования в России, две ведущие магистратуры страны – РЭШ и ВШЭ – ежегодно принимают несколько десятков наших выпускников. Наши бакалавры там отлично успевают. Наша же собственная магистратура тоже достаточно сильна, имеет как академический, так и практический уклон.
Экономический факультет НГУ входит в список лучших по качеству образования в области экономики и управления вместе с РЭШ, ВШЭ, МГУ и СПбГУ. Много наших выпускников напрямую или через магистратуру РЭШ и ВШЭ поступило в лучшие университеты США и Европы на магистерские и PhD программы и успешно их закончило и продолжает, завоевывая международную славу своей alma mater, подобно Максиму Миронову и Аркадию Предтеченскому. Этим успехам способствуют хорошее преподавание иностранных языков, математики, и, главное, сопоставимость нашей учебной программы с зарубежными программами по экономической теории. Некоторую роль играет и установившаяся традиция летнего выезда целой группой студентов 2-3 курса на заработки и языковую практику в США.
С точки зрения экономической науки, профессора ЭФ НГУ достаточно заметны и готовят достойную смену. В российских изданиях доля ЭФ НГУ не очень отличается от его доли среди массы экономических университетов. Но в международных журналах (публикации), на крупных международных конференциях, ежегодные конгрессы Эконометрического общества и Европейской экономической ассоциации и в международных конкурсах на исследовательские гранты, Россия представлена в первую очередь университетом РЭШ, затем ВШЭ и ЭФ НГУ. Значительная доля выпускников ЭФ защитила кандидатские и докторские диссертации, 1-2 стало членами-корреспондентами РАН, многие экономические кафедры в Новосибирске, в Красноярске, Омске и в Екатеринбурге сформированы нашими выпускниками.
Задача ЭФ НГУ, его роль на образовательном рынке Сибири и страны – роль небольшого по масштабу, но ключевого факультета. Нужно впитывать самых талантливых и амбициозных абитуриентов Сибири и Средней Азии, и выпускать ярких и грамотных универсалов, способных как к науке, к аналитическому исследованию рынков, инвестиционных проектов и производств, так и к самостоятельному ведению бизнеса. Новосибирск растет, создан Технопарк, создается Академгородок 2.0 и есть перспективы соединения науки с производством – и далеко не насыщенный спрос на экономистов высокого уровня. Развивается связь с практикой: руководители успешных фирм, включая наших выпускников, читают на факультете отдельные лекции или ведут целые курсы по своему профилю. Их интересы привлечения работников совпадают с интересами со стороны студентов.
Чтобы соответствовать растущим и меняющимся требованиям жизни и академической среды, включая Болонскую систему, факультет развивает и будет развивать учебный план и методы обучения. Факультет всегда делал и будет делать ставку не на «натаскивание» на специфичные бизнес-задачи, а на развитие аналитических способностей и широты кругозора. На сегодня, содержание учебного плана достаточно заметно сориентировано на соответствие международным стандартам: его основу составляют микроэкономика, макроэкономика и эконометрика, читаемые в достаточном объеме и на высочайшем уровне. Большинство преподаваемых дисциплин перешли на менее субъективный, письменный, контроль знаний с распределением контрольных по семестру. Предстоит также освоить модульную разбивку курсов и большую гибкость выбора студентом своей специализации. В целом, наши маяки в образовании – это лучшие международные университеты, факультету есть куда расти не вширь а вглубь, и есть планы.