Интервью с Президентом ЭФ

anton_unitsyn_AU_013203.jpg

Как создать факультет, где не разочаровываются?

Из-за востребованности экономического образования у современных абитуриентов, профильных факультетов становится всё больше и больше. Но количество не привело к росту качества, и в какой-то момент даже начали поговаривать об обесценивании дипломов экономистов, но только не экономистов НГУ. Здесь экономический факультет существует с 1968 года и всё это время выпускает высококлассных специалистов. Рекрутинговые компании называют выпускников ЭФ НГУ самой желанной добычей для уважаемых работодателей не только в Новосибирске. Столичные вузы, такие как Высшая школа экономики, охотно принимают бакалавров из НГУ, так как они уже успели себя зарекомендовать как отличные студенты. 

Практически 30 лет факультетом руководит Гагик Мкртичевич Мкртчян. За это время он стал одним из самых узнаваемых лиц в НГУ, а его экономический факультет – ориентиром (и подчас недосягаемым) для остальных. Нам Гагик Мкртичевич рассказал, как ему это удалось, где подход к образованию серьёзней – у нас или на Западе, а также что прежде всего необходимо уметь настоящему преподавателю. Г.М. Мкртчян – доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета с 1985 года, Президент экономического факультета с 2017 года, член-корреспондент Международной академии высшей школы (1995), член-корреспондент Академии экономических наук и предпринимательской деятельности РФ (1993), член экспертного совета ВАК России, член редколлегии Всероссийского журнала «Регион: экономика и социология», председатель и член различных научных советов, директор Российского отделения Германо-Российского института общего экономического образования, учредитель международного учебно-методического журнала «Экономика: вопросы школьного экономического образования», эксперт Национального фонда подготовки кадров РФ, главный научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Награды: Лауреат премий и конкурсов научных работ СО АН (1974, 1985, 1990), медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, почетное звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации" (2010).

- Гагик Мкртичевич, вы не страдаете от нехватки абитуриентов даже во времена сложных демографических ситуаций. Чем ваши студенты мотивируют свой выбор?

- В первую очередь это рекомендации родных и друзей. Очень многие родители, окончившие наш факультет, потом приводят своих детей – «Только к Вам, Гагик Мкртичевич».

Вообще, я многих сюда привлёк: раньше на Дне открытых дверей на общем собрании давали слово каждому декану, и я к себе всегда переманивал абитуриентов. Мне родители так и признавались, что сначала хотел их ребёнок на один факультет поступать, а увидел меня – и только на экономический.

- Скажите, а такие попавшие под Ваше обаяние абитуриенты потом не разочаровываются в своём выборе?

- О, у нас сложно разочароваться. Мы даём такие навыки, которые помогают сориентироваться, устроиться в любой жизненной ситуации.

Вот, например, направление «социология». Финансировать социологические исследования себе могут позволить только богатые государства. Но наши выпускники (а надо сказать, что среди социологов в основном выпускницы) могут не переживать, что их умения не пригодятся здесь в связи с кризисами и подобными сложными ситуациями.

Дело в том, что на всех направлениях у нас основательная экономическая подготовка, много внимания уделяется математическим методам в экономике. Я настоял на такой программе и для социологов, когда мы открывали направление. Помню, доходило до прямых конфликтов, так как представители направления считали излишним такое фундаментальное образование. Но в итоге меня поддержали доктора наук, учёный совет, и думаю, теперь выпускники социологии мне только благодарны: я знаю тех, кто стал финансовыми директорами крупных компаний, многие занимаются маркетингом, что подчас прибыльнее социологических исследований.

- Как в таком случае абитуриентам не разочаровать вас? Что они должны уметь показать и к чему должны быть готовы?

- Без знания математики у нас делать нечего. Тщательное изучение математики - та традиция, которую я считаю своим долгом сохранить так же, как и высокое качество образования. Мы не ставим оценки просто так. Поэтому у нас появились так называемые повторные курсы. Если у студента «двойка» за какой-либо предмет, то мы обязаны его отчислить. Чтобы дать таким ребятам ещё один шанс, мы переводим их на индивидуальный план обучения. Таким образом, они могут сдать этот экзамен в любое время, прослушав курс ещё раз. Да, за его посещение нужно будет дополнительно заплатить. Но это плата не за оценку, что, к сожалению, встречается в других вузах, это плата за ещё одну возможность выучить, как следует.

- Вы ориентируете своих студентов на занятие наукой?

- Конечно, нам хотелось бы, чтобы студенты занимались фундаментальной наукой. Но большинство из них выбирает прикладное направление.

Когда студенты выбирают для дипломной работы анализ логистики какого-нибудь небольшого предприятия – это простой путь. Конечно, грамотная логистика требует знаний, но это не выявление всеобщих закономерностей. В магистратуре мы уже требуем настоящих научных исследований, в магистерской диссертации необходимо обосновать научную новизну.

- К слову, о магистратуре: у вас уже появилась англоязычная магистратура, ваш факультет первым в университете перешёл на Болонскую систему обучения бакалавр-магистр. В развитии факультета вы стараетесь ориентироваться на Запад?

- Да, мы учимся у них лучшему. Совместные проекты с европейскими университетами есть у нас с начала 90-х гг. Есть стереотип, что на Западе более серьёзный подход к обучению. Но посмотрев на их модели проведения занятий, я скажу, что это мы слишком серьёзные.

Там студенты всегда предварительно изучают материал и могут задать профессору вопросы с ходу, свободно общаются с ним, у нас же господствует подход, когда преподаватель объясняет сам новую тему.

При этом я не могу сказать, что мы проигрываем в качестве обучения. Об этом свидетельствуют успехи наших выпускников: они делают научные и преподавательские карьеры не только в лучших экономических вузах России, но и на Западе. Один знакомый мне как-то полушутя «жаловался», что отправил сына изучать экономику в университет Чикаго, а профессор у него был наш выпускник. В то же время несомненный плюс западного подхода в большом количестве курсов от ведущих практиков: там принято, что люди, добившиеся серьёзных успехов в бизнесе, накопив себе «подушку безопасности», идут ради удовольствия в преподавание. Получаются курсы, насыщенные жизненными ситуациями.

- Но ведь и ваши выпускники охотно идут читать лекции на родной факультет…

- Действительно, выпускники не забывают родной факультет, помогают как спонсоры и делятся своим опытом на встречах со студентами. К сожалению, пока это не выливается в цельные курсы. Хотя у нас в программе есть уточнение, что крупные топ-менеджеры приравниваются к докторам наук (а в магистратуре 60 процентов преподавателей должны иметь докторскую степень).

Преподавателем быть не просто, нужно уметь рассказать так, чтобы тебя слушали, чтобы аудитория затихала, когда лектор входил в зал. Мои учителя были такими, а сейчас люди, которые умеют чётко излагать свои мысли, становятся редкостью.

- Выходит, преподаватель должен быть яркой личностью, а декан как лицо факультета – в особенности. Что ещё среди должностных обязанностей декана?

- Декан делает всё. И представляет факультет, и создаёт его: от учебных программ до ремонта общежития – нужно вникать во всё. Например, представьте, большая часть из 170 преподавателей – женщины. Управлять таким коллективом – это же целое искусство!