Быстро меняющийся, многомерный современный мир всё больше зависит от новых технологических решений. В нём много новых вызовов: от локальных и даже индивидуальных до глобальных, как пандемии или климатические изменения. Умение решать нестандартные задачи, больше того – формулировать бизнес-идеи – это главный философский камень богатства в современном бизнесе. Красивая и жизнеспособная бизнес-идея – это самый дефицитный и желанный ресурс бизнеса. Вот почему так растет спрос на креативность, на внешнее и внутреннее предпринимательство, на способность найти бизнес-идею, которая может создавать новые рынки - рынки будущего.
Можно ли этому научить? И да, и нет. «Нет» - потому что креативность, предпринимательское мышление – это сплав качеств, способностей человека и его целеустремленности. Не каждому дано, не всем интересно. «Да» - потому что при наличии потенциала и стремления, способности можно развивать, давать человеку инструментарий работы с бизнес-идеями, знакомить с подходами и моделями принятия решений в инновационном предпринимательстве, начиная от зарождения бизнес-идеи и заканчивая ее коммерциализацией.
Экономический факультет НГУ впервые открывает прикладную магистратуру, со ставкой на практико-ориентированные навыки. Программа будет опираться на опыт индустриальных партнеров и привлекать международных участников. Мы предлагаем студентам уникальную возможность проработать предпринимательскую идею, сформировать команду и защитить бизнес-проект. Бизнес-идея может быть как своей, так и сформированной по заказу партнеров. Сопровождением студенческих проектов будет заниматься группа экспертов-трекеров с опытом работы в бизнес-проектах.
Выбор проекта, комбинация обязательных курсов и курсов по выбору позволит студентам сформировать индивидуальный трек обучения с фокусом на предпринимательстве или на управленческих навыках работы в средних и крупных компаниях, ведь инновационная деятельность – это реалии современного бизнеса, стремящегося к развитию и лидерству на рынке.
Концептуальная схема программы
Программа состоит из двух образовательных блоков: 1) функциональные образовательные модули; 2) практические модули (см. схему).
Целевая аудитория программы
· Выпускники всех направлений бакалавриата ЭФ НГУ, заинтересованные в развитии компетенций для создания собственного дела, в том числе, технологического стартапа, работы в качестве менеджера инновационного бизнес-проекта, менеджера по инновациям в крупной компании или в организациях инновационной инфраструктуры.
· Выпускники бакалавриата других факультетов НГУ и других вузов, заинтересованные в получении финансово-экономических знаний и развитии предпринимательских компетенций, в том числе «мягких» навыков, планирующие стать технологическими предпринимателями или корпоративными инноваторами.
· Специалисты по коммерциализации научных институтов СО РАН, стремящиеся дополнить технические знания компетенциями, связанными с исследованиями рынка, построением финансовой модели проекта, разработкой стратегии защиты интеллектуальной собственности.
· Действующие предприниматели, желающие обновить и дополнить имеющиеся компетенции.
· Специалисты и менеджеры компаний, желающие обновить и дополнить имеющиеся компетенции, с акцентом на предпринимательские навыки.
Преимущества программы
- Практико-ориентированная программа
-
Включает проектную деятельность, связанную с развитием бизнес-идеи или стартапа
- Связана с экспертами-практиками и индустриальными партнерами
Практика
Практика – важнейшая составляющая магистерской программы. Работа над собственной бизнес-идеей или идеей индустриальных партнеров, боард-митинги, мастер-классы от практиков будут проходить все время обучения. Кроме того, программа предусматривает производственную практику в Академпарке, компаниях-партнерах.
Результат обучения на программе
- Знания, необходимые для создания собственного дела, в том числе, технологического стартапа
- Знания, необходимые для развития корпоративных проектов в сфере инноваций (в т.ч. внутреннего предпринимательства)
- Знание правовых основ предпринимательства и защиты интеллектуальной собственности
- Знание методов и инструментов, необходимых для поиска бизнес-идеи, построения бизнес-модели и бизнес-плана
- Навыки применения инструментов предпринимательского мышления
- Навыки анализа рынка и проведения исследования потребителей
- Навыки построения финансовой модели проекта
- Навыки проведения презентаций проекта на питч-сессиях
- Навыки командной работы
Итоговая аттестация
Выпускная квалификационная работа. Магистерская работа выполняется на основе проекта по разработке бизнес-идеи. В качестве ВКР может быть представлен как сам бизнес-проект, так и исследование актуальных проблем разработки и реализации бизнес-проектов (на основе проектной деятельности студента).
Структура программы по семестрам
1 семестр
Обязательные курсы
Курс
|
Аннотация
|
Экономика предпринимательства
|
- Понятие предпринимательства: западный и российский подходы.
-
Самозанятость как разновидность предпринимательства
-
Теории предпринимательства.
-
Факторы предпринимательства.
-
Финансирование предпринимательских фирм.
-
Экономическое влияние предпринимательских фирм.
-
Государственная политика в отношении предпринимательства.
-
Налогообложение предпринимателей.
|
Создание и развитие стартапа
|
- Формулирование бизнес-идеи и ее оценка.
-
Алгоритм трансформации базовой идеи в бизнес-модель.
-
Понятие бизнес-модели.
-
Разработка бизнес-модели: подход Гассмана.
-
Формализация бизнес-модели: подход Остервальдера и Пенье.
-
Создание стартапа.
-
Отличия стартапа от устоявшейся компании.
-
Customer Development: формулирование гипотез, проблемные интервью, верификация потребителей
-
Методики и инструменты развития стартапа: Lean startup, HADI-цикл, модель S.P.A.C.E.
-
Бизнес-план как программа действий стартапа.
-
Основные разделы бизнес-плана.
-
Этапы развития стартапа.
|
Маркетинг инноваций
|
-
Маркетинг и инновации;
-
Инновации как товар;
-
Маркетинговые аспекты создания новинок;
-
Рынок инноваций;
-
Продвижение инноваций на рынок;
-
Ценообразование в сфере инноваций.
|
Управленческая экономика
|
- Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия, эластичности.
-
Цели деятельности фирмы.
-
Теория и оценка издержек: постоянные, переменные, маркетинговые.
-
Принятие решений фирмой на рынке совершенной конкуренции, монополии, олигополии.
-
Маржинальный и инкрементальный анализ.
-
Теоретические основы ценообразования.
-
Трансакционные издержки.
-
Информация как экономический ресурс, риск и неопределенность.
|
Прикладное стратегическое управление
|
|
Инновационная экосистема
|
- Инновационная среда и ее структура.
-
Концепция инновационного потенциала.
-
Национальные инновационные системы.
-
Государственно-частное партнерство.
-
Концепция тройной спирали.
-
Элементы инновационной инфраструктуры.
-
Производственно-технологическая инфраструктура: технопарки (научные парки), бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, коворкинги, хакспейсы.
-
Финансовая инфраструктура: различные типы фондов, частные инвесторы, фондовый рынок, краудфандинговые и краудинвестинговые площадки.
-
Экспертно-консалтинговая инфраструктура: центры консалтинга, организации по оказанию услуг, центры трансфера технологий.
|
2 семестр
Обязательные курсы
Курс
|
Аннотация
|
Инновационный менеджмент
|
- Инновации: понятие и значение.
-
Инновационный процесс.
-
Построение инновационной организации.
-
Развитие инновационной стратегии.
-
Поиск инноваций.
-
Отбор инноваций.
-
Внедрение инноваций.
-
Получение выгоды.
|
Финансовое моделирование и юнит-экономика
|
- Финансовое моделирование бизнес-идей
-
Инвестиционная привлекательность проекта
-
Бюджет проекта.
-
Методы оценки эффективности проекта.
-
Оценка проектов на ранних стадиях инновационного развития.
-
Суть метода юнит-экономики.
-
Понятие «юнита».
-
Основные метрики юнит-экономики.
-
Сферы применения и примеры расчетов юнит-экономики.
|
Маркетинговые исследования
|
- Бизнес-задачи и их реализация через маркетинговые исследования.
-
Планирование исследования, постановка целей, задач, определение гипотез.
-
Качественные методы исследования
-
Количественные методы исследования
-
Ритейл-аудит
-
Ограничения методов
-
Маркетинговая аналитика
|
Трансфер технологий и коммерциализация
|
- Технологические тренды современности как основа для инноваций
-
Рынки НТИ.
-
Трансфер технологий и его форматы.
-
Типы лицензирования интеллектуальной собственности и их применение.
-
Расчет цены лицензии и виды платежей.
-
Процесс и сценарии коммерциализации инноваций.
-
Product Development.
|
Курсы по выбору
Курс
|
Аннотация
|
Управление талантами и лидерство
|
- Специфика управления персоналом высокотехнологичных компаний
-
Профессиональные навыки и «soft skills».
-
Привлечение талантов.
-
Управление целями и эффективностью.
-
Развитие карьеры.
-
Оценка таланта специалистов и преемственность.
-
Обучение.
-
Личная эффективность.
-
Персональное и командное лидерство.
|
Системы управления персоналом
|
|
Инвестиционный менеджмент
|
- основные понятия;
-
российский рынок инвестиций;
-
инвестиционный анализ финансовых активов – акции и облигации;
-
принципы корпоративного управления;
-
коллективное инвестирование; инвестиционная стратегия компании;
-
основные подходы к оценке бизнеса
|
Инструменты предпринимательского мышления
|
- Современные концепции творческого мышления в бизнесе.
-
ТРИЗ.
-
Дизайн-мышление.
-
Латеральное мышление.
-
CRAFT.
|
3 семестр
Обязательные курсы
Курс
|
Аннотация
|
Управление проектами
|
- Современные концепции проектного управления.
-
Процессы проектного менеджмента.
-
Внешняя среда бизнес-проектов.
-
Содержание проекта, группа процессов планирования проекта.
-
Планирование и контроль исполнения бюджета проекта.
-
Финансовый инжиниринг проекта.
-
Управление персоналом проекта.
-
Управление продолжительностью проекта.
-
Управление качеством.
-
Управление исполнением проекта.
-
Управление рисками.
-
Управление инновационными проектами.
-
Коммерциализация результатов ПИД
|
Управление интеллектуальной собственностью
|
- Системы охраны интеллектуальной собственности.
-
Авторское право и смежные права.
-
Патентные права и секреты производства.
-
Средства индивидуализации: фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки.
-
Разработка стратегии охраны, использования и защиты интеллектуальных прав
|
Курсы по выбору
Курс
|
Аннотация
|
Цифровой маркетинг
|
- Новые медиа как пространство для маркетинга.
-
Операционные процессы цифрового маркетинга: привлечение клиентов, конверсия, сохранение, рост клиентской базы.
-
Управленческие процессы: планирование цифрового маркетинга, ситуационный анализ, постановка целей, разработка стратегии позиционирования.
-
Цифровые каналы.
-
Интернет-медиа: медийная реклама, поиск, партнерские программы, спонсорство.
-
E-mail- и вирусный маркетинг.
-
Мобильные платформы.
-
Игры.
-
Пользовательский контент.
-
Видеореклама на мониторах.
-
Цифровое телевидение IPTV.
-
Оценка эффективности маркетинговых коммуникаций.
|
Предпринимательские команды
|
- Команда как особая форма организации труда.
-
Основные характеристики групп и команд.
-
Командообразование как парадигма управления современными организациями.
-
Эволюция и разновидности командных форм организации труда.
-
Кроссфункциональные команды.
-
Проектные и творческие команды.
-
Географически разнесенные и виртуальные команды.
-
Управленческие команды.
-
Специфика предпринимательской команды.
-
Команда стартапа: Founder Team, Core Team, SemiCore Team.
-
Характерные проблемы предпринимательских команд.
-
Измерение эффективности команды.
-
Компетенции и роли участников команды.
-
Организация деятельности команды.
-
Коммуникации в команде: модерация, обратная связь.
-
Мотивация команды.
-
Обучение и развитие команд.
-
Практика командообразования.
|
Управление развитием бизнеса
|
|
4 семестр
Курсы по выбору
Курс
|
Аннотация
|
Электронная коммерция
|
- Влияние электронных коммуникаций на традиционный бизнес.
-
Понятие электронной коммерции.
-
Среда электронной коммерции.
-
Бизнес-модели электронной коммерции.
-
Инфраструктура электронной коммерции.
-
Управление цепями поставок и электронное снабжение.
-
Управление отношениями с клиентами и электронный маркетинг.
|
Цифровая трансформация экономики и аналитика больших данных
|
- Введение в большие данные.
-
Цифровая трансформация экономики.
-
Философия цифровизации.
-
Жизненный цикл анализа больших данных.
-
Как управляются проекты больших данных.
-
Регрессионные задачи.
-
Задачи классификации и кластеризации.
-
Языки Python и R, стек библиотек анализа данных.
-
Готовые решения анализа данных.
-
Проблема переобучения.
-
Регуляризация.
-
Машина опорных векторов.
-
Нейронные сети. Глубинные нейронные сети.
-
Научные проблемы в области больших данных.
|
Правовые аспекты предпринимательства
|
- Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования.
-
Субъекты предпринимательской деятельности: порядок возникновения и прекращения.
-
Правовой режим имущества в предпринимательской деятельности.
-
Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
-
Предпринимательские договоры.
-
Корпоративное (внутрифирменное) право.
|
Ораторское мастерство и искусство убеждения
|
- Эффективная коммуникация.
-
Мастерство публичного выступления и презентации.
-
Ведение деловых переговоров и искусство продаж.
-
Работа с возражениями.
-
Конфликты.
|
Команда программы
ПРИВЛЕЧЕННЫЕ ПРЕПОДАВАТЕЛИ для новых курсов и ТРЕКЕРЫ имеют опыт в сфере предпринимательства и в сфере преподавания. Центр трансфера технологий НГУ, ЦФТ, консалтинговые компании Ап-Тайм и Корпус, агентство Brand street, Агентство защиты интеллектуальных прав «Инко», бизнес отель Миротель, Школа мышления – специалисты этих и других компаний и организаций работают в программе.
Потенциальные партнеры программы
- Дирекция и компании Новосибирского Академпарка
- Ассоциация выпускников экономического факультета НГУ
- Дирекция магистерской программы MasterUp Университета Кадиса (Испания)
Вступительные испытания: а) собеседование по базовым знаниям в области экономики и управления (микроэкономика, финансы, менеджмент); б) иностранный язык; в) конкурс индивидуальных достижений.