В журнале Logos et Praxis опубликована статья Ксении Калашниковой об исследовательских интерпретациях аутентичности, сфокусированных на городском пространстве.
Калашникова К. Н. В поисках «настоящего»: к вопросу об интерпретации аутентичности в концепции социального пространства А. Лефевра // Logos et Praxis. 2021. Т. 20, № 4. С. 88–99. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.4.10.
«В последние годы слово «аутентичность» становится популярным и за пределами академических кругов. В крупных городах появляются «аутентичные» кафе и рестораны. Этот маркер для пространств такого рода становится знаком качества и подтверждением того, что еда – настоящая, атмосфера – уникальная, а посетители – ценители или же снобствующие эстеты. Аутентичность сегодня – это инструмент, придающий дополнительную ценность материальным объектам, а также опыту жизни человека в городе.
В настоящий момент «аутентичность» становится все более популярным понятием и все чаще используется в обыденной речи. … Такая популярность может быть обусловлена «кризисом аутентичности», который описывается в психологии как потеря самого себя, глубинное противоречие между тем, что человек делает, и тем, кем он себя на самом деле считает, а в контексте городского развития «конфликт между корпоративным городом и городской деревней мы ощущаем как кризис аутентичности». Проблема искусственности и самих себя, и окружающих пространств подталкивает к познанию других культур и поиску «настоящего». Например, для туристов «аутентичность» служит маркером места, которое непременно стоит посетить, чтобы окунуться в атмосферу определенной культуры или эпохи».
Вполне ожидаемо, что отсутствует единый подход к социологическому определению аутентичности и, как следствие, с отсутствуют устойчивые индикаторы для ее измерения в эмпирическом анализе. В статье представлен обзор подходов к определению аутентичности, предложен способ их классификации: аутентичность как объективная характеристика, как социальный конструкт и как чувство.
Аутентичность как объективная характеристика основана на подтвержденном авторстве или отнесенности ко времени, месту, технологии:
«На уровне репрезентаций пространства производятся показатели аутентичности как объективной характеристики сообществом профессионалов, например, в ситуациях оценки ценности архитектурной среды: действительно ли рассматриваемые объекты можно отнести к определенному времени или культуре? Если в связи с определенной экспертизой эта отнесенность доказана, то аутентичность среды обладает объективным характером».
Аутентичность как сконструированная категория основана на восприятии образов места, его символов и статусов. Аутентичность как чувство человека возникает в процессе индивидуальной и коллективной деятельности в пространстве и характеризуется как ощущение «укорененности», «настоящести» и полноценности опыта:
«В качестве примера проявления аутентичности как чувства можно привести опыт нахождения в среде, имитированной под определенную историческую эпоху или место. Даже если окружающие объекты не обладают аутентичностью как объективной характеристикой, человек может испытать спектр чувств, которые сделают место аутентичным на уровне его восприятия».
Уловить эти три проявления и описать аутентичность в ее многомерности возможно с помощью концепции социального пространства А. Лефевра, «пространственной триады», которая состоит из репрезентаций пространства, пространства репрезентаций и пространственных практик.
Текст статьи (.pdf).