В журнале «ЭКО», № 9’2003 вышла статья, написанная на основе дипломного исследования Евгения Цыганова (бакалавриат отделения социологии ЭФ НГУ, 2023), которое было выполнено под руководством кандидата социологических наук Ольги Фадеевой.
Фадеева О.П., Цыганов Е.Д. Распространение «электронного курения» в студенческой среде: причины и последствия // ЭКО. 2023. № 9. С. 155–172. DOI: 10.30680/ECO0131-7652-2023-9-155-172
«Электронное курение» (вейпинг) – относительно новое явление, развитию которого во многом способствовала общемировая тенденция ужесточения законодательных ограничений традиционного табакокурения. В статье приведены результаты качественного социологического исследования курительных практик молодых горожан (20 полуструктурированных интервью со студентами новосибирских вузов). Оно показало, что вейпинг стал популярным средством формирования никотиновой зависимости у молодежи и сильно изменил традиционные практики курения, сделав их более доступными, но потенциально не менее вредными для здоровья.
Распространение новых курительных практик особенно контрастирует с тем фактом, что еще в 2008 г. власти России ратифицировали Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Следствием стало принятие федерального закона, который ввел полный запрет на курение в общественных местах и рекламу табачных изделий, ограничив их продажу и повысив акцизы. Введенные ограничения помогли снизить численность курящих, но как это часто бывает, жесткие ограничения с благими целями дали непредвиденные заранее и в целом далеко не однозначные результаты. Массовый потребитель стал осваивать рынок электронных сигарет и других систем доставки никотина, на которые не распространяются ограничения этого закона, в том числе потому, что вред для здоровья людей от использования этих систем до сих пор не был доказательно установлен.
Электронные девайсы весьма значительно трансформируют традиционные практики курения. Они помогают обойти введенные запреты на курение в общественных местах, делая этот процесс менее заметным и неудобным для окружающих. Они кардинально меняют понятие «перекур» и его социальное значение: теряется ощущение времени, курение становится все более индивидуализированной практикой:
«Обычные сигареты курю только с друзьями, чаще всего собираемся компанией, чтобы поговорить. А электронная сигарета нужна для работы – сидишь один и молча покуриваешь».
Историй успеха – т.е. преодоления курительной зависимости – в выборке оказалось крайне мало. Часть информантов пытались расстаться с курением не один раз, но окончательно побороть вредную привычку мешали срывы, вызванные «социальной созависимостью»: «У меня были достаточно большие периоды отказа от курения, рекорд – это 8 месяцев. Были перерывы по 3–4 месяца. Чтобы вновь закурить хватило дружеской посиделки, когда все выпили и предложили мне сигарету».
Текст статьи «Распространение «электронного курения» в студенческой среде: причины и последствия»