Отделение социологии ЭФ НГУ

Отделение социологии экономического факультета НГУ – одно из сильнейших образовательных подразделений в России, готовящих будущих социологов. Мы учим на всех уровнях высшего образования: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Поступление на программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры отделения социологии ЭФ НГУ

Учебные планы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры отделения социологии ЭФ НГУ


На каких принципах построено обучение на отделении социологии?

  •  Системность. Учебные дисциплины знакомят студентов с основными направлениями социологии и закладывают базовые исследовательские навыки по сбору, обработке, анализу и интерпретации социологических данных.
  •  Последовательная конкретизация социологического знания. Если на первом-втором курсах в учебном плане много предметов из гуманитарного, экономического, естественно-научного циклов, то на третьем-четвертом курсах преобладают предметы профессионального (социологического) цикла. Обучение начинается с введения в социологию, на втором курсе студенты изучают методологию и методику социологического исследования, математический анализ социологических данных. На третьем курсе более подробно знакомятся с историей социологии и современными социологическими теориями. Постепенно к этим базовым дисциплинам добавляются «отраслевые» социологические и «смежные» предметы: социальная стратификация, социология общественного мнения, социология конфликта, социология политики, маркетинг и другие.
  •  Сочетание теоретической и практической подготовки. В реализации этого принципа есть три момента. Во-первых, при подготовке курсовых работ студенты последовательно развивают  навыки, полученные на основных учебных дисциплинах каждого года обучения. Во-вторых, в учебный план включены практики студентов – летние и в течение учебного года. В-третьих, большинство наших преподавателей работают на кафедре общей социологии как совместители. Сферы их основной занятости – наука, государственное управление, бизнес, то есть к преподаванию привлекаются специалисты с реальными практическими навыками (исследователей, аналитиков и т.п.).
  •  Открытость образовательных траекторий. Уровневая система высшего образования позволяет реализовать индивидуальные образовательные траектории: получив базовое образование в бакалавриате, студент при желании может продолжить обучение в магистратуре того же или другого направления (после конкурсных испытаний). Современные образовательные стандарты позволяют вузам включать в учебный план дисциплины по своему усмотрению (вариативная часть). Поэтому вузы гибко и оперативно реагируют на актуальные изменения в социальной жизни и потребности локального рынка труда. Конечно же, мы включаем в вариативную часть те дисциплины, по которым можем обеспечить качественную подготовку. На всех ступенях обучения студентам предлагают несколько курсов по выбору. Так что каждый студент может сформировать уникальное сочетаний полученных знаний и навыков.

В чем отличия обучения в бакалавриате и магистратуре?

Бакалавриат – первый уровень высшего профессионального образования, на котором за четыре года формируются базовые профессиональные компетенции. Социологи-бакалавры вполне способны к профессиональной деятельности на определенных позициях. Но если в Ваши жизненные планы входит работа в науке или высшем образовании, получение ученой степени, развитие или углубление профессиональных компетенций, карьерный рост, стоит продолжить обучение в магистратуре (два года). И не обязательно это делать сразу после бакалавриата.

Результат и процесс обучения на каждой ступени регламентируются Федеральными образовательными стандартами, но если в бакалавриате половина учебной нагрузки в рамках профессионального цикла определяются стандартом, то в магистратуре – только треть, то есть магистерские программы вузы формируют в большей мере с учетом собственных традиций, возможностей обеспечить качество результата обучения, запросов локального рынка труда. Мы предлагаем сейчас обучение на магистерской программе «Современная социальная аналитика: направления и технологии».

Обучение в магистратуре предполагает больше самостоятельной работы студентов, поэтому небольшая аудиторная нагрузка – не показатель легкости учебы. Такое распределение времени между самостоятельной и аудиторной работой позволяет магистрантам трудоустраиваться, но и требует ответственности и самоконтроля.

На развитие и закрепление каких навыков, знаний направлены курсовые работы каждого года обучения?

Курсовые работы увязаны в систему развития у студентов навыков проведения самостоятельного исследования. В бакалавриате результат курсовой первого года обучения – научный реферат; второго – программа социологического исследования; третьего – исследование, опирающееся на вторичный анализ данных, с использованием пакетов обработки данных: студенты работают с «настоящими» массивами данных социологических исследований, предоставленных научными руководителями или из открытых архивов социологических данных. Каждый семестр имеется точка промежуточного контроля подготовки курсовой работы: ноябрь – описание замысла, цели и задач работы; март – описание предварительных результатов.

Курсовая работа на первом курсе магистратуры отражает работу над выпускной квалификационной работой в течение года и включает обзор различных источников по теме диссертационного исследования, основанный на публикациях российских и зарубежных авторов; постановку и обоснование методологии исследования.

Все курсовые работы защищаются публично в конце учебного года перед одногруппниками и комиссией из преподавателей кафедры. С результатами, полученными при подготовке курсовых работ, студенты выступают на научных студенческих конференциях. 

Что подтверждает качество образования на отделении социологии ЭФ НГУ?

Мы обеспечиваем качество подготовки наших бакалавров, позволяющее продолжить обучение в магистратурах по социологии в ведущих российских и зарубежных вузах. Ежегодно 3-5 наших бакалавров поступает в магистратуры вузов Москвы, Санкт-Петербурга, 1-2 человека продолжают учебу за рубежом. Студенты нашего отделения стабильно оказываются среди призёров и победителей всероссийских конкурсов студенческих работ.

Победы в конкурсах_обн2022_Слайд1.JPG

Победы в конкурсах_обн2022_Слайд2.JPG

Победы в конкурсах_обн2022_Слайд3.JPG

Победы в конкурсах_обн2022_Слайд4.JPG

Победы в конкурсах_обн2022_Слайд5_2.jpg

В каком виде и на каких курсах осуществляется практика студентов-социологов?

Летом после второго курса студенты-социологи проходят производственную практику. Она включает работу в качестве интервьюера в рамках исследовательских проектов кафедры или отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, а также в исследовательских компаниях Новосибирска. Студенты используют собранные данные в своих курсовых и выпускных работах.

На третьем курсе проходит учебная практика. Она заключается в подготовке данных социологических опросов к анализу: от кодировки ответов на открытые вопросы до формирования файлов данных, контроля качества работы интервьюеров и собранных данных. Также студенты осваивают интернет-инструменты сбора данных.

На четвертом курсе идет «Производственная практика: научно-исследовательская работа», связанная с выполнением эмпирической части выпускной квалификационной работы: самостоятельным сбором данных, формированием информационной базы дипломного исследования.


В магистратуре студенты проходят «Производственную практику: научно-исследовательскую работу» и учебную проектную практику.

Каковы формы промежуточного и итогового контроля результатов обучения?

  •  Промежуточная аттестация: экзамены и дифференцированные зачеты.

По всем дисциплинам действует балльно-рейтинговая система оценивания: за выполнение заданий в течение обучения студенты набирают баллы, которые могут стать итоговой оценкой за дисциплину или ее частью. Экзамен в таком случае может быть одним из испытаний, за которые начисляются баллы. Экзамены проводятся в устной или письменной форме. В начале семестра преподаватели подробно информируют студентов о правилах получения итоговой оценки. 

  •  Государственная итоговая  аттестация выпускников бакалавриата включает государственный экзамен; бакалавры и магистранты защищают квалификационную работу.

Кто преподает на отделении социологии?

Основной состав преподавателей на отделении – сотрудники кафедры общей социологии ЭФ. В 2024-2025 учебном году на кафедре 7 штатных сотрудников, остальные – совместители или привлекаемые по трудовым договорам специалисты Института экономики и организации промышленного производства, коммерческих исследовательских фирм, органов управления, других вузов. 

Каковы перспективы выпускников отделения социологии?

Наши выпускники работают в маркетинговых отделах фирм, в рекламных, исследовательских, маркетинговых, консалтинговых фирмах, в органах власти и территориального самоуправления, средствах массовой информации, научно-исследовательских учреждениях, вузах Новосибирска, Москвы. Более подробно об образовательной мобильности и трудоустройстве наших выпускников – в результатах Второй переписи выпускников отделения социологии ЭФ НГУ (весна 2021 г.). 

История отделения социологии ЭФ НГУ

Первый прием абитуриентов на специальность «социология» состоялся в 1989 г., и Новосибирский государственный университет был одним из семи российских учебных заведений, в которых в 1989 г. открылись социологические факультеты или отделения (кроме НГУ это Московский, Ленинградский (ныне Санкт-Петербургский), Уральский, Ростовский государственные университеты, Ленинградский финансово-экономический институт, Московский институт управления). Еще пять отделений и факультетов открыли в государственных университетах в столицах республик СССР. Это было началом подготовки по специальности «Социология» в отечественном высшем образовании.