-
НГУ
-
Экономический факультет
-
Проекты ЭФ
- Инновационная экономика
Инновационная экономика и технологическое предпринимательство
В осеннем семестре 2018 года у студентов экономического факультета была возможность выбрать для изучения межуниверситетский учебный курс, разработанный Российской венчурной компанией (АО «РВК») совместно с преподавателями МГУ и ИТМО. Курс направлен на повышение предпринимательской грамотности и вовлечение в инновационную деятельность студентов разных специальностей. НГУ стал одним из сорока четырех вузов, с которым АО «РВК» заключило лицензионный договор на преподавание курса «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство».
Что из этого получилось:
- 56 студентов подали заявку на обучение на курсе.
- 21 студент прослушал курс до конца, защитил проект и получил 4 зачетных единицы курса по выбору либо факультатива.
- Было сформировано 6 проектных команд из студентов разных факультетов.
- В обучении приняли участие студенты следующих факультетов:
- Экономический факультет
- Механико-математический факультет
- Институт философии и права
- Геолого-геофизический факультет
- Факультет информационных технологий
- Физический факультет
- В преподавании приняли участие ведущие специалисты ЭФ – профессора, доценты, преподаватели с практическим опытом, а также известные предприниматели и практики бизнеса
- На курсе состоялось неформальное общение и были прослушаны лекции приглашенных экспертов из Санкт-Петербурга и Риги
Темы курса
В течение семестра студенты прослушали лекции по следующим темам:
Тема 1. Введение в инновационное развитие
Тема 2. Формирование и развитие команды
Тема 3. Бизнес-идея, бизнес-модель, бизнес-план
Тема 4. Маркетинг. Оценка рынка
Тема 5. Product development. Разработка продукта.
Тема 6. Customer development. Выведение продукта на рынок
Тема 7. Нематериальные активы и охрана интеллектуальной собственности
Тема 8. Трансфер технологий и лицензирование
Тема 9. Создание и развитие стартапа
Тема 10. Коммерческий НИОКР
Тема 11. Инструменты привлечения финансирования
Тема 12. Оценка инвестиционной привлекательности проекта
Тема 13. Риски проекта
Тема 14. Презентация проекта
Тема 15. Инновационная экосистема
Тема 16. Государственная инновационная политика
Тема 17. Итоговая презентация группового проекта (питч-сессия)
Лекторы курса
В осеннем семестре 2018 г. в преподавании приняли участие следующие сотрудники НГУ:
- Алябина Елена Владимировна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента ЭФ НГУ, эксперт движения WorldSkills по компетенции "Предпринимательство", координатор курса «Инновационная экономика и технологическое предпринимательство» в НГУ.
- Бобылев Георгий Владимирович, к.э.н., заместитель директора Центра трансфера технологий и коммерциализации НГУ, научный сотрудник ИЭОПП СО РАН, эксперт фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
- Валиева Ольга Владимировна, к.э.н., доцент, эксперт в области инновационных проектов Академпарка, Новосибирского областного инновационного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
- Кравченко Наталия Александровна, д.э.н., профессор, специалист в области промышленной и инвестиционной политики, инновационной экономики, управления финансами и инвестициями, методологии разработки программ развития, заведующая Отделом управления промышленными предприятиями ИЭОПП СО РАН.
- Лиманова Елена Геннадьевна, к.э.н., доцент, заместитель декана ЭФ по магистратуре, доцент кафедры применения математических методов в экономике и планировании и кафедры моделирования и управления промышленным производством.
- Маркова Вера Дмитриевна, д.э.н., профессор, директор Центра дополнительного образования НГУ, руководитель программы "Менеджер инновационного бизнеса" Президентской программы подготовки управленческих кадров, Главный научный сотрудник Отдела управления промышленными предприятиями ИЭОПП СО РАН
- Нефедкин Владимир Иванович, к.э.н., доцент, руководитель Сибирского центра изучения проблем и перспектив государственно-частного партнерства ЭФ НГУ, старший научный сотрудник Центра ресурсной экономики ИЭОПП СО РАН
- Обухова Елена Алексеевна, ассистент кафедры моделирования и управления промышленным производством ЭФ НГУ, аспирант ИЭОПП СО РАН, опыт работы в сфере управления IT проектами, а также создания малого бизнеса.
- Проворная Ирина Викторовна, к.э.н., доцент, старший научный сотрудник Лаборатории геофизических методов разведки ГГФ НГУ
- Филимонова Ирина Викторовна, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой политэкономии ЭФ, старший научный сотрудник Лаборатории геофизических методов разведки ГГФ НГУ
- Халимова София Раисовна, к.э.н., доцент, научный сотрудник Лаборатории моделирования и анализа нестационарных процессов в экономике ЭФ НГУ
- Шехтман Екатерина Львовна, старший преподаватель кафедры правового обеспечения рыночной экономики ЭФ НГУ, директор компании по охране интеллектуальных прав ООО «ИНКО»
- Эдер Леонтий Викторович, д.э.н., профессор, старший научный сотрудник Лаборатории геофизических методов разведки ГГФ НГУ, Старший научный сотрудник Отдела темпов и пропорций промышленного производства ИЭОПП СО РАН
- Юсупова Альмира Талгатовна, д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник Отдела управления промышленными предприятиями ИЭОПП СО РАН
Бизнес-партнеры
Представители бизнеса и инновационной инфраструктуры:
- Айриянц Анна, руководитель отдела Фонда "Научно-технический парк Новосибирского Академгородка";
- Анохин Роман, генеральный директор ARQA Technologies;
- Волков Денис, директор по развитию продуктов компании «Тион»;
Квашнин Александр, руководитель Центра трансфера технологий и коммерциализации НГУ;
- Коробейников Михаил, старший научный сотрудниклаборатории промышленных ускорителей ИЯФ СО РАН, кандидат технических наук, специалист и исследователь в области электронно-лучевых технологий;
- Охонин Павел, заместитель директора офиса EY в Новосибирске;
- Резвухина Светлана, маркетолог компании ФИС;
- Савин Павел, серийный предприниматель, бизнес-ангел;
- Соколова Елена, руководитель ЦМИТ «Zoomer»;
- Яковченко Кирилл, генеральный директор КБ Оптиплейн.
Приглашенные эксперты:
- Адамович Николай, СЕО Реактора коммерциализации (г.Рига);
- Рожденственский Игорь, директор консалтинговой компании, доцент ИТМО, разработчик курса (г.Санкт-Петербург);
- Мальсагов Олег, советник ректора университета ИТМО по развитию, соучредитель и лидер техноброкерского агентства «Деловой Альянс» (г.Санкт-Петербург).
Студенческие проекты.
1) Проект «5М Энергомодуль»
Суть проекта: в основе 5М-Энергомудуля лежит технология переработки отходов животноводческих и птицеводческих хозяйств. При этом отходы могут быть как утилизированы (на установке каталитического сжигания), так и переработаны в ряд продуктов: биоуголь (сырьё для производства сорбентов), органические и минеральные удобрения.
2) Проект «Веб-док»
Суть проекта: веб-сервис для распознавания пяти видов документов на фотографии. Сервис принимает на вход фотографию, на выходе выдаёт изображение с выделенными прямоугольниками и метками распознанных документов: СНИЛС, Паспорт РФ, Загранпаспорт РФ, Водительские права, Свидетельство о регистрации транспортного средства. Точность (precision) распознавания 96%, полнота (recall) - 60%.
3) Проект «Солнечные дома»
Суть проекта: разработка и строительство фахверковых домов – частных домов средней ценовой категории европейского качества. Дом ориентирован на людей среднего и выше классов. Дом имеет ряд конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами: долговечность, высокая энергоэффективность, современный дизайн, скорость и качество сборки.
4) Проект «LINGOAPP»
Суть проекта – приложение для изучения иностранных языков, особенностью которого является возможность максимально точно подбирать различные материалы на иностранном языке для пользователей системы, основываясь на их текущем знании языка, а также тематик, интересующих пользователей. Также особенностью является удобный интерфейс для работы с текстами, возможность максимально точно оценивать собственный уровень владения языком и прогресс в изучении.
5) Проект «Логопед PRO»
Суть проекта: развитие речевых навыков и коммуникации у: 1) детей с ограниченными возможностями здоровья, 2) взрослых, страдающих афазией, приобретенными нарушениями речи, например, в результате инсульта, 3) лиц, с расстройством аутистического спектра. Разработаны электронные приложения для диагностики, развития и коррекции речи в клиниках, детских садах и домашних условиях.
6) Проект «Страховой бот»
Суть проекта: бот, помогающий страхователю в подборе страховых продуктов, а также помогающий страховщику получать жалобу страхователя о страховом случае в удобной для обработки форме. Технология реализации сервиса предполагает открытое API, чтобы встраивать диалоговое окно на сайты страховщику.
Мнения слушателей
Прослушав курс, студенты поделились своим мнением о том, какое впечатление создалось у них о курсе.
Что понравилось на курсе?
- «Было очень интересно поработать с реальными проектами. Я математик, которому очень не хватает базовых экономических знаний. На курсе всегда был теоретический экскурс, который существенно мне помогал. И самое главное – крутые приглашенные эксперты. Каждый из спикеров рассказывал про то, чем занимается в жизни и описывал все бизнес-процессы очень подробно. Также от предпринимателей были простые и важные советы, которые пригодятся абсолютно всем. Например, в любом новом проекте всегда закладывать дополнительно 20%: Срок сдачи проекта, количество необходимых инвестиций, расходы – все цифры нужно брать на 20% больше расчетных, чтобы точно не облажаться.» Иваньков Николай, ММФ, 3 курс
- «Курс знакомит с инноватикой с разных сторон, что позволяет найти каждому что-то интересное для себя. Курс позволяет познакомиться и скооперироваться с людьми с разных курсов и факультетов. Много разных лекторов - очень здорово, каждый рассказывает о том, в чём хорошо разбирается и за этим интересно смотреть.» Евсеев Алексей, ЭФ, 2 курс
- «Понравилось, что были выложены все материалы, всегда можно было к ним вернуться. Анонс каждой лекции, напоминания. Была видна заинтересованность координаторов в ведении курса. Всегда была дана обратная связь.» Ремнева Ксения, ЭФ, 4 курс
- «Понравились лекции и то, что нас было немного. А лекции при этом вели достойные люди! Очень понравилась энергичность Георгия Владимировича Бобылева и собрание с бизнесменами перед защитой презентаций.» Филиппов Михаил, ФФ, 1 курс магистратуры
- «Самой главной ценностью курса стало сочетание преподавателей нашего университета и представителей крупных компаний. Это позволило развить базовые компетенции и узнать, как они применяются на практике.» Доронин Александр, ЭФ, 2 курс
- «В курсе понравилось, что вся информация была актуальной и соответствовала ведущим обучающим программам в сфере инновационного предпринимательства.» Грицай Александр, ЭФ, 3 курс
Что полезного вынесли для себя в плане будущей работы?
- «Огромное количество полезных советов. А также разные модели для того или иного бизнеса. Помимо этого, во многих областях появилась определенность и при формировании собственного бизнеса уже будет маленькая протоптанная тропинка.» Иваньков Николай, ММФ, 3 курс
- «Навыки работы в команде; Некоторые лайфхаки по работе над стартапом; Навыки в создании презентаций (и вспомогательные ресурсы для этого); Навыки в публичных выступлениях (и лайфхаки по ним) (было интересно посмотреть на себя со стороны); Понимание своего типа лидерства (мои типы лидерства меня хорошо описали, очень интересно и полезно взглянуть на себя по-новому); Бизнес-модель Остервальдера; Информация о патентовании.» Евсеев Алексей, ЭФ, 2 курс
- «Для меня были интересны встречи с представителями сферы бизнеса, которые рассказывали о своей работе простым и понятным языком. Это заинтересовало меня в дальнейшей работе с инновационными проектами, но не в роли создателя.» Козадеева Александра, ЭФ, 4 курс
- «Ключ к успешному решению бизнес-задачи - это команда.» Ремнева Ксения, ЭФ, 4 курс
- «Полезные все темы, так как преподаватели смогли донести подходящими для всех факультетов словами. Теперь мы знаем с чего начать бизнес и как его грамотно построить...» Филиппов Михаил, ФФ, 1 курс магистратуры
- «За курс я смог определить некоторые тонкости работы предпринимателя в технологической сфере, которые будут полезны мне для построения будущей карьеры.» Доронин Александр, ЭФ, 2 курс
- «За время прохождения курса я вынес несколько полезных инсайтов по темам командообразования и лицензирования технологий, а также получил пару полезных контактов, которые пригодятся в моей будущей деятельности.» Грицай Александр, ЭФ, 3 курс
Что бы вы посоветовали студентам, которые захотят пройти обучение на курсе в следующем году?
- «Выбирайте проект как можно раньше, чтобы начать работать заранее. А также делайте как можно больше исследований – общайтесь с потенциальными клиентами, мучайте своего трекера и т. д.» Иваньков Николай, ММФ, 3 курс
- «Посещать занятия по максимуму. Кооперироваться в разношёрстные команды, где вы ни с кем не знакомы. Сразу выбирать проект, которым вам будет интересно заниматься.» Евсеев Алексей, ЭФ, 2 курс
- «Быть готовыми к тому, что придется работать. При последовательном выполнении заданий с каждой лекции решение задач проекта не будет большой проблемой.» Козадеева Александра, ЭФ, 4 курс
- «Не игнорировать возможности взаимодействия с менторами\состоявшимися предпринимателями.» Ремнева Ксения, ЭФ, 4 курс
- «Не пропускать. Придумать сначала идею для бизнеса, и потом приходить на занятие и прорабатывать ее по каждой из тем прямо во время пары или сразу после нее.» Филиппов Михаил, ФФ, 1 курс магистратуры
- «Всем студентам, которые придут на курс, я рекомендую не пропускать занятия и использовать возможность общения со специалистами, задавать все интересующие вопросы.» Доронин Александр, ЭФ, 2 курс
- «Будущим участникам курса я бы посоветовал проявлять активную позицию на занятиях, знакомиться и общаться со спикерами, а также стараться применять все полученные знания на практике сразу же после их получения. Ведь в стартапах важна скорость.» Грицай Александр, ЭФ, 3 курс
На экономическом факультете, помимо преподавательской деятельности, осуществляется множество проектов, которые реализуют преподаватели ЭФ НГУ совместно с различными партнерами из науки, бизнеса и государственного сектора.