Становление в НГУ гуманитарного образования и подготовки специалистов в области гуманитарных наук началось с создания в 1962 г. гуманитарного факультета. Его появление обеспечило достраивание первоначальной естественнонаучной конструкции НГУ до оптимальной модели классического университета.
Как и университет в целом, факультет создавался на основе принципов, предполагавших максимальную интеграцию науки и образования. Вследствие этого основными партнерами факультета, поставлявшими кадры преподавателей и научных руководителей, стали гуманитарные подразделения СО АН СССР (с 1991 г. – РАН): с 1962 г. – отдел гуманитарных исследований Института экономики и организации промышленного производства, с 1966 г. – Институт истории, филологии и философии, с 1990 г. – Институт истории, Институт археологии и этнографии и Институт филологии.
На факультете сразу сформировалось три основных научных и образовательных направления гуманитарного профиля: история и археология; языки и фольклор народов Сибири; сравнительно-историческое языкознание и русистика. Первое направление возглавил Алексей Павлович Окладников – крупнейший археолог и историк, ставший член-корреспондентом и академиком АН СССР и воспитавший десятки талантливых учеников, составивших ядро сибирской археологической научной школы. Во главе второго направления стоял член-корреспондент АН СССР Валентин Александрович Аврорин – один из авторитетнейших исследователей языков и фольклора Сибири, он стал первым деканом гуманитарного факультета. Сравнительно-историческое языкознание и русистику курировал крупный ученый-лингвист, профессор Кирилл Алексеевич Тимофеев – специалист по теории русского синтаксиса, старославянской и древнегреческой грамматике, санскриту и словообразованию. С середины 1960‑х гг. сформировались и другие направления – литературоведение, археография, этнография, которые вскоре завоевали авторитет в отечественной и мировой науке. До середины 1970‑х гг. на факультете велась подготовка студентов по специальности «Математическая лингвистика» под руководством сотрудника Института математики СО АН СССР, д‑ра физ.‑мат. наук Алексея Всеволодовича Гладкого.
Первое десятилетие становление гуманитарного факультета позволило создать и отработать ту конструкцию гуманитарного образования, которая впоследствии, с некоторыми модификациями, составила основу его развития и способствовала формированию новых научно-образовательных направлений. В 1970 г. началось обучение восточным языкам – китайскому и японскому, в 1995 г. открылась специализированная подготовка студентов по журналистике и востоковедению, в 1997 г. – по английской филологии, в 2011 г. – по фундаментальной и прикладной лингвистике.
Динамичное развитие сложившихся на гуманитарном факультете научно-образовательных направлений сопровождалось поисками оптимального администрирования образовательного процесса, реорганизацией внутрифакультетской кафедральной структуры и значительным увеличением численности студентов с середины 1990‑х гг. Это привело к выделению из факультета двух новых факультетов – факультета иностранных языков в 1999 г. и факультета журналистики в 2001 г. В марте 2016 г. произошло объединение указанных выше факультетов в одно структурное подразделение – Гуманитарный институт.
Запуск гуманитарного образования в НГУ произошел благодаря ученым – историкам и филологам, приехавшим в начале 1960‑х гг. на работу новосибирский Академгородок в основном из Москвы и Ленинграда. Они заложили основы классического университетского образования и фундаментальной научной подготовки студентов-гуманитариев. Основателями научно-образовательных направлений и первыми преподавателями были А. П. Окладников, В. А. Аврорин и К. А. Тимофеев, В. Г. Одиноков и А. И. Федоров, М. И. Рижский, О. Н. Вилков, М. М. Громыко. В середине – второй половине 1960‑х гг. к ним присоединились историки – Л. М. Горюшкин, В. Л. Соскин, А. С. Московский, А. Н. Копылов, Н. Я. Гущин, Н. Н. Покровский, Н. В. Ревякина, Л. Ф. Лисс, археологи – А. П. Деревянко и Р. С. Васильевский, филологи – Е. И. Убрятова, М. И. Черемисина, Н. А. Лукьянова, Е. И. Дергачева-Скоп, Е. К. Ромодановская.
С начала 1970‑х гг. кадровый состав гуманитарного факультета начал пополняться преимущественно его выпускниками, защищавшими кандидатские и докторские диссертации. С 1990‑х гг. выпускники факультета стали преобладать по численности на профессорско-преподавательских и административных должностях.
Высокий уровень преподавания и качественная научно-исследовательская подготовка обеспечили и обеспечивают до сих пор успешные карьеры выпускников-гуманитариев в различных сферах деятельности, прежде всего в науке и образовании, а также в культуре, просвещении, на государственной службе, в средствах массовой информации и бизнесе. Приобретенные знания и навыки интеллектуальной работы позволяют выпускникам-гуманитариям быть востребованными и успешно конкурировать на рынке труда, при необходимости совершенствовать и развивать профессиональные компетенции и легко находить свое место в обществе.
С момента первого выпуска в 1967 г. и до 2022 г. включительно обучение по гуманитарным направлениям успешно закончили 6211 студентов (специалистов, бакалавров, магистров). Из них 577 человек защитили кандидатские и 130 – докторские диссертации, 4 – в настоящее время являются член-корреспондентами РАН (Н. В. Полосьмак, А. И. Кривошапкин, И. В. Силантьев, И. В. Побережников) и один – академиком (А. Е. Аникин).
Многие выпускники работали и работают в высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, научных библиотеках и архивах как Сибири, так и европейской части России, нередко занимая в них руководящие должности. Немало выпускников являются сотрудниками зарубежных университетов (во Франции, Германии, Греции, Израиле, Турции, Японии, Австралии, Новой Зеландии, США и других странах).
Гуманитарии НГУ придумали и организовали два знаковых мероприятия, которые вышли за стены университета и приобрели широкую известность.
С 1960‑х гг. по инициативе М. И. Рижского стала проводиться церемония Посвящения в студенты, основанная на традициях европейских средневековых университетов. Посвящение сначала распространилось на другие факультеты НГУ, а затем и на многие вузы России.
В 2004 г. студенческий Глумклуб гуманитарного факультета организовал и провел в НГУ первый «Тотальный диктант» по русскому языку. Это мероприятие, став ежегодным, в 2011 г. превратилось во всероссийскую, а в 2012 г. – во всемирную акцию.
В настоящее время Гуманитарный институт, сочетая классическую гуманитарную подготовку, традиции академической науки и современные научно-образовательные технологии, представляет собой центр междисциплинарного изучения истории, языков и культуры народов обширного евразийского пространства. Он ориентирован на подготовку специалистов по изучению и регулированию межкультурного взаимодействия на разных уровнях социально-политических процессов (локальном, региональном, макрорегиональном) с охватом исторической и современной проблематики.
Гуманитарный институт – это шесть направлений подготовки (филология, история, востоковедение и африканистика, лингвистика, журналистика, фундаментальная и прикладная лингвистика), три уровня подготовки обучающихся (бакалавриат, магистратура, аспирантура), 14 кафедр, 2 научно-образовательных центра («Новая археология» и «Наследие»), 2 научно-исследовательские лаборатории, 7 центров изучения иностранных языков, научно-образовательный и культурный центр «Институт Конфуция», Центр корейских исследований и Учебный центр практической журналистики.
Институт издает два журнала: «Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация» (индексация в РИНЦ, RSCI, ERIH PLUS, включен в список ВАК) и «Вестник НГУ. Серия: История, филология» (индексация в РИНЦ, RSCI, Scopus (квартили Q1 и Q2), включен в список ВАК); является соучредителем «Сибирского филологического журнала» (индексация в Scopus, Web of Science, включен в список ВАК). На базе института продолжает свою работу электронное научно-популярное издание «Сибирская заимка».
На обучение в институт поступают абитуриенты из многих регионов России, а также ближнего и дальнего зарубежья. В институте единовременно обучаются 900–1000 студентов (бакалавров, магистрантов, аспирантов). Ежегодно его заканчивают 200–300 выпускников. Их подготовкой занимаются преподаватели, ведущие активную научно-исследовательскую работу в Гуманитарном институте, Институте археологии и этнографии, Институте истории, Институте филологии, Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН. Среди них 2 академика, 3 член-корреспондента РАН, 49 докторов и 105 кандидатов наук. К чтению лекций и проведению практических занятий приглашаются также известные ученые и специалисты-практики из Новосибирска, других городов России, прежде всего из Москвы и Петербурга, а также из-за рубежа (Испании, Италии, Германии, Франции, Австрии, США, Японии, Китая, Южной Кореи и др. стран).
Преподаватели и студенты института активно занимаются научно-исследовательской работой. В течение 2016–2021 гг. институт выступил организатором и соорганизатором 38 международных и 17 всероссийских научных мероприятий. В их числе три крупномасштабных и разносторонних по проблематике Международных научных форума «Наследие», в которых участвовали ученые из многих стран мира – от Испании до Японии и Австралии.
Студенты ездят в археографические и археологические экспедиции, работают в архивах и библиотеках, проходят производственные практики, пишут и защищают выпускные квалификационные работы, выступают на конференциях и публикуют результаты своих исследований в научных журналах. В 2016–2021 гг. 124 наших студента заняли призовые места на региональных, 227 – на всероссийских и 161 – на международных конференциях, олимпиадах и конкурсах. В эти же годы 13 выпускников аспирантуры института защитили кандидатские диссертации.
Для потенциальных абитуриентов Гуманитарный институт организует Летнюю гуманитарную школу, в рамках которой для школьников 9–10‑х классов формируется образовательная программа по шести направлениям, представленным в институте: история, филология, журналистика, лингвистика (иностранные языки), фундаментальная и прикладная лингвистика.
Институт активно сотрудничает со многими университетами Европы и Азии, что способствует организации и проведению международных научных мероприятий и создает оптимальные условия для международной студенческой академической мобильности.
В 2016–2021 гг. 98 студентов Гуманитарного института прошли семестровое или годичное обучение в зарубежных университетах Испании, Франции, Германии, Италии, США, Китая, Южной Кореи, Японии.
В 2018 г. по инициативе Гуманитарного института в партнерстве с рядом российских и центральноазиатских университетов был создан Консорциум исследователей истории стран Северной и Центральной Азии.
Основные зарубежные партнеры Гуманитарного института: