Ольга Павловна Фролова (Черных) родилась 30 июня 1931 года на станции Маньчжурия, где ее отец работал инженером. Китайский язык она знала с детства, а затем к этим знаниям добавился полный курс японской гимназии, что дало редкую для европейца возможность не только освоить язык, но и глубоко, изнутри, понять важнейшие особенности культуры Страны восходящего солнца. Кроме того, она изучала китайский язык в знаменитом Харбинском политехническом институте, а затем окончила Новосибирский пединститут, где получила необходимую филологическую подготовку как преподаватель английского и немецкого языков. Работу преподавателя она совмещала с занятиями переводами. С 1961 г. в качестве младшего научного сотрудника Института цитологии и генетики СО АН СССР она занималась переводами с японского и китайского языков. На многие годы именно Ольга Павловна стала непременным переводчиком для всех высокопоставленных японских делегаций, прибывавших в Новосибирск и Академгородок. Это, помимо хорошей практики, позволяло устанавливать нужные контакты. К примеру, когда встал вопрос о начале преподавания японского языка в НГУ, Ольга Павловна обратилась непосредственно к Чрезвычайному и Полномочному послу Японии в СССР, г‑ну Ямада Хисанари, при содействии которого были приобретены необходимые учебники и словари.
В 1968 г. О. П. Фролова была принята на кафедру общего языкознания гуманитарного факультета НГУ, и уже через год для студентов был впервые организован факультатив китайского языка. В 1970 г. гуманитарный факультет возглавил выдающийся организатор и энтузиаст развития востоковедения профессор И. А. Молетотов, который всячески поддерживал молодого преподавателя – О. П. Фролову. В 1970 г. в НГУ была набрана первая группа студентов, которая наряду с западными и классическими языками стала изучать японский язык. Вместе с воспитанием новых поколений востоковедов Ольга Павловна совершенствовала и свои научно-преподавательские и личностные качества, последовательно получая должности и регалии: сначала – позицию старшего преподавателя (1971 г.), затем – доцента (1981 г.) и профессора (1995 г.) кафедры общего языкознания гуманитарного факультета. С конца 1999 г. по 2006 г. она занимала должность профессора кафедры иностранных языков, а затем профессора кафедры истории и типологии языков и культур на факультете иностранных языков.
Богатое творческое наследие О. П. Фроловой можно условно разделить на три большие части («корзины» своеобразной «Трипитаки»).
Первая из «корзин» – это занятия по китайскому и японскому языкам, дополненные лекциями по страноведению Востока. В этом отношении ее школу прошли многие нынешние преподаватели кафедры востоковедения Гуманитарного института НГУ старшего и среднего поколения: С. А. Комиссаров, А. В. Варенов, Н. В. Кутафьева, В. И. Ожогин, Е. Е. Малинина, Е. Э. Войтишек, С. В. Алкин, Е. Л. Фролова, Е. В. Симонова, Т. Г. Завьялова, Ю. А. Азаренко. Большое внимание Ольга Павловна уделяла методике обучения восточным языкам и даже организовывала семинары для молодых преподавателей у себя дома. Эти знания также очень пригодились для налаживания учебного процесса на отделении востоковедения.
Вторая составляющая наследия О. П. Фроловой – это ее научная и учебно-методическая деятельность. Обладая большим переводческим опытом с разных языков, обширными познаниями в области сравнительно-исторического языкознания, она сосредоточила свои усилия на изучении фразеологии, лексикологии китайского и японского языков, лингвострановедческих и переводоведческих аспектов их преподавании. В 1978 г. в Институте востоковедения АН СССР она защитила кандидатскую диссертацию по теме «Словообразование в терминологической лексике современного китайского языка», что позволило ей набирать студентов на научную специализацию в области китайской и японской филологии. Всего ей было издано пять монографий и учебников и свыше 60 научных статей, разработано около десятка рабочих программ для языковых курсов. Это направление оказало влияние на диссертации по филологии и этнологии Японии, защищенные Н. В. Кутафевой (2005 г.), Е. Л. Фроловой (2012 г.), М. В. Дуровой (2016 г.), а также на серию учебных книг по указанным темам, опубликованных Е. Л. Фроловой, Н. В. Кутафьевой, Е. В. Симоновой, Е. Э. Войтишек в издательствах Москвы и Новосибирска.
И третья «корзина» – популяризация китайской и японской культуры на публичных площадках Академгородка и Новосибирска, участие в работе с иностранными делегациями, в организации международных семинаров и конференций. Все ученики О. П. Фроловой 1970–1990‑х гг. прошли школу проведения традиционных вечеров, посвященных культуре, литературе, театру и музыке Японии и Китая. Для многих из них участие в этих вечерах, проводимых на площадках НГУ и Дома Ученых СО АН СССР / РАН, оказалось бесценным опытом для профессионального и культурного роста.
Ольга Павловна принимала самое активное участие в установлении побратимских отношений между Новосибирском и Саппоро (Япония) и в создании в 1996 г. в Новосибирске Муниципального культурного центра «Сибирь–Хоккайдо». Кроме этого, по инициативе О. П. Фроловой и при содействии широкого круга ее учеников была создана Ассоциация преподавателей японского языка в Новосибирске, объединившая школьных и университетских педагогов. В этом направлении особенно активно продолжают дело Учителя Е. Е. Малинина, неоднократно выставлявшая свои высокохудожественные фотографии, отражающие удивительный мир японских природных и культурных ландшафтов, и Е. Э. Войтишек, регулярно организующая тематические выставки по традиционной культуре из своих восточных этнографических коллекций. Постоянные выставки, лекции и концерты, посвященные истории и культуре Китая, проводит научно-образовательный культурный центр «Институт Конфуция» Гуманитарного института НГУ, который возглавляет Ю. А. Азаренко. Активно работает, постоянно расширяя сферу своей деятельности, и центр «Сибирь–Хоккайдо».
Научно-педагогическая деятельность О. П. Фроловой получила высокую оценку. Достаточно сказать, что она стала одним из немногих в России кавалером (точнее, кавалерственной дамой) японского императорского Ордена Восходящего Солнца. Но главным ее достижением стало успешное развитие востоковедного образования в Новосибирске, в продвижении которого активную роль играют ее многочисленные ученики и последователи. По самым приблизительным подсчетам, более чем за 40 лет ее профессиональной деятельности по подготовке студентов со знанием китайского и японского языков было выпущено несколько сотен специалистов и бакалавров.
Среди ее учеников много профессиональных востоковедов, работающих в различных университетах в России и за рубежом, в школах, языковых центрах, научных институтах, где они приумножают число людей, вовлеченных в орбиту Востока. Первые поколения учеников О. П. Фроловой начали преподавать на гуманитарном факультете НГУ с первой половины 1980‑х гг. Усилиями этих энтузиастов и при поддержке руководства НГУ на гуманитарном факультете в 1995 г. было открыто отделение, а в 1999 г. – кафедра востоковедения со специализацией по истории и филологии, к которым затем добавилось искусствоведение. В настоящее время большинство преподавателей на кафедре составляют либо ученики Ольги Павловны, либо воспитанники ее учеников. Именно это дает нам основание говорить о существовании «востоковедной школы О. П. Фроловой».
Нынешняя талантливая молодежь, пришедшая за последние десять лет работать на кафедру, является научными «внуками» и даже «правнуками» Ольги Павловны. Они уже самостоятельно торят себе дорогу в профессиональной и научной деятельности – многие успешно защитили кандидатские диссертации (А. С. Шмакова, М. В. Дурова, А. С. Шамрин) и читают самостоятельные курсы. В ближайших планах кафедры – содействие в защитах диссертаций представителями молодого поколения преподавателей. И это свидетельствует о том, что новосибирское востоковедение, созданное в 1970 г. усилиями энтузиастов, в ряду которых почетное место занимает О. П. Фролова, будет успешно развиваться и в будущем.
Авторы:
Е. Э. Войтишек (НГУ), В. Г. Дацышен (СФУ), С. А. Комиссаров (НГУ)