Секретарь
Специалист по учебно-методической работе 2 категории
Кафедра иностранных языков (КИЯ) была создана в 1959 г. Она обеспечивала преподавание английского, немецкого и французского языков на всех факультетах. Студенты изучали иностранный язык в течение четырех лет: на первых двух курсах им давались общие знания, на третьем-четвертом курсах изучался язык специальности.
Первым заведующим КИЯ была канд. пед. наук, доцент Н. А. Бицадзе. Со временем секция гуманитарного факультета, в которую также входили преподаватели с экономического и геолого-геофизического факультетов, была присоединена к секции иностранных языков кафедры общего языкознания НГУ, где уже работали высококлассные специалисты, в частности Т. Г. Голенпольский (филолог-американист), Э. М. Менчер (преподаватель английского и французского языков), П. А. Люлин (живший до этого в США), Н. С. Евграфов (опытный переводчик с английского языка) и др. Секцией руководила канд. филол. наук, доцент А. И. Кузьмина.
В 1972 г. заведующим КИЯ стал канд. филол. наук, доцент Владимир Львович Ким (Ким Чер Лен). Будучи современным и прогрессивным руководителем, он стимулировал преподавателей к научной работе и повышению квалификации. Большое внимание на кафедре уделялось методической работе: проводились семинары, научно-методические конференции, создавались учебные пособия, преподаватели ездили на курсы повышения квалификации в МГУ, ЛГУ, другие вузы страны и за рубеж, приглашались носители английского языка через Британский Совет. На кафедре регулярно проводились научно-методические конференции, открытые уроки и «круглые столы», на которые стремились попасть многие специалисты вузов Новосибирска и других городов Сибири.
Учебно-методическая работа на КИЯ успешно осуществлялась под руководством заместителя зав. КИЯ З. П. Хрипиной, а позднее А. А. Изюмовой. Важную роль в организации учебно-методической работы играли заведующие и методисты секций факультетов, в частности Е. А. Ланевская, А. А. Угожаева (ГГФ), А. А. Изюмова, Н. Б Туманова, Н. С. Тюрина (ФФ), А. Н. Сальникова, Т. М. Доценко (ММФ), Н. Г. Чижова (ЭФ), М. Н. Алоян (Почукаева) (ФЕН), Э. В. Поливник (ГФ).
На КИЯ всегда уделялось большое внимание внеаудиторной работе со студентами разных факультетов. Особенно популярен был Английский студенческий театр на ЭФ (руководитель – Н. Г. Чижова).
Самым важным достижением КИЯ в 1970–1980-е гг. являлось овладение группой преподавателей интенсивными методами обучения иностранным языкам в Центре интенсивного обучения иностранным языкам Г. А. Китайгородской (МГУ). В результате ряд преподавателей (Р. И. Рожкова, С. С. Боровкова, Н. Г. Чижова, В. М. Никулина, Л. Я. Юзина, Т. В. Жаркова (Кузнецова), И. А. Сухинина, И. Г. Тучина, Е. В. Черепова и др.) вели интенсивные курсы не только для студентов и преподавателей НГУ, но и для сотрудников СО РАН, готовя их в короткие сроки к эффективному разговорному общению с иностранными коллегами. Многое было сделано этими преподавателями для распространения интенсивных методов обучения иностранным языкам как среди преподавателей КИЯ, так и среди коллег из школ и вузов Академгородка и Новосибирска: выступления на методических конференциях, проведение ФПК, мастер-классов. Так, во многом благодаря усилиям преподавателей-новаторов КИЯ, в НГУ, в вузах и школах Академгородка и Новосибирска на смену традиционной малоэффективной методике пришел метод коммуникативный. Его успешному применению в НГУ способствовали и целенаправленная подготовка преподавателей в области прикладной психологии, которую осуществляли сотрудники кафедр философии и психологии (Н. А. Хохлов и П. Е. Рыженков), и большой творческий потенциал преподавателей КИЯ. За это время были защищены первые кандидатские диссертации: Л. А. Верте, Г. Г. Куркина, О. А. Рыжкина.
В конце 1980-х и начале 1990-х гг. XX в. (зав. кафедрами В. П. Кобков (1986–1991) и А. Ф. Фефелов (1991–1996)) на КИЯ происходили радикальные перемены. В рамках интенсификации процесса обучения иностранным языкам в практику продолжали внедряться интенсивное обучение Школы Г. А. Китайгородской (Москва, МГУ), в частности разрабатывались трехсеместровые курсы для студентов разных факультетов под руководством С. С. Боровковой. И. А. Сухинина разработала интенсивный курс по деловому английскому языку для студентов ЭФ, который уже 20 лет используется в Программе подготовки управленческих кадров.
Также происходило знакомство со школами В. В. Милашевича (Владивосток), В. В. Кулешова (Москва, МГУ) и др. В 1991 г. в НГУ проводится семинар под руководством американского профессора Чарльза Шмидта "Learning in New Dimensions".
Студенты факультета общественных профессий (ФОП, в рамках которого под руководством ст. преп. английского языка М. Ю. Каргиной успешно осуществлялась подготовка переводчиков) и студенты спецгрупп получили возможность сдать специальный квалификационный экзамен по английскому языку.
Установление прямых контактов с университетами и образовательными организациями США, Франции, Федеративной республики Германия, Великобритании оказало влияние на все аспекты преподавания иностранных языков. В этот период кафедра перешла на аутентичные учебники, учебные пособия, аудио- и видеоматериалы, которые ранее были всегда «дефицитными». Особенно много учебных материалов присылал DAAD (Германская служба академических обменов).
Через культурный отдел посольства США устанавливался контакт с Brattleboro School for International Training (Vermont), и на кафедру в течение трех лет подряд приезжали ее выпускники с магистерской подготовкой: Джеффри Хансон, Дениза Баласон, Джулия Волтерс, которые вели занятия в обычных студенческих группах на естественнонаучных факультетах. В Академгородке открылось отделение ACCELS, и студенты-выпускники, решившие продолжать образование в США, получили возможность сдать на месте TOEFL, GRE, SAT и другие экзамены по английскому языку. Преподаватели из Великобритании также начали работать на регулярной основе не только с сотрудниками НГУ, но и в студенческих спецгруппах. Однако присутствие британских преподавателей сначала сократилось, а затем прекратилось вовсе из-за пересмотра Великобританией своей образовательной политики.
Самое яркое и значимое событие того времени связано с летними курсами русского языка для американских студентов неязыковых специальностей (ответственный за учебную программу А. Ф. Фефелов). Разработка программ, материалов и их реализация были поручены КИЯ. С американской стороны организацией программы занимался Council on International Educational Exchange. Успех учебной программы на этих курсах в значительной степени был обусловлен профессиональной подготовкой преподавателей, которые для этой цели создавали свои оригинальные разработки, по интенсивной методике под руководством С. С. Боровковой.
За это время защитили кандидатские диссертации Н. В. Тарабунова, Г. Т. Якушко.
В результате начавшейся в стране перестройки и последовавшего за этим отъезда преподавателей КИЯ за рубеж и другие города России к 1996 г. кафедра вошла в период кадрового кризиса. Решению кадровых проблем способствовало создание в НГУ (1999 г.) факультета иностранных языков (декан – к. филол. н., доц. Г. Г. Куркина, с 2015 г. – канд. филос. наук, доц. С. И. Филиппов).
КИЯ была переименована в кафедру английского языка (КАЯ), которой с 2008 г. руководит канд. филол. наук, доц. Г. Т. Якушко.
В настоящее время КАЯ активно участвует в мероприятиях НГУ по обеспечению преподавания английского языка для студентов ГИ на уровне В2 и выше (в зависимости от направления подготовки и уровня студентов, некоторые студенты сдают международные экзамены по английскому языку на сертификаты уровня С1 и С2). Большинство преподавателей имеют международные сертификаты по английскому языку и методике преподавания, повышают свою квалификацию в использовании новых технологий обучения, разрабатывают электронные пособия, курсы и т. д.
Ведется активная работа со студентами по активизации их языковых навыков вне учебных занятий: праздники с представление информации о странах изучаемого языка (и других иностранных языков, изучаемых в НГУ), конкурсы, капустники и квесты на английском языке, олимпиады по английскому языку и конкурсы перевода, подготовка студентов к участию в конференциях разного уровня с докладами на английском языке, к участию в зарубежных стажировках и т. п.
Кафедра английского языка (ранее кафедра иностранных языков) была организована при создании НГУ в 1959 г. и в настоящее время обеспечивает преподавание английского языка бакалаврам, магистрантам и аспирантам ГИ в соответствии с их учебными планами. Основной практической целью обучения английскому языку в НГУ является коммуникативная компетенция в сфере профессиональной деятельности: специализированный иностранный язык для филологов, прикладных лингвистов, историков, журналистов и востоковедов. Помимо обучения языку специальности (ESP), студентам предлагается курс общеязыковой подготовки (General English), позволяющий систематизировать и совершенствовать знания, полученные в средней школе. Программа обучения предусматривает подготовку в соответствии с международными требованиями, что дает возможность успешно сдавать международные экзамены для подтверждения уровня владения английским языком по Общеевропейской шкале языковой компетенции (CEFR). Программа обновляется и совершенствуется в соответствии с меняющимися условиями жизни (развитие искусственного интеллекта, цифровизация и т.п.).
Помимо учебной работы, предусмотренной программой обучения, кафедра ведет работу по повышению мотивации студентов к изучению иностранных языков: организует олимпиады и конкурсы, учебные научно-практические конференции и праздники на английском языке, различные внеучебные мероприятия (онлайн-встречи с выпускниками и др.).
Для преподавателей организуются семинары повышения квалификации, конференции по актуальным проблемам лингвистики и преподавания языков.
Формы обучения английскому языку включают лекции, семинары и консультации, в ходе которых изучаются лингвистические, научные и культурные аспекты с помощью анализа текстов зарубежной художественной литературы, анализа современных научных статей, опубликованных на английском языке как отечественными, так и зарубежными исследователями, презентаций собственных проектов, посвященных актуальным социальным и научным проблемам, ролевых игр, case-study и т.п.