Речевые тренажеры

Руководитель проекта: МОЖЕЙКИНА Людмила Борисовна, доцент кафедры фундаментальной и прикладной лингвистики ГИ НГУ

История и текущее состояние дел

Проект начат в 2014 г. Первый этап проекта: разработка программных систем диагностики и развития связности речи, а также построения альтернативной коммуникации для детей и взрослых с речевыми нарушениями. Реализована первая работающая программа мобильного приложения для планшетного ПК (операционная система Android). Проведены эксперименты, получены статистически достоверные данные об эффективности приложения. Приложение апробировано и используется родителями для альтернативной коммуникации с детьми с аутистическим спектром нарушений (15 семей в различных городах России).

В настоящее время проходит апробация метода в специализированных детских учреждениях г.Новосибирска. Партнеры проекта: центры развития речи (Азбука, Кругозор) и муниципальные детские образовательные учреждения. Первой экспериментальной площадкой является детский сад №282. О ходе работы и результатах можно прочитать здесь: 

Планшеты учат детей говорить правильно
Ученые создали компьютерное приложение для помощи логопедам
Новосибирские ученые создают приложение для детей с нарушением речи
Новосибирские ученые разрабатывают приложение для детей с нарушением речи 

Проект решает реальную, востребованную рынком, задачу. Студенты имеют возможность участвовать в практической работе с пользователями создаваемых программ на всём протяжении обучения: в бакалавриате, магистратуре, аспирантуре. .
Таким образом проект осуществляет ведущую задачу современного инновационного образования – интеграцию фундаментальной и прикладной науки в реальную жизнь.

Аналогов создаваемых мобильных приложений и тренажеров для русскоязычных пользователей на сегодняшний момент не существует.

Формы участия студентов

  • командная работа по созданию различных этапов мобильных приложений на семинарских и практических занятиях (по прикладным вопросам лингвистики и программирования);
  • производственная практика на 3 курсе;
  • преддипломная практика 4 курса;
  • научно-исследовательская деятельность и написание выпускной квалификационной работы по материалам проекта;
  • научно-исследовательская работа в магистратуре;
  • волонтерское движение помощи родителям и специалистам, работающим с детьми с нарушениями речи (внедрение развивающих мобильных приложений в детские образовательные учреждения и центры развития речи; консультативная помощь по использованию приложений родителям детей с различными речевыми нарушениями)
  • удаленная работа с пользователями мобильных приложений

Цели проекта

  • совершенствование содержательной и программной составляющих приложения на всех уровнях языка;
  • создание компьютерных диагностических программ для разных видов и уровней речевых нарушений;
  • создание диалоговых компьютерных систем для разных видов и уровней речевых нарушений;
  • разработка дизайна, переход от пиктограмм к рисункам различной сложности;
  • создание интегрированной комплексной технологии по речевому развитию на основе компьютерных программ;
  • брендирование диагностических, развивающих и обучающих программ;
  • продвижение готовых программ на рынок образовательных услуг, в сферу помогающих профессий;
  • создание междисциплинарной студенческой командной группы; интеграция в проект студентов, смежных направлений, необходимых для реализации проекта (филология, психология, медицина, математика и компьютерные науки, информатика и вычислительная техника).
  • расширение команды разработчиков проекта, привлечение IT-компаний и высококвалифицированных специалистов в сфере психолингвистики речевых нарушений;
  • создание инновационного центра программных систем развития речи: Центра продуктивных коммуникаций.

Перспектива создания Центра продуктивных коммуникаций

Центр продуктивных коммуникаций (ЦПК) – это научно-практический и образовательный центр, создающий и продвигающий на рынок образовательных услуг высокотехнологичные комплексные программные системы речевого развития, диагностические программы, электронные тренажеры коррекции речи при её нарушениях, тренажеры для изучения иностранных языков, электронные средства альтернативной коммуникации, программы автоматической экспертизы текстов, а также вебинары, программы онлайн обучения, видео уроки эффективной коммуникации с использованием продуктов ЦПК.
 
Уникальность и практическая ценность проекта заключается в интеграции фундаментальных и прикладных исследований, практики вузовского образования, реального рынка образовательных услуг и потенциальных потребителей электронных систем речевого развития. Комплексных программ диагностики и развития связности речи, а также тренажеров формирования риторических и коммуникативных приемов для носителей русского языка, не существует. Проект объединяет лингвистов, психологов, IT-разработчиков, специалистов в области риторики, логопедии, специалистов смежных профессий, заинтересованную общественность и потенциальных потребителей.