Арина Лукаш, студентка 4 курса

В старших классах особенность и сложность выбора дальнейшего обучения заключались в том, что мне были одновременно интересны противоположные специальности: условно «гуманитарные» и «технические». Однозначно определилась только с вузом, куда хотела бы поступить, – НГУ, а список возможных факультетов состоял из факультета журналистики, геологического-геофизического, экономического, физического и механико-математического факультетов. Методом перебора вариантов пришла к выводу, что из «гуманитарного» нравятся всё же языки, а из «технического» – не столько химия и физика, сколько математика. Предполагала, что на филологии мне будет не хватать формул и задач, а на математическом факультете – профильного русского и иностранного языков.
Отделение фундаментальной и прикладной лингвистики, существовавшее на момент моего поступления лишь третий год, стало тогда наиболее подходящим решением школьной неопределённости, поскольку программа бакалавриата как раз включала целое множество дисциплин, которые изучают на разных факультетах: гуманитарные, общекультурные, социально-экономические, математические и естественнонаучные. Уже в сентябре на третьем курсе каждому из нас был предоставлен выбор: заниматься компьютерной (математической) или прикладной лингвистикой, психо- или нейролингвистикой. Моя специализация – компьютерная лингвистика – стала, можно сказать, искомой неизвестной: название одного из предметов, «математические модели языка», ещё до поступления запомнилось своей нестандартностью, а полученную за первые два года обучения теорию языкознания, фонетики, лексикологии, морфологии и синтаксиса (необязательно русского языка) было желание применять на практике при создании программного кода.

Сама специальность «Фундаментальная и прикладная лингвистика» необычна в силу своей междисциплинарности, поэтому, возможно, филологам иногда кажется, что в нашем расписании недостаёт истории литературы и древнегреческого языка (который сейчас уже есть), а математикам хочется видеть в нём функциональный анализ и аналитическую геометрию. В начале учёбы не было уверенности в том, что станет возможным совмещать и успешно осваивать всё то, чему здесь можно научиться у исключительного, на мой взгляд, преподавательского состава тех же во многом противоположных профилей. Студентам же нашего отделения в один день хорошо бы быть готовым первой парой, по М.В. Ломоносову, «приводить ум в порядок», доказывая, к примеру, теорему Вейерштрасса и рассчитывая производные сложной функции, а уже на следующей определять тип склонения существительного старославянского языка или приводить основные этапы изучения синтаксиса. Наверное, именно это может казаться непривычным и непростым, но, как теперь думается, в этом же уникальность направления, именуемого ранее «математической лингвистикой», и для меня действительная возможность, помимо университетского «научиться учиться», использовать компьютерные и математические методы в лингвистических исследованиях.