О том, как изменился «УЖ» и как журналу удалось стать лучшим студенческим изданием на Фестивале молодежной журналистики «Time Code», нам рассказали главный редактор Владимир Чубаров, выпускающий редактор Александра Леонтьева и автор Алина Васильева:
– Я каждый месяц ищу конкурсы СМИ и подаю заявки, – рассказывает Владимир Чубаров. – В этот раз получилось поехать в Екатеринбург, там было всего три финалиста, и «УЖ» вошел в их число. Мы не пожалели, что поехали туда, ведь программа была лучше, чем на конкурсе в Санкт-Петербурге: приезжали разные журналисты из известных изданий.
Справа налево: Алина Васильева, Дарья Култаева, Владимир Чубаров, Александра Леонтьева.
В Санкт-Петербург сотрудники «УЖа» поехали для участия в молодежном форуме «МЕДИА-СТАРТ», который проводится с 2013 года.
– Мы подали заявку, и нас пригласили, – объяснил Владимир Чубаров. – Тем более, что эту поездку нам полностью оплатили благодаря Пресс-службе и ФЖ НГУ.
За последние два года журнал «Университетская жизнь» сменил не только обложку, оформление и подход к наполнению издания, поменялся и состав редакции.
– Два года назад меня в «УЖ» позвала главный редактор Женя Соколовская, – рассказывает Владимир Чубаров, – тогда она уезжала в Санкт-Петербург учиться в магистратуре и оставила свой пост. К тому, что есть сейчас, мы эти два года и шли. С Сашей мы пришли одновременно, а Алина чуть позже, через месяц. Пришли мы потому, что было распределение в рамках внутрисеместровой практики на ФЖ НГУ: «телевизионщики» идут на практику в NSU LIFE, «радийщики» – на радио «Кактус», а «печатники» уже к нам.
– Это сейчас, но два года назад в NSU LIFE нельзя было идти, – добавляет Алина Васильева. – Моя специализация, как раз, тележурналистика, сюда я пришла проходить внутрисеместровую практику и решила остаться.
– Сашу я пригласил сам, как и некоторых других авторов, – уточняет Владимир. – Первым таким человеком была Катя Руденко. Два года назад для работы над журналом мне нужен был единомышленник с хорошим вкусом и желанием усовершенствовать не столько тексты, сколько оформление издания, поэтому я предложил Кате стать выпускающим редактором. Сейчас она уехала в Санкт-Петербург и отвечает, в основном, за визуальный ряд, а Саша стала новым выпускающим редактором.
Когда Владимир Чубаров и Екатерина Руденко пришли в «УЖ», они сразу решили изменить облик издания, чего бы им это ни стоило. Владимиру хотелось сделать «своё издание»:
– Сначала у нас возникали проблемы: и с типографией, и с вёрсткой, и с текстами и т.д. Говорят, что издание похоже на тех, кто его выпускает. Не буквально, конечно. Каждый привносит что-то своё, происходит персонификация издания. Не все идеи получалось реализовать. Например, мы хотели, чтобы журнал был напечатан на хорошей мелованной бумаге, с этим до сих пор проблемы. Нужно было еще подстроиться под аудиторию предыдущего «УЖа», поэтому изменения внедрялись постепенно, то есть каждый семестр мы пытались сделать что-то новое. В этом году устоялась графическая модель, тексты, рубрики, но мы решили логотип поменять, а также реализовать другие новые идеи: например, летом этого года в журнале было 24 страницы, а сейчас уже 40.
Владимир и Екатерина хотели делать тематические номера журнала, чтобы осветить все грани университетской жизни. Изменения коснулись не только самого журнала, но и методов привлечения аудитории: в 2016 году появились pdf-версии журнала, а паблик «УЖа» во «ВКонтакте» стал активнее.
– Еще год назад паблик был неактивным, – рассказывает Александра , – но в последнее время мы стараемся развивать его.
– Да, активность паблика заметно повысилась, – добавляет Владимир, – читатели ставят «лайки». Удивительно смотреть, когда один материал собирает больше «лайков», чем целый номер. С группой во «ВКонтакте» мы только с сентября решили работать. Раньше я только писал анонс и выкладывал новый номер.
– У меня есть друзья, которые не учатся в НГУ, и они говорят, что pdf-версии для них очень удобны, – отмечает Алина. – Например, моя подруга Вика следит за каждым номером. У нее нет возможности приобрети печатную версию журнала, потому что в последнее время их очень быстро разбирают, а электронную версию можно прочитать, даже если ты не учишься в НГУ. Сама же я фанат печатной версии, я люблю потрогать, полистать журнал.
Как говорит Владимир, трудно получить пост главного редактора в каком-либо издании, особенно если ты студент, поэтому он считает такой опыт полезным, так как это позволило ему создать своё издание, начиная от тематики и заканчивая оформлением:
– В крупных изданиях нельзя сломать всё и создать что-то своё, как здесь. Мы пришли сюда, когда «УЖ» не был настолько серьезным изданием, чтобы мы смогли его разрушить совсем, хотя он и сейчас не настолько популярен, чтобы у нас был фанклуб или повсюду висели наши плакаты, но видно, что номера стали более востребованы.
– Я в душе «печатник», хоть и специализируюсь на тележурналистике, – добавляет Александра. – Здесь я пишу всего несколько материалов месяц, поэтому я рада, что Вова меня сюда пригласил.
– У меня аналогичная ситуация, – объясняет Алина. – Мне не хочется забывать, как писать статьи, да и пишем мы всего раз в месяц. Я не думаю, что в будущем продолжу заниматься печатной журналистикой, основной упор у меня на телевидение.
Занимая пост главного редактора, Владимир Чубаров одновременно работает выпускающим редактором журнала «Status», поэтому считает, что «УЖ» помог ему в формировании представления о жизни редакции успешного журнала:
– Мы здесь стараемся браться за темы, которые соответствуют молодежным и интернет-изданиям. Конечно, если у человека за плечами только «УЖ», а он захочет пойти работать в «КоммерсантЪ», то ему будет трудно адаптироваться.
Когда создаешь новое издание, так или иначе, приходится ориентироваться на те СМИ, которые сами сотрудники редакции считают успешными. Сотрудники «УЖа» отмечают, что не выбирали в качестве эталона какое-либо определенное издание, но сами видят сходство с некоторыми из них.
– Нам говорили наши читатели, что «УЖ» сейчас похож на «The Village», – рассказывает Владимир. – Возможно, я на него ориентировался, когда создавал новый формат «УЖа». У нас даже был food-номер, который уже больше на него похож. Когда мы занимались переделкой «УЖа», была ещё «Meduza», оттуда мы какие-то игровые формы взяли. В целом, для меня недостижимым идеалом всегда был русскоязычный «Esquire», но мы всё-таки действуем в рамках разумного и не пишем, например, о правилах жизни ректора. Наш автор Даша Култаева говорит, что она представляет себя редактором «Афиши», когда пишет тексты.
Как главный редактор Владимир не чувствует никакой цензуры со стороны руководства университета, он ни с кем не согласует номера, а использует лишь свой внутренний фильтр:
– У нас были и резонансные материалы. Например, мы включили интервью с создателями популярных пабликов в номер про еду, и читатели обратились в приемную ректора. Мы лаконично и тактично ответили, что создателями пабликов являются студенты НГУ, к тому же, все ходят в магазины и видят там стенды с алкогольными напитками. Мы не ставили перед собой цель пропагандировать употребление алкоголя, мы лишь рассказали о пабликах, которые являются частью студенческой жизни.
Как рассказали в редакции «УЖа», они придерживаются развлекательного формата, поэтому не публикуют материалы, которые могут негативно сказаться на репутации университета.
– Нас критиковали, конечно, из-за того, что мы не проводим расследования, не разоблачаем взяточников и т.д., – поясняет Владимир Чубаров. – Мне кажется, что это не то, что я хочу видеть в своем издании как главный редактор. Может быть, следующий главный редактор, как раз, будет искать такие сюжеты.
– У нас действительно развлекательный формат, – добавляет Алина Васильева. – Мы не хотим искать пропавшие деньги. Тогда это уже было бы совсем другое издание.
Владимир занимает пост главного редактора уже два года и старается учесть идеи всех авторов. По словам Алины Васильевой, он поддерживает любую идею, и даже если предложение не подходит, он не говорит об этом прямо, а мягко намекает, направляет в нужное русло.
– У нас с Катей Руденко была система: она «плохой полицейский», а я «хороший», – говорит Владимир. – Катя чаще была строгой, но мы перенимали друг у друга элементы руководства. Тогда была сложность еще в наборе авторов, их не хватало, но мы все равно проводили отбор. Мы сразу обозначили условия: наличие портфолио и выполнение тестового задания. Часто происходило так, что мы даем тестовое задание, а человек пропадает. После того, как «УЖ» поменял дизайн и стал активнее вести себя в социальных сетях, желающих стало больше.
В редакции «УЖа» работают не только студенты ФЖ, есть и выпускники, и представители других факультетов. Например, Владимир Чубаров рассказал о студентке ММФ:
– Была у нас талантливая девушка, Ксюша Петухова. У нее была страсть к журналистике, и писала она иногда намного лучше, чем некоторые студенты ФЖ.
С каждым месяцем на планерках «УЖа» собирается все больше авторов, появилась даже особая традиция – поедание пирогов.
– Даша Култаева очень любит печь, поэтому решила, раз уж мы все последний год вместе работаем, то она будет на каждую планерку приносить пироги, – рассказывает Алина Васильева.
– Конечно, на планерках мы не только пироги едим, – добавляет Александра Леонтьева, – они у нас проходят продуктивно. Все приходят с уже готовыми идеями, мы их обсуждаем и вырабатываем новые.
– Часто люди приходят на планерку и начинают речь с фразы «У меня, конечно, глупая идея, но…», и мы все вместе придумываем форму, направление, визуальный ряд, и «глупая» идея уже не кажется такой глупой, – уточняет Владимир.
Зимой 2015 года сотрудники редакции «УЖа» разработали проект мобильного приложения и уже были готова воплотить эту идею, даже нашли разработчиков из Технопарка, но стоимость была такой, что пришлось её отложить.
– Сейчас мы ищем студентов с ФИТ, которым это было бы интересно, – поделился Владимир Чубаров. – Такие люди сейчас есть, но нужно время. Надеемся, что к концу года мы сможем этот проект запустить, но это не означает, что печатный вариант мы уберем, он должен оставаться.
Максим Логунов