2 ноября в Новосибирском государственном университете открылась VI Международная научно-практическая конференция «Коммуникативная культура современности», посвященная проблемам массовой и межличностной коммуникации, функционирования журналистики и СМИ в обществе.
Профессор кафедры отечественной истории, д.и.н., директор Гуманитарного института Новосибирского государственного университета, доктор исторических наук Андрей Сергеевич Зуев поприветствовал участников, отметил безусловную значимость и актуальность темы конференции, а также поделился информацией о возможном расширении формата мероприятия с привлечением большей аудитории историков и специалистов по межкультурным коммуникациям.
Заместитель директора ГИ по научной работе, доктор филологических наук Ольга Дмитриевна Журавель напомнила, что ключевой тематикой конференции будет информационное пространство города, причём не только в условиях современности, но и в период исторического прошлого.
Первым на пленарном заседании выступил старший преподаватель кафедры массовых коммуникаций Константин Анатольевич Пономарев с докладом на тему: «Город онлайн: информационное пространство и социальные коммуникации в эпоху тотальной цифровой урбанизации». Докладчик отметил, что цифровое пространство города мобильно и социально, а дополненная реальность, разумеется, пока что играет второстепенную роль, но становится всё важнее. По его словам, в скором времени человек в очках дополненной реальности станет новым прообразом гражданина, заменив собой человека, существующего перманентно со смартфоном в руках.
Одна из главных функций дополнительной реальности – интеграция с социальной реальностью. Очки легко напомнят своему владельцу всю необходимую информацию о знакомом, повстречавшемся на улице, и даже могут предложить несколько новых тем для разговора. Процесс оцифровывания городского пространства запущен, а программное обеспечение давно готово, остается лишь уладить проблемы с правовым аспектом и стремиться вперёд – к прыжку в дополнительную реальность. По мнению Константина Пономарёва, журналистов необходимо заранее подготовить к существованию в подобном пространстве.
Виктория Евгеньевна Беленко в своём докладе рассмотрела содержательные особенности городских порталов в контексте развития городской интернет-журналистики. В качестве примеров были использованы NGS.ru и E1.ru – крупные новосибирский и екатеринбургский интернет-проекты, входящие в двадцатку самых посещаемых сайтов РФ. Докладчик отметила, что успех порталов обеспечен большим разнообразием сервисов, текстами, отвечающими потребностям и интересам жителей города, а также возможностью комментирования. Под сообщениями на наиболее животрепещущие темы члены городского сообщества разворачивают целые дискуссии длиной в сотни комментариев, в которых каждый желающий может выразить своё мнение, проголосовать за комментарий другого человека или процитировать его, а также удалить реплики нежелательных авторов из своей ленты. В свою очередь, подробная интернет статистика позволяет определить количество прочтений, наиболее популярные темы, состав аудитории и прочую информацию, помогающую порталу подстроиться под требования медиапотребления.
Симулякрам искусства в шоковой эстетике масс-медиа был посвящен доклад члена Союза журналистов России, к.ф.н. Валентины Дмитриевны Мансуровой. Концептуальное искусство, поп-арт, лэнд-арт, фотореализм, арте повера, акционизм и прочие термины и явления, известные ранее только в узких кругах ценителей, всколыхнули современное общество. Причиной распространения стилей с такими специфическими, во многом противопоставленными классическим, идеалами стала возможность выхода к массовой аудитории ранее узко специализированных изданий. Кроме того, развитие компьютерной графики даёт творцам возможность экспериментировать, отсюда появились некоторые экспериментальные направления: «гигантизм», «эксцентрик-арт», «перформенс», «гиперреализм» и другие. Такие необычные произведения искусства, отражающие, в первую очередь, живую социальную и политическую реальность, требующие общественного признания, могут вызвать у зрителя множество вопросов.
В качестве примера актуального искусства Валентина Дмитриевна приводит акции арт-проекта Pussy Riot, которые в марте 2012 года всколыхнули всю Россию. Можно ли считать это искусством? А интернет-мем «упоротый лис»? Представьте себе, да, это современное искусство. По мнению экспертов, даже скандальные карикатуры Charlie Hebdo не просто имели место быть, они были необходимы обществу, чтобы указать на его ошибки. Искусство – инструмент смещения общественно-нравственных границ. Реакция общества на актуальные события выражается в мобилизированных журналистикой образах, и это уже не симулякры, а художественно воспроизведенная правда жизни.
Профессор кафедры истории и теории журналистики Юрий Васильевич Шатин представил работу, подготовленную совместно с заведующим кафедрой семиотики и дискурсного анализа Игорем Витальевичем Силантьевым. В своём исследовании ученые затронули тему литературной критики Сибири в борьбе с российским авангардом двадцатых годов прошлого столетия.
Русский литературный авангард, сложившийся в первой трети ХХ века, был принят политической властью неоднозначно: революционное стремление изменить мироустройство не могло быть не принято новой властью, но расхождение целей авангарда и запросов рабочей аудитории вызывало негативное отношение. Тенденции российского авангарда критиковали повсеместно и самые разные издания. В своём исследовании Юрий Васильевич и Игорь Витальевич особое внимание уделяют борьбе Валериана Правдухина с российским авангардом на страницах журнала «Сибирские огни», длившейся семь лет с момента его возникновения в 1922 года. Его критике подвергались не только буржуазная сущность авангарда и отрицание средств художественного языка, но и яркие фигуры российского авангарда – Маяковский, Пастернак, Эренбург. В пафосе творчества безусловно талантливого Маяковского Правдухин видел мелкобуржуазный бунт, поэзию Пастернака считал боязнью мещанина-аристократа, разбуженного революцией, а Эренбурга сравнивал с парламентским либеральным болтуном, забаррикадировавшим себя от нападения людей.
После 1925 года критика стала более агрессивной. На первый план вышла опасность влияния авангардистов на пролетарских писателей, которые могли перенять их методы, и обвинения русской классической литературы в чрезмерной сложности для современного читателя. Но уже в 1929 году в условиях напряженной внутрипартийной политической борьбы, эти проблемы утратили свою значимость, и война с российским авангардом подошла к концу.
Завершил пленарное заседание доклад профессора кафедры семиотики и дискурсного анализа Ирины Всеволодовны Высоцкой на тему «Субстантиват-название как социокультурный знак». В своём исследовании Ирина Всеволодовна отследила связь между словами «газетная» и «серверная». Данные слова, репрезентирующие разные исторические периоды, являются существительными адъективного склонения со значением названия помещения, но относятся к разным типам субстантивации.
Слово «газетная», обозначающее комнату в общественном заведении для хранения и чтения книг, демонстрирует уклад российской общественной жизни России XIX века. Слово «серверная», пока не зафиксированное в толковых словарях, функционирует в разговорной речи программистов и СМИ относительно недавно и обозначает технологическое помещение со специальными условиями для размещения и хранения серверного и телекоммуникационного оборудования. По словам докладчика, появление этих слов не только свидетельствует о продуктивности адъективации, несправедливо воспринимаемой как грамматический архаизм, но и маркируют разные способы распространения и получения информации, во многом определяющие стиль жизни, и подтверждает представление о том, что субстантиват выступает как знак социокультурного кода.
Продолжилась конференция секционными заседаниями: «Языки и дискурсы СМИ», «Повестка СМИ и коммуникативное пространство в исторический ретроспективе», «Теория и практика массовой информации».
Ольга Летягина
фото автора